Содержание дисциплины

Семестр 1

Тема 1 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Литература «светская» и литература духовная, их цели и задачи, точки соприкосновения и отталкивания. «Таблица умножения и деления возможностей».

Тема 2 (4 ч.л., 4 ч.с.)

История патристики. Периодизация истории христианской письменности. История написания Евангелия. Его достоверность. Апокрифы древних христиан. «Диатессарон» Татиана.

Тема 3 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Мужи апостольские и их творения. Свт. Климент, еп. Римский; свщ. Поликарп, еп. Смирнский; свщ. Игнатий, еп. Антиохийский.

Тема 4 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Учение двенадцати апостолов (кон. I - нач. II вв.) Открытие в 1883 г. Содержание: путь жизни и смерти. Нравственно-практический характер; сведения об апостолах, пророках, учителях, епископах и диаконах; эсхатология, черты хилиазма.

Тема 5 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Свщ. Игнатий Богоносец. (Жизнеописание, характерные черты личности. Послания и их догматическое содержание: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церкви и епископе; кафоличность (единство земной и небесной Церкви).

Тема 6 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Раннехристианские апологеты и их творения (Кодрат, Аристид, послание к Диогнету, Аристон Передейский, свщм. Иустин Философ, Татиан, Афинагор, еп. Антиохийский Феофил, Ермий философ, Марк Мунций Феликс).

Тема 7 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Свщм. Иустин Философ. Творения: две «Апологии против язычников», «Диалог с Трифоном иудеем». Отношение к древней философии, учение о Боге, учение о Логосе и Св. Духе, учение об ангелах и злых духах, учение о спасении, эсхатология.

Тема 8 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре. Гностицизм и борьба Церкви против него. Ириней, еп. Лионский, Ипполит Римский, Тертуллиан.

Тема 9 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Свщм. Ириней, еп. Лионский (135-202 гг.). Жизнеописание. Творения: «Обличение и опровержение лжеименного разума» (ок. 180-190 гг.). «Доказательство апостольской проповеди» (ок. 190-200 гг.). Источники вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских церквах и епископе; учение о Логосе; учение о спасении; эсхатология.

Тема 10 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Расколы и борьба Церкви против них. Свщ. Киприан, еп. Карфагенский (200-258 гг.) Жизнеописание. Творения: апологетические, догматические, канонические, нравственные (трактаты), письма. Учение о единстве Церкви; кафоличность (единство поместных Церквей): учение о епископе; отношение к вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов.

Тема 11 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Возникновение христианской науки и христианской философии. Климент Александрийский (ок. 150 – после 216 гг.) Жизнеописание. Сочинения: Трилогия: («Увещатель», «Педагог», «Строматы»); экзегетические; гомилитические; канонические («пасхалистские»). Отношение к древней философии; вера и гнозис в отношении к двум ступеням знания и морали; учение о Боге; учения о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творение мира, грехопадение); эсхатология (отрицание хилиазма и вечности мучений).

Тема 12 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Ориген (182-251 гг.) Жизнеописание. Сочинения: библейско-критические, библейско-экзегетические, догматические («О началах»), апологетические («Против Цельса»), нравственные («Увещание к мученичеству»), письма. Учение Оригена. Метод – правило веры. Учение о Боге. Учение о Логосе и Сыне Божием. Христология. Учение о Св. Духе. Субордиционизм. Космология. Учение о спасении. Эсхатология (апокатастасис).

Тема 13 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Наследие Оригена в последующее время и его оценка. Оригенизм в III в. История арианства.

Тема 14 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Тринитарные споры IV в. Свт. Афанасий, архиеп. Александрийский (298-373 гг.). Жизнеописание. Творения: апологетические («Слово о воплощении Бога Слова»), догматико-политические («Четыре слова против ариан», «Четыре послания к Серапиону», историко-полемические, экзегетические, аскетические (Житие преподобного Антония Великого), пасхальные письма. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность – ипостась, единосущие – подобносущие; единоначалие, рождение, исхождение. Космология (божественный мир идей, Логос). Сотериология (сотворение первых людей и их грехопадение, обожение человеческой природы в лице Искупителя и обожение искупленных).

Тема 15 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Свт. Кирилл, архиап. Иерусалимский (315-386 гг.). Жизнеописание. Творения: Катехизические беседы; Беседа о расслабленном; Послание к императору Констанцию о явлении Креста. Особенности учения о Пресвятой Троице (как предшественник новоникийцев: терминология). Учение о личности Христа и совершенном Им искуплении (параллелизм грехопадения и искупления). Оглашения и таинства Церкви по свидетельству св. Кирилла.

Тема 16 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Каппадокийский синтез. Свт. Василий (Великий), архиеп. Каппадокийский (330-379 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: догматические («Против Евномения», «О Духе Святом»), экзегетическое («Шестоднев»), аскетические («Нравственные правила»), гомилетические, письма. Учение. Источники богопознания (Писание, Предание, естественное откровение). Нравственное условие богопознания. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология св. Василия как главы новоникийцев: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. Учение о творении мира, ангелов и человека.

Семестр 2

Тема 1 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Свт. Григорий, архиеп. Назианзинский (Богослов) (330-385 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: догматические («Пять слов о Богословии»), пасторологические («Защитительное слово по поводу бегства в Понт»), гомилетические, письма («Послание к монаху Евагрию о Божестве»), стихотворения. Учение: богословие и вера простых; условие богопознания (отречение от чувственного, собранность ума, освобождение от мирских забот); богопознание (полемика с Евномием); учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное пособие по существу); нерожденность, исхождение. Доказательство единства лиц Троицы. Учение о св. Духе. Христологическая терминология: две природы, одна ипостась; существенное соединение природ. Полемика с Аполинарием. Сотериология (цель воплощения, значение смерти Христа). Эсхатология (очистительное действие адского огня).

Тема 2 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Свт. Григорий, еп. Нисский (ок. 332- после 394 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: «Об устроении человека», «О шестодневе»; догматические («Большое огласительное слово»), «Против Евномия», «К Авлалию о том, что не три Бога»); нравственно-аскетические; проповеди; письма. Состав догматической системы. Учение о богопознании (непостижимость существа, познаваемость в деятельности; три ступени богопознания). Учение о Боге (философский характер). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие; нерожденность, единородность, происхождение от Отца через Сына. Новое доказательство единства лиц Троицы. Учение о творении мира; человека (двуэтапность). Христология. Христологическая терминология: единая ипостась, двуэтапность ипостасного единства.

Тема 3 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский (ок. 344-407 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: экзегетические (Бытие, Псалмы, Евангелие от Матфея, от Иоанна, Деяния, Послания апостола Павла); нравственно-аскетические; пасторологические («Шесть слов о священстве»); проповеди; письма («К Олимпиаде»). Нравственный характер творения св. Иоанна Златоуста. Учение о пастырстве.

Тема 4 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Монашеская литература в IV в. (Евагрий Понтийский и св. Макарий Египетский). Меньшие богословы IV в. (св. Евстафий Антиохийский, Дидим Слепец, св. Амфилохий Иконийский, св. Епифаний Кипрский). Учители крайнего Востока IV в. (Иаков Афраат, преп. Ефрем Сирин).

Тема 5 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Блаженный Августин, еп. Иппонийский (354-430 гг.). Жизнеописание. Творения апологические («О граде Божием»); экзегетические; догматические («против Пелагия», «О Троице»); философско-полемические и философско-догматические («Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Энхиридион Лаврентию или о вере, надежде и любви»); автобиографические («Исповедь», «Отречение»). Доказательство бытия Божия. Особенности учения о Боге как существе простом. Учение о Пресвятой Троице: единство и различие ипостасей; обоснование тройственности лиц Божества (память, интеллект, воля) – начатки филиокве. Полемика с пелагианами и учение о благодати и предопределении ко спасению. Учение об отношении Церкви и государства.

Тема 6 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Христологические споры V-VI вв. Несторианство и монофизитство. Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский (ок. 380-444 гг.). Жизнеописание и характерные черты личности. Творения: экзегитические (двенадцать малых прорококв, Исайя, Евангелие от Иоанна, от Луки, «О поклонении в Духе и Истине»); догматические («Сокровищница», «О святой и нераздельной Троице», «двенадцать анафематизмов против Нестория. «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей». «Что един Христос», послания к Несторию, к Иоанну Антиохийскому); апологетические («О святой религии христианской против безбожного Юлиана»). Христология: «Слово стало плотью»; Христос – новый Адам; приобщение Христу в таинстве Евхаристии; искупительное значение смерти Бога воплотившегося; Христологическая терминология свт Кирилла: ее достоинства («ипостасное единство») и недостатки («единая природа»). Христологическая терминология 431, 433, 451 гг.

Тема 7 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Блаж Феодорит Киррский и Халкидонский собор. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (дифизиты и монофизиты). Оригенизм в VI в. Леонтий Византийский. Завершение Халкидона и V Вселенский собор.

Тема 8 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Ареопагитики (нач. VI в.). Состав: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Таинственное (мистическое) богословие», собрание 10 писем к разным лицам на догматические темы. Характер памятника (неоаплатонизм и христианство). Трудности атрибутики. Значение Ареопагитик и их историческое влияние. Богопознание (апофатическое и катафатическое богословие). Миропорядок. Таинственное устройство Церкви.

Тема 9 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Христологические споры VII в. Монофелитство. Преп. Максим Исповедник (ок. 580-332 гг.). Жизнеописание. Творения: экзегетические (вопросоответы к авве Фалассию», «Вопросоответы к Феопемпту схоластику», «Краткое изложение молитвы Господней»); аскетические («Слово подвижническое», «Четыре сотницы глав о любви», «Двести глав богословских», «Иные главы 243»); истолковательные («Тайноводство», схолии к Ареопагитикам и св. Григорию Богослову); догматико-полемические (послания против монофизитства, «О двух волях Христа, Бога нашего», послания против монофелитства). Космология: учение о Логосе; концепция творения мира, противоположная оригенистической (платонической). Смысл и образ существования. Христология: учение о двух естественных волях во Христе. Естественная (природная и гномическая (избирающая, личностная) воли. Антропология: человек как микрокосм; греховность; крещение – новое рождение; аскеза; созерцание и соединение со Христом. Эсхатология: всеобщее восстановление: обожение по благодати и соединение без благодати.

Тема 10 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675- ок. 749 гг.) и православная защита иконопочитания. Жизнеописание. Творения: догматико-систематические («Источник знания», «Точное изложение православной веры»; догматико-полемические («Три слова против порицающих иконы»; гимнографические (каноны, Октоих). Преп. Иоанн Дамаскин как богослов – систематизатор. Учение об иконопочитании. Терминология: служение и поклонение.

Тема 11 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Св. Фотий, патриарх Константинопольский (ум. 890 г.). Жизнеописание. Творения: «Библиотека», «Ответы Амфилохию», «Мистагогия (тайноведение)». Св. Духа (опровержение филиокве), письма на дипломатические и богословские темы, собрание проповедей (исторический аспект).

Тема 12 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Преп. Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.). Жизнеописание. Творения: Катехизические слова к монашествующим; гомилитические; гимны. Учение об обожении. Аскеза и таинства Церкви.

Тема 13 (6 ч.л., 6 ч.с.)

Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский (1296-1359 гг.). Жизнеописание. Творения: догматические («Слова» и письма на тему о филиокве); догматико-полемические («В защиту священнобезмолствующих» – три триады против Варлаама; «Святогорский Томос», трактаты против Акиндина и Григоры о Божественных энергиях); аскетические («Житие преп. Петра Афонского»); гомилетические (проповеди на воскресенье и праздничные дни). Учение о Боге: сущность и деятельность. Энергии Божии. Фаворский свет. Благодать. Богопознание: созерцание в молитве; возможность причастности Божескому естеству. Реализм и номинализм. Учение о человеке: образ Божий; значение тела человека. Николай Кавасила: «Жизнь во Христе», «Объяснение Божественной литургии».

Тема 14 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Развитие аскетической письменности IV-XIV вв. “Лавсаик” еп. Палладия – ок. 490 г., “История боголюбцев” блаж. Феодорита – ок. 440 г., «Луг духовный» Иоанна Мосха; Евагрий (IV в.); преп. Ефрем Сирин; преп. Нил Синайский (нач. IV в.); преп. Иоанн Кассиан Римлянин (ум. 435 г.); преп. авва Дорофей (ум. 620 г.); преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI в.); преп. Иоанн Лествичник (ум. 649 г.); преп. Исаак Сирин (VII в.); преп. Феодор Студит (ум. 826 г.); творения исихастов (XIV в.). «Добротолюбие».

Тема 15 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, арабская, эфиопская, грузинская, армянская (Григор Нарекаци: «Книга скорбных песнопений»).

Тема 16 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Церковно-историческая литература: Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик, Евагрий Созомен; византийские историки и хронисты (Никита Хонаит).

Тема 17 (2 ч.л., 2 ч.с.)

Литература Запада периода после Вселенских соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.)

Тема 18 (4 ч.л., 4 ч.с.)

Русская православная литература: Максим Грек, протопоп Аввакум, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Тихон Задонский, митрополит Филарет. Феофан Затворник, Амвросий Оптинский. Оптина пустынь.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«История христианской письменности и патристика»

ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

1. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие.Вильнюс: Весть, 1992.

2. Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы Церкви.М.: АСТ, 2003.

3. Карсавин Л.П. Святые отца и учители Церкви.М.: МГУ, 1994.

4. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

5. Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.Париж, 1967.

6. Святоотеческая хрестоматия.М.: Паломник, 2001.

7. История средневековой философия. Хрестоматия: Патристика.Минск, 2002. Ч.1.

8. Карташев А.В. Вселенские Соборы.М., 1994.

9. Поснов М.Э. История христианской Церкви. – Киев: Путь к истине, 1991.

10. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, 1991.

11. Мистическое богословие. – Киев: Путь к истине, 1991.

12. Марцинковский В.Ф. Достоверно ли Евангелие?М., 1991.

13. Апокрифы древних христиан.М.: Мысль, 1989.

14. Амброджо Донини. У истоков христианства.М.: Мысль, 1989.

15. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства.М.: Политиздат, 1990.

16. Свенцицкая И.О. Тайные писания первых христиан.М.: Политиздат, 1980.

17. Жизнь Иисуса Христа (Диатессарон). – Киев: Путь к истине, 1991.

18. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах.М.: Высшая школа, 1977.

19. Кураев А., диакон. В чём Ориген разошёлся с Церковью? // Раннее христианство и переселение душ.Ростов н/Д, 2001.

20. Барг М.А. Эпохи и идеи.М.: Мысль, 1987.

21. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.М.: Политиздат, 1990.

22. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.М.: Искусство, 1989.

23. Богословие в культуре средневековья. – Киев: Путь к истине,1992.

24. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Бл.Августина // Бл.Августин. Энхиридион. – Киев: УЦИМ-ПРЕСС, 1996.

25. Умное делание.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

26. Нарекаци Григор. Книга скорбных песнопений.М.: Наука, 1988.

27. Кирилл Иерусалимский, архиеп. Поучения огласительные и тайноводственные.М.: Изд. Моск. Патриархата, 1991.

28. Палладий. Лавсаик,М.: Слово, 1992.

29. Иоанн, преп. Лествица.Св.-Троиицкий Н-Голутвин женский монастырь, 1992.

30. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия.Вильнюс, 1991.

Семинар 1.

Литература «светская» и литература духовная, их цели и задачи, точки соприкосновения и отталкивания. «Таблица умножения и деления возможностей».

История патристики. Периодизация истории христианской письменности. История написания Евангелия. Его достоверность. Апокрифы древних христиан. «Диатессарон» Татиана.

Литература №№ 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17.

Семинар 2.

Мужи апостольские и их творения. Свт. Климент, еп. Римский; свщ. Поликарп, еп. Смирнский; свщ. Игнатий, еп. Антиохийский;

Учение двенадцати апостолов (конец I – начало II вв.) Открытие в 1883 г. Содержание: путь жизни и смерти. Нравственно-практический характер; сведения об апостолах, пророках, учителях, епископах и диаконах; эсхатология, черты хилиазма.

Свщм. Игнатий Богоносец. (Жизнеописание, характерные черты личности. Послания и их догматическое содержание: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церкви и епископе; кафоличность (единство земной и небесной Церкви).

Литература №№ 1, 2, 3, 4, 6, 9.

Семинар 3.

Раннехристианские апологеты и их творения (Кодрат, Аристид, послание к Диогнету, Аристон Передейский, свщм. Иустин Философ, Татиан, Афинагор, еп. Антиохийский Феофил, Ермий философ, Марк Мунций Феликс).

Свщм. Иустин Философ. Творения: две «Апологии против язычников», «Диалог с Трифоном иудеем». Отношение к древней философии, учение о Боге, учение о Логосе и Св. Духе, учение об ангелах и злых духах, учение о спасении, эсхатология.

Литература №№ 1, 3, 4, 6, 7, 9.

Семинар 4

Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре. Гностицизм и борьба Церкви против него. Ириней, еп. Лионский, Ипполит Римский, Тертуллиан.

Свщм. Ириней, еп. Лионский (135-202 гг.). Жизнеописание. Творения: «Обличение и опровержение лжеименного разума» (ок. 180-190 гг.). «Доказательство апостольской проповеди» (ок. 190-200 гг.). Источники вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских церквах и епископе; учение о Логосе; учение о спасении; эсхатология.

Литература №№ 1,3, 4, 6, 9.

Семинар 5.

Расколы и борьба Церкви против них. Свщ. Киприан, еп. Карфагенский (200-258 гг.) Жизнеописание. Творения: апологетические, догматические, канонические, нравственные (трактаты), письма. Учение о единстве Церкви; кафоличность (единство поместных Церквей): учение о епископе; отношение к вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов.

Литература №№ 1, 4, 6.

Семинар 6.

Возникновение христианской науки и христианской философии. Климент Александрийский (ок. 150 – после 216 гг.) Жизнеописание. Сочинения: Трилогия: («Увещатель», «Педагог», «Строматы»); экзегетические; гомилетические; канонические («пасхалистские»). Отношение к древней философии; вера и гнозис в отношении к двум ступеням знания и морали; учение о Боге; учение о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творение мира, грехопадение); эсхатология (отрицание хилиазма и вечности мучений.

Литература №№ 1, 3, 4, 6, 7.

Семинар 7

Ориген (182-251 гг.) Жизнеописание. Сочинения: библейско-критические, библейско-экзегетические, догматические («О началах»), апологетические («Против Цельса»), нравственные («Увещание к мученичеству»), письма. Учение Оригена. Метод – правило веры. Учение о Боге. Учение о Логосе и сыне Божием. Христология. Учение о Св. Духе. Субордиционизм. Космология. Учение о спасении. Эсхатология (апокатастасис). Наследие Оригена в последующее время и его оценка. Оригенизм в III в. История арианства.

Литература №№ 1, 3, 4, 7, 9, 19.

Семинар 8

Тринитарные споры IV в. Свт. Афанасий, архиеп. Александрийский (298-373 гг.). Жизнеописание. Творения: апологетические («Слово о воплощении Бога Слова»), догматико-политические («Четыре слова против ариан», «Четыре послания к Серапиону», историко-полемические, экзегетические, аскетические (Житие преподобного Антония Великого), пасхальные письма. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность – ипостась, единосущие – подобносущие; единоначалие, рождение, исхождение. Космология (божественный мир идей, Логос). Сотериология (сотворение первых людей и их грехопадение, обожение человеческой природы в лице Искупителя и обожение искупленных).

Литература №№ 1, 2, 3, 4, 6, 9.

Семинар 9

Свт. Кирилл, архиап. Иерусалимский (315-386 гг.). Жизнеописание. Творения: Катехизические беседы; Беседа о расслабленном; Послание к императору Констанцию о явлении Креста. Особенности учения о Пресвятой Троице (как предшественник новоникийцев: терминология). Учение о личности Христа и совершенном Им искуплении (параллелизм грехопадения и искупления). Оглашения и таинства Церкви по свидетельству св. Кирилла.

Литература №№ 1, 2, 4, 27.

Семинар 10-11

Каппадокийский синтез. Свт. Василий (Великий), архиеп. Каппадокийский (330-379 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: догматические («Против Евномения», «О Духе Святом»), экзегетическое («Шестоднев»), аскетические («Нравственные правила»), гомилетические, письма. Учение. Источники богопознания (Писание, Предание, естественное откровение). Нравственное условие богопознания. Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология св. Василия как главы новоникийцев: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. Учение о творении мира, ангелов и человека.

Литература №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Семинар 12-13

Свт. Григорий, архиеп. Назианзинский (Богослов) (330-385 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: догматические («Пять слов о Богословии»), пасторологические («Защитительное слово по поводу бегства в Понт»), гомилетические, письма («Послание к монаху Евагрию о Божестве»), стихотворения. Учение: богословие и вера простых; условие богопознания (отречение от чувственного, собранность ума, освобождение от мирских забот); богопознание (полемика с Евномием); учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное пособие по существу); нерожденность, исхождение. Доказательство единства лиц Троицы. Учение о Св. Духе. Христологическая терминология: две природы, одна ипостась; существенное соединение природ. Полемика с Аполлинарием. Сотериология (цель воплощения, значение смерти Христа). Эсхатология (очистительное действие адского огня).

Литература №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Семинар 14-15

Свт. Григорий, еп. Нисский (ок. 332- после 394 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: «Об устроении человека», «О шестодневе»; догматические («Большое огласительное слово»), «Против Евномия», «К Авлалию о том, что не три Бога»); нравственно-аскетические; проповеди; письма. Состав догматической системы. Учение о богопознании (непостижимость существа, познаваемость в деятельности; три ступени богопознания). Учение о Боге (философский характер). Учение о Пресвятой Троице. Тринитарная терминология: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие; нерожденность, единородность, происхождение от Отца через Сына. Новое доказательство единства лиц Троицы. Учение о творении мира; человека (двуэтапность). Христология. Христологическая терминология: единая ипостась, двуэтапность ипостасного единства.

Литература №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10.

Семинар 16

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский (ок. 344-407 гг.). Жизнеописание, характерные черты личности. Творения: экзегетические (Бытие, Псалмы, Евангелие от Матфея, от Иоанна, Деяния, Послания апостола Павла); нравственно-аскетические; пасторологические («Шесть слов о священстве»); проповеди; письма («К Олимпиаде»). Нравственный характер творения св. Иоанна Златоуста. Учение о пастырстве.

Монашеская литература в IV в. (Евагрий Понтийский и св. Макарий Египетский). Меньшие богословы IV в. (св. Евстафий Антиохийский, Дидим Слепец, св. Амфилохий Иконийский, св. Епифаний Кипрский). Учители Крайнего Востока IV в. (Иаков Афраат, преп. Ефрем Сирин).

Литература №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10.

Семинар 17-18

Латинские отцы Церкви. Блаженный Августин, еп. Иппонийский (354-430 гг.). Жизнеописание. Творения апологические («О граде Божием»); экзегетические; догматические («против Пелагия», «О Троице»); философско-полемические и философско-догматические («Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Энхиридион Лаврентию или о вере, надежде и любви»); автобиографические («Исповедь», «Отречение»). Доказательство бытия Божия. Особенности учения о Боге как существе простом. Учение о Пресвятой Троице: единство и различие ипостасей; обоснование тройственности лиц Божества (память, интеллект, воля) – начатки филиокве. Полемика с пелагианами и учение о благодати и предопределении ко спасению. Учение об отношении Церкви и государства.

Литература №№ 1, 4, 6, 7, 9, 24.

Семинар 19

Христологические споры V-VI вв. Несторианство и монофизитство. Свт. Кирилл, архиеп. Александрийский (ок. 380-444 гг.). Жизнеописание и характерные черты личности. Творения: экзегетические (двенадцать малых пророков, Исайя, Евангелие от Иоанна, от Луки, «О поклонении в Духе и Истине»); догматические («Сокровищница», «О святой и нераздельной Троице», «Двенадцать анафематизмов против Нестория». «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей». «Что един Христос», послания к Несторию, к Иоанну Антиохийскому); апологетические («О святой религии христианской против безбожного Юлиана»). Христология: «Слово стало плотью»; Христос – новый Адам; приобщение Христу в таинстве Евхаристии; искупительное значение смерти Бога воплотившегося. Христологическая терминология свт Кирилла: ее достоинства («ипостасное единство») и недостатки («единая природа»). Христологическая терминология 431, 433, 451 гг.

Литература №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9.

Семинар 20

Блаж Феодорит Киррский и Халкидонский собор. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (дифизиты и монофизиты). Оригенизм в VI в. Леонтий Византийский. Завершение Халкидона и V Вселенский Собор.

Литература №№ 1, 2, 4, 8, 9.

Семинар 21

Дионисий Ареопагит (нач. VI в.). Ареопагитики. Состав: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «Таинственное (мистическое) богословие», собрание 10 писем к разным лицам на догматические темы. Характер памятника (неаплатонизм и христианство). Трудности атрибутики. Значение Ареопагитик и их историческое влияние. Богопознание (апофатическое и катафатическое богословие). Миропорядок. Таинственное устройство Церкви.

Литература №№ 1, 2, 4, 7, 9, 10, 11, 23.

Семинар 22

Христологические споры VII в. Монофелитство. Преп. Максим Исповедник (ок. 580-332 гг.). Жизнеописание. Творения: экзегетические (вопросоответы к авве Фалассию», «Вопросоответы к Феопемпту схоластику», «Краткое изложение молитвы Господней»); аскетические («Слово подвижническое», «Четыресотницы глав о любви», «Двести глав богословских», «Иные главы 243»); истолковательные («Тайноводство», схолии к Ареопагитикам и св. Григорию Богослову); догматико-полемические (послания против монофизитства, «О двух волях Христа, Бога нашего», послания против монофелитства). Космология: учение о Логосе; концепция творения мира, противоположная оригенистической (платонической). Смысл и образ существования. Христология: учение о двух естественных волях во Христе. Естественная (природная и гномическая (избирающая, личностная) воли. Антропология: человек как микрокосм; греховность; крещение – новое рождение; аскеза; созерцание и соединение со Христом. Эсхатология: всеобщее восстановление: обожение по благодати и соединение без благодати.

Литература №№ 1, 2, 4, 8, 9.

Семинар 23

Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675- ок. 749 гг.) и православная защита иконопочитания. Жизнеописание. Творения: догматико-систематические («Источник знания», «Точное изложение православной веры»; догматико-полемичские («Три слова против порицающих иконы»; гимнографические (каноны, Октоих). Преп. Иоанн Дамаскин как богослов – систематизатор. Учение об иконопочитании. Терминология: служение и поклонение.

Св. Фотий, патриарх Константинопольский (ум. 890 г.). Жизнеописание. Творения: «Библиотека», «Ответы Амфилохию», «Мистагогия (тайноведение)». Св. Духа (опровержение филиокве), письма на дипломатические и богословские темы, собрание проповедей (исторический аспект).

Литература №№ 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10.

Семинар 24

Преп. Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.). Жизнеописание. Творения: Катехизические слова к монашествующим; гомилетические; гимны. Учение об обожении. Аскеза и таинства Церкви.

Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский (1296-1359 гг.). Жизнеописание. Творения: догматические («Слова» и письма на тему о филиокве); догматико-полемические («В защиту священнобезмолствующих» – три триады против Варлаама; «Святогорский Томос», трактаты против Акиндина и Григоры о Божественных энергиях); аскетические («Житие преп. Петра Афонского»); гомилетические (проповеди на воскресенье и праздничные дни). Учение о Боге: сущность и деятельность. Энергии Божии. Фаворский свет. Благодать. Богопознание: созерцание в молитве; возможность причастности Божескому естеству. Реализм и номинализм. Учение о человеке: образ Божий; значение тела человека.

Николай Кавасила: «Жизнь во Христе», «Объяснение Божественной Литургии».

Литература №№ 1, 4, 7, 10, 11, 25.

Семинар 25

Развитие аскетической письменности IV-XIV вв. “Лавсаик” еп. Палладия – ок. 490 г., “История боголюбцев” блаж. Феодорита – ок. 440 г., «Луг духовный» Иоанна Мосха; Евагрий (IV в.); преп. Ефрем Сирин; преп. Нил Синайский (нач. IV в.); преп. Иоанн Кассиан Римлянин (ум. 435 г.); преп. авва Дорофей (ум. 620 г.); преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI в.); преп. Иоанн Лествичник (ум. 649 г.); преп. Исаак Сирин (VII в.); преп. Феодор Студит (ум. 826 г.); творения исихастов (XIV в.). «Добротолюбие».

Литература №№ 1, 2, 4, 6, 9, 10, 11, 28, 29.

Семинар 26

Восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, арабская, эфиопская, грузинская, армянская (Григор Нарекаци: «Книга скорбных песнопений»).

Церковно-историческая литература: Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик, Евагрий Созомен; византийские историки и хронисты (Никита Хонаит).

Литература №№ 26,18.

Семинар 27

Литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Фома Кемпийский «О подражании Христу».)

Русская православная литература: Максим Грек, протопоп Аввакум, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Тихон Задонский, митрополит Филарет, Феофан Затворник, Амвросий Оптинский. Оптина пустынь.

Литература №№ 20, 21, 22, 23, 30 (источники – по любому изд.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: