Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно разви-вается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание стано-вится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей посте-пенно развивается внимание произвольное. Однако на про-тяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школь-ного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.
Возрастными особенностями внимания младших школь-ников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре-доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и
однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможнос-ти волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничен-ные.
Значительно лучше у младших школьников развито не-произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важ-ные существенные моменты в учебном материале и обра-тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.
|
|
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную ра-боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об-стоятельств.
Безусловно, самый процесс учения способствует раз-витию произвольного внимания, его устойчивости и со-средоточенности. По мере того как расширяется круг ин-тересов ребенка и он приучается к систематическому учеб-ному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс пред-полагает умение: 1) использовать непроизвольное внима-ние; 2) содействовать развитию произвольного.
Условием поддержания внимания является разнооб-разие сообщаемого материала, последовательность его рас-крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - воз-будить интерес, внести известную эмоциональную насы-щенность.
Детский интерес приобретает чрезвычайное педаго-гическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчер-кивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной при-чиной рассеянности ребенка всегда является несовпаде-ние двух линий в педагогическом деле: собственно ин-тереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.
|
|
«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-
рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько инте-рес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, нака-заний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всеси-лия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бес-сильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребен-ка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подго-товить к действию;... прежде чем сообщить что-нибудь но-вое - вызвать ожидание нового»1.
Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, ко-торый в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного на-правления на другое и достигается он общим воспитатель-ным приемом переноса интереса с одного предмета на дру-гой, путем связывания их обоих. В этом и заключается ос-новная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произ-вольное»2.
Развитие произвольного внимания младшего школь-ника является одним из важнейших приобретений лич-ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми-рованием у ребенка волевых качеств и находится в тес-нейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина вос-принимаемого нами мира и самих себя. «Управляя внима-нием, мы берем в свои руки ключ к образованию, форми-рованию личности и характера»3.
1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.
2 Там же.-С. 159.
3 Там же. - С. 167.
1 | - | .„ р=^—-^эг- | |||
2 - | ^ ^ | ||||
3 > | VON ATT f, | ||||
^W, | |||||
5 ** | и- | 11— | |||
—— | |||||
"io- | |||||
ii - | к | ||||
12 ч | |||||
1 4 - | w | ||||
1 5 N | Is Ж \ | ||||
18ч — ^-JS4 | |||||
19 > | ш | ||||
20-, | Л — 1 \ | ||||
ш | I — |
Рис.! 1. Перепутанные линии
Вопросы и задания
1. Что такое внимание?
2. Чем отличается внимание от других познавательных про-цессов?
3. От чего зависит развитие внимания человека?
4. Выполните следующее задание.
Постарайтесь проследить изображенные па рис. 11 линии от начала до конца. Для этого отметьте с правой стороны рисунка, где кончается первая линия, вторая и т.д.
Чтобы проследить первые три, можете воспользоваться по-мощью пальца или обратным концом карандаша.
В дальнейшем прослеживайте только глазами! Ответьте на вопросы:
1. Чем можно объяснить, если прослеживание линии на миг прерывается?
2. Какое свойство внимания проверяется тестом?
3. Можно ли научиться выполнять это задание?
|
|
4. Какое практическое значение имеет устойчивость внима-ния?