Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития

Психическое развитие и становление личности в онто-генезе предполагают, что возрастные особенности суще-ствуют лишь в единстве с особенностями индивидуальны-

1 См.: Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практи-ческая психология образования. - М., 1998. - С. 33-43.



ми. Под индивидуальными особенностями личности в пси-хологии понимают такие особенности, которые отличают данную личность ото всех других. На их формирование ока-зывают существенное влияние природные свойства чело-века, социальная среда, общий уровень развития, направ-ленность личности, характер, взаимоотношения различ-ных свойств и качеств. Индивидуальные особенности особенности, свойственные именно данному человеку, со-ставляющие своеобразие его психики и личности, делаю-щие его неповторимым, уникальным.

Психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лей-тес, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дош-кольного и школьного детства, с их неуклонным подъе-мом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуаль-ных особенностей, что возрастные особенности личнос-ти существуют обязательно в форме индивидуальных ва-риантов развития1.

С.Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности от-дельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что возраст сам по себе не определяет какого-то стандартно-го психического развития... Возрастные особенности су-ществуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними.

С другой стороны, мы можем говорить о том, что фор-мирование индивидуальности личности, т.е. того непо-вторимого сочетания психологических особенностей лич-ности, которое отличает одного человека ото всех дру-гих, происходит в процессе возрастного развития и во многом зависит от меры включения ребенка в ведущую для данного возраста деятельность, от развития его спо-собностей к ее выполнению, от характера общения со взрослыми и сверстниками при выполнении этой дея-тельности.

Обратим внимание еще на один важный момент воз-растного и индивидуального развития ребенка, а именно на то, что существуют половые различия, которые дети весьма рано осознают, а затем довольно остро пережива-

1 См.: Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост-ков. - М., 1967; Формирование личности старшеклассника. - М, 1989.



ют. Обобщенные понятия, такие, как «дошкольники», «младшие школьники», «подростки», на самом деле вклю-чают в себя конкретных мальчиков и девочек, весьма не похожих друг на друга.

Дети очень неравнодушны к своей внешности, кото-рая уже в дошкольном возрасте фокусирует их напря-женные эмоциональные переживания и эмоционально окрашенные рассуждения. Л.Н.Толстой так вспоминал о себе, шестилетнем мальчике* «Я имел самые стран-ные понятия о красоте... но очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; по-этому каждый намек на мою наружность больно оскор-блял меня... на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастия на земле для человека с та-ким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил бога сделать чудо - превратить меня в красавца, и все, что имел в настоя-щем, все, что мог бы иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо»1.

Очень важно помочь ребенку увидеть и осознать досто-инства своей внешности, помочь ему полюбить свой внеш-ний облик, чтобы относиться к нему спокойно, не стес-няться его, обратить его внимание на то. что все мальчи-ки и девочки, прекрасны надо только уметь увидеть это.

Дети подросткового возраста требуют к себе еще боль-шего внимания.

Сложности психического и личностного развития, осо-бенно в подростковом и раннем юношеском возрасте, во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрос-лости, а достаточно дифференцированная взрослость опре-деленного пола «внутренняя позиция мужчины» или «внут-ренняя позиция женщины».

Быстрый физический рост и половое созревание про-изводят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростков, порождают острый интерес как к са-мим себе, так и к представителям другого пола; у них возникают новые ощущения, чувства, переживания, фор-мируется потребность понять себя с этой точки зрения, появляются идеалы «взрослого мужчины», «взрослой жен-щины», чаще всего не знаемые и не контролируемые взрослыми родителями, учителями, воспитателями, ко-

1 Толстой Л.Н. Детство//Собр. соч.: В 14 т. - М., 1958.-Т. 1.-С. 54.



торые на эту сторону развития самосознания подростка обращают явно недостаточное внимание.

Программы и методы учебно-воспитательной работы в школе не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценно-стные ориентации, отношения к представителям друго-го пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Задача развития личности ребенка в соответ-ствии с его полом включает формирование, с одной стороны, психического пола, с другой системы отно-шений с лицами противоположного пола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: