Упражнения и игры по развитию моторики должны быть самостоятельным разделом развивающих занятий, органи-зуемых педагогом или психологом. Эти упражения могут быть включены в план уроков, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во вне-урочное время.
Приведем некоторые виды таких занятий:
I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зри-тельно-двигательныхкоординации.
1. Срисовывание графических образцов (геометричес-ких фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса об-водки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Раскрашивание и штриховка (как отмечалось выше, этот наиболее известный прием совершенствования мо-торных навыков обычно не вызывает интереса у детей млад-
шего школьного возраста и поэтому используется преиму-щественно только как учебное задание (на уроке). Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
|
|
5. Различные виды изобразительной деятельности (ри-сование, лепка, аппликация и пр.).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, пле-тение, работа с бисером и пр.).
II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).
1. Игры с мячом (самые разные).
2. Игры с резинкой.
3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).
4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными пред-метами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).
5. Весь спектр спортивных игр и физических упражне-
ний.
6. Занятия танцами. Аэробика.
Специальные игры и упражнения по развитию мотори-ки у детей широко представлены в психологической и пе-дагогической литературе1.
Вопросы и задания
1. Какова роль развития моторики в общем психическом раз-витии младших школьников?
2. Какую роль может играть школа, учитель в создании усло-вий для полноценного развития двигательной функции детей?
3. Понаблюдайте за учащимися начальных классов на пере-мене.В какие подвижные игры играют дети? В какой мере они спо-собствуют развитию моторики?
3 Матыцин В.П. Готовь руку к школе. - Тверь, 1993; Гельниц Г. и Шульц-Вульф Г. Ритмико-музыкальная двигательная терапия как основапсихогигиенического подхода к ребенку // Психогигиена детей и под-ростков. - М., 1985; Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -СПб., 1997. И др.