Тема 6 развитие моторики

В младшем школьном возрасте продолжается интенсив-ный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям мотор-ного развития (мышечной выносливости, пространствен-ной ориентации движений, зрительно-двигательной ко-ординации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомо-торный прогресс. Начинают вступать в строй высшие кор-

1 См.: Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. - М., 1993; Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980; Яковлева Е.Л. Диагностика и коррек-ция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яков-лева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном идошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992; и др.



ковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все боль-шего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возра-стает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.

Все это имеет неоспоримое значение и для общего пси-хического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обрат-ное влияние на развитие мозговых структур.

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согла-сованное взаимодействие всех уровней организации дви-жений, как правило уже достигших необходимого разви-тия к началу младшего школьного возраста.

Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности про-водить достаточно четкие и прямые линии при срисовы-вании образцов геометрических фигур, начертании печат-ных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неуме-нии точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двига-тельной неловкости и неуклюжести.

Причины недостаточного развития моторики различ-ны и многообразны. Но среди них можно выделить наибо-лее распространенные, отражающие общие условия раз-вития и воспитания современных детей.

Прежде всего это ослабленное здоровье и сниженные по-казатели общего физического развития. По данным меди-ков, только 20-25% поступающих в школу детей можно отнести к группе полностью здоровых. Все чаще в анамне-зе современных будущих первоклассников встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (пе-ренесенные родовые травмы, асфиксию и пр.). Все это се-рьезно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.

Наряду с физиологической недостаточностью отстава-ние в развитии моторики объясняется и рядом социальных факторов. В частности, «домашние» дети, не посещавшиедо школы детский сад, иногда имеют катастрофически низ-



кий уровень сформированное™ навыков тонкой ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги и пр.), посколь-ку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. Неумение ребенка они, как правило, объясняют тем, что «ему не нравится раскрашивать книжки с картин-ками», «он не любит заштриховывать фигуры», и не счита-ют нужным предложить ребенку более привлекательное за-нятие, также способствующее развитию ручной умелости.

Можно указать и еще одну очень важную причину, во многом объясняющую снижение уровня общего моторно-го развития детей. Она состоит в практически полной ут-рате культуры детских дворовых игр. Современные до-школьники и младшие школьники почти не играют в под-вижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20-30 лет назад. Между тем одно из пред-назначений этих игр как раз и состоит в совершенствова-нии двигательных навыков.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие слож-нейший навык письма, но и все учащиеся начальных клас-сов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как

отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: