Расчленение сложной формы поведения на небольшие

действия. В описанном выше исследовании Л.С. Славинойбыло также показано, что если объем намечаемой работы был слишком большим, то даже правильно введенная ог-раничительная цель не оказывала влияния на деятельность ребенка: он работал так, как будто никакой специальной цели перед ним поставлено не было и его деятельность вскоре распадалась.

Это означает, что общая цель, даже если она исходно принимается ребенком положительно, должна быть кон-кретизирована в частных целях, достижение каждой из ко-торых является более реальным и доступным. Это относит-ся и к организации сложных форм поведения.

Результаты данного экспериментального исследования были использованы в практической работе со школьника-ми, опыт которой описан в работе Л.С. Славиной «Инди-видуальный подход к неуспевающим и недисциплиниро-ванным ученикам» (Трудные дети. - М., 1998). Книгу эту, без преувеличения, можно назвать классическим произве-дением детской практической психологии. Она полна очень точных психологических наблюдений, тонких замечаний, размышлений, содержит массу конкретных приемов ра-боты с разными категориями детей, отличающихся неус-пешной учебой и плохой дисциплиной. Вот лишь отдель-ные из этих приемов:

- поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень к о н к р е т н ы м и, направленными на овла-

1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 273.



дение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Если, например, необходимо орга-низовать дисциплинированное поведение ученика на уро-ке, можно, с учетом индивидуальных особенностей пове-дения, обозначить такие, например, задачи: ничего не го-ворить учителю сразу при получении плохой отметки, а спросить об этом после уроков; не отвечать на уроке това-рищу, даже если он заговорит первый; не выкрикивать, а поднимать руку, и др.;

- конкретную цель нужно ставить н е п о с р е д с т в е н - но перед тем, ка к она д о л ж н а б ы т ь в ы п о л - н е н а (например, сразу перед уроком). Этот прием оказы-вается значительно более эффективным, чем замечания ребенку во время уроков, когда он уже начал вести себя плохо;

- необходимо сначала ставить цель на о ч е н ь к о - р о т к и й с р о к (на данную перемену, на первые 10 мин урока). По мере овладения новой формой поведения наме-чаемое время выполнения постепенно увеличивается;

- обязателен п о с т о я н н ы й к а ж д о д н е в н ы й к о н - т р о л ь за выполнением намечаемых целей.

Наличие внешних средств организации поведения. Вне-

шние средства являются важным условием успешного ов-ладения поведением у младших школьников. Такие сред-ства выполняют роль наглядной опоры и помогают ребен-ку контролировать свои действия.

Внешние средства имеют большое значение и при орга-низации у детей работы без отвлечений. Например, при подготовке ребенком уроков был использован следующий прием: экспериментатор договоривался с ребенком, что поможет ему готовить уроки без отвлечения; как только ребенок отвлекался, взрослый у него на глазах включал секундомер. Выключался секундомер только после того, как ребенок возвращался к работе. Оказалось, что такой путь позволяет, во- первых, резко снизить длительность отвлечений, так как все дети, как правило, через 5 с пос-ле включения секундомера продолжали прерванную рабо-ту, и, во-вторых, резко уменьшить количество отвлече-ний. Таким образом, используя это средство - секундо-мер, удалось добиться устойчивой, повторяющейся изо дня в день работы без отвлечений.

Интересно заметить, что, как только в этом исследова-нии экспериментатор заменял секундомер словесными напоминаниями о необходимости продолжить работу, т.е.



обращался к самому распространенному приему, использу-емому взрослыми для организации поведения ребенка, дети просили: «Не надо так помогать!»

Еще одним удачным средством, позволяющим ребенку организовать свое поведение, являются песочные часы, наглядно показывающие течение времени и помогающие ребенку регулировать темп своей деятельности1.

Итак, при определенных условиях дети младшего школь-ного возраста способны научиться организовывать свое по-ведение в соответствии с заданными целями и собствен-ными намерениями. Важнейшим условием развития про-извольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обес-печивает средствами овладения.

На протяжении младшего школьного возраста в разви-тии способности к произвольному поведению прослежи-вается четкая динамика. Школьники 1-2 класса могут дей-ствовать произвольно преимущественно при помощи и поддержке взрослого, который исходно «выстраивает» тре-буемое от ребенка поведение (задает цель, помогает сфор-мировать намерение, определяет средства). К концу дан-ного возрастного периода у детей появляется способность самостоятельно намечать цели деятельности и добиваться их достижения. Поведение ребенка становится истинно произвольным: активным, самостоятельным, опосредство-ванным собственными целями и намерениями.

Вопросы и задания

1. Почему в младшем школьном возрасте большое внимание уделяется развитию произвольного поведения?

2. Каковы основные условия, способствующие формированию

у детей умения управлять своим поведением?

3. Проведите среди учащихся 2-4 классов небольшой опрос на тему «Что ты делаешь, когда оказываешься в трудной ситу-ации?» Какие способы и приемы саморегуляции поведения и эмо-циональных состояний называют дети? Насколько они эффек-тивны? Все ли дети владеют простыми приемами саморегуляции поведения и эмоций в трудных ситуациях?

1 См.: Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. — М., 1967.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: