Особенности внимания младших школьников

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно разви-вается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание стано-вится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей посте-пенно развивается внимание произвольное. Однако на про-тяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школь-ного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями внимания младших школь-ников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре-доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и



однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможнос-ти волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничен-ные.

Значительно лучше у младших школьников развито не-произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важ-ные существенные моменты в учебном материале и обра-тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную ра-боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об-стоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует раз-витию произвольного внимания, его устойчивости и со-средоточенности. По мере того как расширяется круг ин-тересов ребенка и он приучается к систематическому учеб-ному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс пред-полагает умение: 1) использовать непроизвольное внима-ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнооб-разие сообщаемого материала, последовательность его рас-крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - воз-будить интерес, внести известную эмоциональную насы-щенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педаго-гическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчер-кивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной при-чиной рассеянности ребенка всегда является несовпаде-ние двух линий в педагогическом деле: собственно ин-тереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-



рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько инте-рес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, нака-заний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всеси-лия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бес-сильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребен-ка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подго-товить к действию;... прежде чем сообщить что-нибудь но-вое - вызвать ожидание нового»1.

Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, ко-торый в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного на-правления на другое и достигается он общим воспитатель-ным приемом переноса интереса с одного предмета на дру-гой, путем связывания их обоих. В этом и заключается ос-новная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произ-вольное»2.

Развитие произвольного внимания младшего школь-ника является одним из важнейших приобретений лич-ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми-рованием у ребенка волевых качеств и находится в тес-нейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина вос-принимаемого нами мира и самих себя. «Управляя внима-нием, мы берем в свои руки ключ к образованию, форми-рованию личности и характера»3.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.

2 Там же.-С. 159.

3 Там же. - С. 167.



1 -     .„ р=^—-^эг-  
2 -     ^ ^  
3 >   VON ATT f,  
  ^W,  
5 ** и- 11  
——    
       
"io-      
ii -     к  
12 ч        
1 4 -     w  
         
1 5 N     Is Ж \  
18ч — ^-JS4  
19 >     ш  
20-,     Л — 1 \  
  ш   I  

Рис.! 1. Перепутанные линии

Вопросы и задания

1. Что такое внимание?

2. Чем отличается внимание от других познавательных про-цессов?

3. От чего зависит развитие внимания человека?

4. Выполните следующее задание.

Постарайтесь проследить изображенные па рис. 11 линии от начала до конца. Для этого отметьте с правой стороны рисунка, где кончается первая линия, вторая и т.д.

Чтобы проследить первые три, можете воспользоваться по-мощью пальца или обратным концом карандаша.

В дальнейшем прослеживайте только глазами! Ответьте на вопросы:

1. Чем можно объяснить, если прослеживание линии на миг прерывается?

2. Какое свойство внимания проверяется тестом?

3. Можно ли научиться выполнять это задание?



4. Какое практическое значение имеет устойчивость внима-ния?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: