Количественная оценка

Среди тестов, применявшихся после Гальтона, наиболее важен тест Бет-тса (пересмотрен в: Sheehan, 1967). Этот тест был предназначен для изме­рения живости мысленных образов семи модальностей (зрительной, слу­ховой, кожной, кинестетической, вкусовой, обонятельной и органической). Испытуемых просили оценить по пятибалльной шкале живость следую­щих элементов в их образах: (Оцвета национального костюма, (2) звук вырывающегося пара, (3)"ощущение" песка, (4) телесные ощущения, свя­занные с бегом вверх по лестнице, (5)вкус апельсина, (б)запах нового лосьона и (7)ощущения, связанные с больным горлом. Среди различных модальностей наблюдалась положительная корреляция (в терминах субъек­тивной живости образов).

Получил широкое распространение тест на образы, разработанный Гордон (Gordon, 1949, 1950), где к испытуемому обращаются с такими вопросами:

Видите ли вы автомобиль, стоящий перед воротами сада? Какого он цвета?

Попробуйте увидеть его в другом цвете.

Можете ли вы увидеть этот же автомобиль лежащий вверх дном? Как поставить этот автомобиль обратно на четыре колеса? Как вы видите этот автомобиль движущимся по дороге? Можете ли вы видеть, как он взбирается на очень крутой холм? Можете ил вы видеть, как он переезжает через вершину? Можете ли вы видеть, как он потерял управление и врезался в дом?

Можете ли вы видеть, как этот же самый автомобиль едет по доро­ге с приятной парочкой внутри?

Видите ли вы, как этот автомобиль пересекает мост и падает через край прямо в поток под ним?

Можете ли вы видеть, как этот автомобиль, весь старый и раскуро-ченный, лежит на автомобильном кладбище?

Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 278

Оба теста (Беттса и Гордона) использовались при определении инди­видуальных различий, характеристик личности, а в некоторых случаях и при определения клинических типов.

Исследование Пэвио и его коллег также затрагивает тему измерения свойств образов, особенно слов, и поскольку эта работа теоретически важна, мы рассмотрим ее в следующем разделе.

Когнитивный подход

Теперь мы рассмотрим исследования, которые отличаются от приводимых ранее тем, что в них большое внимание уделяется когнитивным теориям внутренних процессов и мысленным образам.

Как уже говорилось, тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится и воспроизводится из памяти. Как мы отмечали, с одной стороны, можно утверждать, что не­рвная активность, связанная с хранением информации, имеет специфичес­кую'форму — т.е. зрительная информация кодируется в виде внутренней "картины" и реактивируется путем воспроизведения этой картины, как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зри­тельная информация фильтруется и суммируется и хранится в виде абст­рактных "высказываний" об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъек­тивный образ. И наконец, можно также утверждать, что некоторая ин­формация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. что в разуме существует несколько кодов.3

Эти три теоретические позиции, описывающие кодирование информа­ции, называются соответственно: радикальная гипотеза образов, концеп­туально-пропозициональная гипотеза и гипотеза двойного кодирования. В радикальной гипотезе образов (Бугельски, Шепард, Подгорный) утверж­дается, что люди могут преобразовывать зрительный и вербальный мате­риал в образы, которые затем хранятся в памяти; согласно концептуаль­но-пропозициональной гипотезе (Андерсон, Бауэр, Пилишин), и зритель­ная, и вербальная информация представлены в виде вербальных высказы­ваний об объектах и их отношениях; и наконец, в гипотезе двойного коди­рования (Пэвио, Бауэр, Брукс) постулируются две системы кодирования и хранения — вербальная л образная, и информация может кодироваться и храниться как в любой из них, так и в обеих сразу.

3Некоторые теоретики утверждают, что данные о поведении не могут адекват­но решить этот вопрос. Андерсон (1976) пишет: "В лучшем случае... противо­стояние образы-либо-высказывания приведет к... вопросу о том, какая пози­ция и какому феномену обеспечивает более экономичное объяснение. Учиты­вая предшествующие результаты, едва ли можно доказать, что одно правиль­но, а другое — нет. Кроме того, даже если бы принцип экономичности мог разрешить противоречие между пропозициональными и образными теориями, все еще сохранялась бы возможность, что существуют другие, фундаменталь­но отличные репрезентации, которые столь же экономичны, как и предпоч­тенный член пропозиционально-образной пары".

Мысленные образы 279

Коды памяти

Рассмотрим следующий практический воп­рос: Как кодируется в памяти понятие "шампанское"? Этот напиток можно ощу­щать всеми пятью чувствами, но кроме этого данное слово вызывает несколько ас­социативных значений, которые также могут иметь ассоциативный образ. Когда я думаю о шампанском "Илл", я могу "ви­деть" территорию Университета Иллиной­са, а когда я думаю о кануне Нового Года, я могу "видеть" вечеринку, на которой я

недавно был, и "слышать", как поют пес­ню "Auld Lang Syne". (К счастью, чувства, которые я испытывал на утро после встре­чи Нового Года, с тех пор притупились.) Представлено ли знание (в данном случае понятие "шампанское") в виде нескольких кодов — может быть по одному на каждое чувство, и плюс еще другие для абстракт­ных представлений — или в основе всего находится один код, в котором представ­лены все знания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: