Пояснительная записка

Ю.Н.Кабанков

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ

ПИСЬМЕННОСТИ

И ПАТРИСТИКА

Учебно-методическое пособие

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

ББК 86.3

K 12

Кабанков Ю.Н.

К 12 История христианской письменности и патристика:

Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 31 с.

Пособие является руководством по освоению курса и призвано помочь студентам-теологам Института истории и философии ДВГУ в организации самостоятельного изучения данной дисциплины.

Содержит программу курса, темы лекций, планы семинарских занятий, контрольные вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.

0400000000

180(03)-2005 ББК 86.3

© Кабанков Ю.Н.,2005

© Издательство Дальневосточного

университета, 2005


ВВЕДЕНИЕ

Цель курса – духовная и научно-аналитическая ориентация студентов в сфере христианской письменности и литературного творчества отцов Церкви, изучение и понимание религиозных, философских, филологических проблем и аспектов христианской письменности, приобретение навыков углубленного прочтения духовной литературы.

Разрешение этих вопросов предполагает понимание различия между «светской» (мирской) и религиозной литературой, умение видеть и находить точки их соприкосновения и противостояния. Для этого преподавание курса «История христианской письменности и патристика» предусматривает широкую ориентацию студентов как в историческом, так и в социально-культурном аспектах каждой рассматриваемой эпохи.

Среди прочих теологических дисциплин патристикой (или патрологией) называется дисциплина, занимающаяся изучением творений святых отцов Церкви, чьи имена и учения прочно вошли в Православное Предание. Многие имена отцов Церкви известны, к примеру, из курса истории философии; это Василий Великий и Григорий Нисский, это Бл. Августин, Дионисий Арепагит, Григорий Палама.

Неотъемлемой и неизбежной частью христианской мысли являются такие личности, как, например, Ориген, великий христианский мыслитель и богослов. Хотя Ориген и был осуждён Церковью, но без знания его учения невозможно понять логику развития христианского богословия первых пяти веков, так как его учение лежит в основе всех основных течений восточной Православной мысли того времени.

Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо от понятия Церковного Предания, которое необходимо связано с понятиями авторитета и отбора: у христиан один Учитель – Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения. Получается, что всё содержание христианской веры мы черпаем как бы «из вторых рук».

Отцами Церкви считаются такие личности, такие учители и писатели, в которых Церковь единодушно признаёт авторитетных свидетелей, т.е. людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину.

В свете Православного понимания Божественное Откровение не может быть ограничено св. Писанием, а св. Предание не ограничивается никакими хронологическими рамками.

Основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера, ибо Церковь определяет себя как апостольскую, а не святоотеческую. Потому св. отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такой человек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоять заблуждениям. Чёткая «юридическая» формулировка в таком случае невозможна: вся Церковь, всё предание служат здесь критерием. Таковое отсутствие чётких определений в каком-то смысле представляет большое неудобство: люди любят, чтобы их направляли, ими руководили, указывали, как поступать и что думать.

Отцы Церкви жили в конкретной исторической и культурной обстановке, и их писания были ответами на определённые вопросы, адресованные конкретным лицам. Всё это имеет огромное значение для правильного понимания святоотеческих творений. Для того, чтобы действительно проникнуть в мир св. отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас – носителей иного менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, необходимо воспринимать творения отцов Церкви в историческом контексте.

История неразрывно связана с Преданием, однако между ними следует проводить различие. И, конечно же, нельзя отождествлять святоотеческую литературу с историей христианской литературы, поскольку, например, в раннехристианский период существовало множество апокрифических писаний, которые не считаются и не являются боговдохновенными, и которые, тем не менее, представляют определённую ценность для исследователей раннего христианства.

То же самое можно сказать о сочинениях, причисленных к еретическим. Ведь в падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже «имеют право» на заблуждения. Еретические утверждения можно при желании отыскать почти у любого св. отца. Однако не существует такого явления, как полный и абсолютный еретик (за исключением, конечно, самого противостоящего Богу – диавола).

Отцы Церкви писали, в основном, по-гречески, по-латыни, а также на сирийском языке (вспомним Ефрема Сирина с его Великопостной молитвой).

Итак, на протяжении двух семестров, основываясь на творениях и жизнеописаниях авторов святоотеческой христианской литературы, мы изучим историю патристики, познакомимся с мужами апостольскими и их творениями, обратимся к раннехристианским апологетам, узнаем об отношении раннехристианской мысли к эллинистической культуре; будем говорить и внутрицерковных расколах и борьбе с ними, увидим, как возникала христианская наука и философия. Далее – окунёмся в «золотой век» святоотеческой письменности, приведшей к вершине этого «века» - каппадокийскому синтезу. Узнаем о заблуждениях Оригена и Бл. Августина, погрузимся в христологическое споры; вслед за преп. Иоанном Дамаскиным выступим «против порицающих иконы»; с патриархом Фотием обратимся к опровержению filioque, а со свт. Григорием Паламой, выступив «В защиту священнобезмолвствующих», уясним суть исихазма.

Всему этому будут способствовать семинарские занятия, на которых студенты учатся – в рамках означенного курса – самостоятельно «мыслить и мочь».

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«История христианской письменности и патристика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и авторских разработок.

Учебный план предусматривает различные виды занятий по курсу «История христианской письменности и патристика».

Основной формой получения студентами современных теологических знаний являются лекции по наиболее важным темам курса, содержащим как традиционно устоявшиеся, так и новейшие научно-теологические сведения, не всегда включаемые в вышедшие учебные пособия по теологии и истории христианской письменности.

Для усвоения основных положений лекции, успешного ее запоминания следует, внимательно слушая лектора, составлять конспекты. Подзаголовки разделов лекции, новые имена и понятия, определения и наиболее важные обобщающие выводы следует записывать полностью, иначе потом их будет трудно воспроизвести. Обычно лектор на них замедляет темп речи или повторяет их. Особое внимание следует уделить правильной записи, правильному произношению и правильному пониманию иноязычных богословских и философских терминов, для чего студенту следует как можно чаще обращаться к соответствующим специальным словарям. Терминологическая грамотность – важное требование к изучению специальной литературы. Для студента в книгах не должно быть ни одного непонятного слова.

В тетради, предназначенной для конспектирования лекций, следует оставлять поля с таким расчетом, чтобы после прочтения лекционного материала можно было сделать исправления, дополнения, привести примеры. Своевременная работа над конспектом лекции позволит не только исправить оплошности в записях, но и прочнее усвоить необходимые знания.

Основной целью курса является духовная и научно-аналитическая ориентация студентов в сфере христианской письменности и литературного творчества отцов Церкви, изучение и понимание религиозных, философских, филологических проблем и аспектов христианской письменности, приобретение навыков углубленного прочтения духовной литературы.

Для достижения означенной цели необходима, помимо лекционной, значительная самостоятельная работа студента, предусмотренная в семинарских занятиях курса.

Семинарские занятия по курсу «История христианской письменности и патристика» призваны закрепить, углубить знания студентов, полученные на лекциях, консультациях и в результате самостоятельной работы над литературой, развить у них научно-теологическое мышление. На семинарских занятиях у студентов вырабатывается необходимый будущему богослову навык – умение публично выступать. К тому же, семинары являются формой контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов. Студенты, пропускающие семинарские занятия и плохо успевающие, вызываются преподавателем на консультацию для сдачи задолженностей по изучаемым темам.

При подготовке к семинарскому занятию по определенной теме студент должен руководствоваться планом, изучить и законспектировать всю рекомендуемую литературу. Семинар проводится в студенческой группе и проходит в определенной последовательности:

постановка вопроса преподавателем согласно плану;

предоставление слова студенту, желающему выступить по данному вопросу, или вызов студента на усмотрение преподавателя;

освещение вопроса студентом;

ответы студента на вопросы, связанные с выступлением;

обсуждение студентами данного вопроса;

заключение преподавателя;

ответы преподавателя на вопросы студентов.

При подготовке к семинарам, коллоквиумам, экзамену студент реферирует (конспектирует важнейшие фрагменты) источники – священные и богословские тексты. Готовые конспекты проверяются преподавателем, после чего могут использоваться студентом при подготовке к ответу на экзамене.

Выступление на семинаре должно быть глубоким, содержательным, конкретным, логичным. Освещая вопросы, студент не должен пользоваться учебными пособиями. Он может использовать только проработанный законспектированный материал. Рекомендуется следующий порядок подготовки конспекта: сначала читается по учебнику или монографии та или иная тема, а затем сразу закрепляется и углубляется понимание ее основных вопросов путем изучения основных источников. Это гораздо эффективнее, чем читать учебные пособия несколько раз. Работа по системе «учебник/монография – основные источники – краткий конспект с выводами» дает прочные и глубокие знания и позволит наиболее эффективно использовать время, отведенное на данный предмет.

Студент должен внимательно слушать выступающих, чтобы вступить в дискуссию, поправить или дополнить ответы своих товарищей. По ходу выступления и обсуждения вопросов темы семинарского занятия полезно вносить поправки и дополнения в свои конспекты. В ходе проведения семинарского занятия студенты пишут письменные контрольные работы на заданную тему, выступают с рефератами, решают задачи.

Письменная работа должна быть результатом большой самостоятельной работы студентов над материалом (объем письменной/контрольной работы – 10-12 страниц).

Основные требования к письменным работам:

а) правильное освещение вопросов темы, полное и самостоятельное их изложение;

б) содержание должно свидетельствовать об использовании всех источников по данной теме;

в) необходимо подтверждение основных теоретических положений примерами и фактами из истории,

г) работа должна быть написана от руки, литературным языком, грамотно, аккуратно оформлена внешне.

Использование цитат должно быть дословным, непосредственно из цитируемых произведений. Они заключаются в кавычки. В сносках указываются автор, название произведения, место и год издания, том и страницы.

По темам, включенным в семинарские занятия, проводится коллоквиум – устное собеседование преподавателя со студентами, в ходе которого выясняются знания студентов.

Контрольные вопросы служат для самоконтроля и проведения промежуточного и итогового тестирования студентов. Рекомендуемая литература обеспечивает синхронную работу студента над учебным и хрестоматийным материалом.

Преподавание курса тесно связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: это культурология, политология, религиозная философия, история религий, христианская этика и эстетика, религиозно-философская проблематика художественной литературы нового времени и т.д. Преподавание курса учитывает содержание этих, сопричастных нашему курсу дисциплин.

По завершении обучения студент должен и сможет:

Овладеть системой знаний об основных этапах движения истории христианской литературы, фундаментальных теоретических проблем изучения ее всевозможных аспектов, уметь сопоставлять теоретический и обыденный планы в рамках произведений христианской письменности.

Иметь представление об основных этапах развития и деградации религиозной мысли в рамках духовного творчества христианских писателей.

Иметь представление о специфике раннехристианского мышления в контексте религиозного целого.

Владеть категориальным и методологическим аппаратом, связанным со спецификой курса.

Владеть навыками работы с религиозными, философскими, художественными и публицистическими текстами, посвященными проблематике дисциплины.

Владеть приемами сопоставительного анализа различных мировоззренческих позиций и концепций.

Уметь устанавливать связь между духовно-религиозными концепциями и соответствующими жизненными (практическими, поведенческими) позициями.

Уметь определять место, позицию и значение конкретного произведения в контексте мировой религиозно-философской мысли.

Владеть навыками религиозно-философского анализа социокультурной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: