Важным условием общего психического развития

Упражнения и игры по развитию моторики должны быть самостоятельным разделом развивающих занятий, органи-зуемых педагогом или психологом. Эти упражения могут быть включены в план уроков, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во вне-урочное время.

Приведем некоторые виды таких занятий:

I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зри-тельно-двигательныхкоординации.

1. Срисовывание графических образцов (геометричес-ких фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса об-водки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка (как отмечалось выше, этот наиболее известный прием совершенствования мо-торных навыков обычно не вызывает интереса у детей млад-



шего школьного возраста и поэтому используется преиму-щественно только как учебное задание (на уроке). Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).

5. Различные виды изобразительной деятельности (ри-сование, лепка, аппликация и пр.).

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, пле-тение, работа с бисером и пр.).

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).

1. Игры с мячом (самые разные).

2. Игры с резинкой.

3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).

4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными пред-метами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).

5. Весь спектр спортивных игр и физических упражне-

ний.

6. Занятия танцами. Аэробика.

Специальные игры и упражнения по развитию мотори-ки у детей широко представлены в психологической и пе-дагогической литературе1.

Вопросы и задания

1. Какова роль развития моторики в общем психическом раз-витии младших школьников?

2. Какую роль может играть школа, учитель в создании усло-вий для полноценного развития двигательной функции детей?

3. Понаблюдайте за учащимися начальных классов на пере-мене.В какие подвижные игры играют дети? В какой мере они спо-собствуют развитию моторики?

3 Матыцин В.П. Готовь руку к школе. - Тверь, 1993; Гельниц Г. и Шульц-Вульф Г. Ритмико-музыкальная двигательная терапия как основапсихогигиенического подхода к ребенку // Психогигиена детей и под-ростков. - М., 1985; Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -СПб., 1997. И др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: