Людей с необычной или выдающейся памятью можно разделить на "профессиональных мнемонистов", сознательно использующих мнемонические приемы, и "спонтанных мнемонистов", чьи способности развились более или менее естественным путем без сознательных усилий и без использования "приемов" или "трюков".
Существует множество анектодических историй о людях с феноменальной памятью, которые очень трудно подтвердить. Однако, есть и несколько случаев, о которых многое известно, а также несколько таких, которые интенсивно изучаются. Некоторые из них мы приведем здесь.
Грегор фон Обучение мнемоническим приемам и их использование стало популярным Фейнегль в Европе в 17 веке, а к началу 19 века профессиональные мнемонисты
уже демонстрировали свой талант в многолюдных аудиториях. Среди использовавшихся тогда приемов были метод размещения и метод образов (см. Middleman, 1887; Paivio, 1971a).
Среди наиболее известных мнемонистов того времени был Грегор фон Фейнегль, рассказ о системе которого опубликовали его ученики в 1813 году.7 Его система сочетала в себе метод размещения, образы и видоизмененный метод слов-вешалок. Пэвио описывает эту систему в общих чертах:
|
|
"Система мест или расположений состояла в воображаемом делении комнат на иерархически упорядоченный набор запоминаемых, мест. Пол и четыре стены определяли общие положения, каждое из которых делилось далее на матрицу из 9 ячеек, пронумерованных следующим образом:
7Эту систему повсеместно приписывают фон Фейнеглю, но на самом деле она является модификацией той, что разработал Генри Хердсон из Кембриджского университета. Подробности см. в: Hunter. Memory (1964).
Мнемоника и образы 264
Ячейки назывались соответственно: первое место, второе место и т.д. Кроме того, была пронумерована каждая стена, а десятый квадрат располагался на потолке над каждой стеной с целью обеспечить систематическую десятичную прогрессию от одной стены к другой; в результате получался упорядоченный набор из 50 мест на комнату. Расклад первых, двух комнат показан на {Рис.8.4}. Чтобы представить себе зрительно эту систему, вообразите, что вы стоите на полу."
Фейнегль предположил, что после того как схема расположения чисел зафиксирована в памяти, каждый квадрат нужно ассоциировать с каким-либо рисунком, как показано на Рис.8.5. Здесь Номер 1 представлен Башней Бабеля; 2 — лебедем; 6 — рогом изобилия, каждое из изображений имеет сильное физическое сходство с соответствующим числом. Будучи зафиксированы в памяти, эти изображения и положения составляют основу для устойчивого расмещения новой ПЗ-информации. Окончательный код Фейнегль ввел с целью облегчить воспроизведение чисел (его основные компоненты описаны на с. 257-258).
|
|
Эта сложная мнемоническая система искусно применялась Фейнегл-ем для запоминания огромного количества различной фактической информации — такой как хронологические события, история (для каждого века надо было отводить отдельную комнату), география и язык. Пэвио описывает, как запомнить Вильяма Завоевателя:
"...первому в династии королей Англии было присвоено слово "ива". Для этого нужно было вообразить ивовое дерево на Башне Бабеля (символ первой позиции памяти), обозначающей Вильяма I. То, что он был победителем, символизируют лавры, подвешенные на иву. Дата покорения закодирована словом "мертвый" (оно символизируется мертвым лавром) и согласными буквами а, где d обозначает 66, а 1000 само собой разумеется. Это относительно простой пример, но по мере применения этой системы к более сложной информации, она сама становится все более сложной. Тем не менее, те же самые принципы использовались при ее расширении, когда абстрактная цифровая и вербальная информация соединялась с конкретными пространственными и символьными образами, образуя то, что можно считать систематическим использованием цепочек символических преобразовании" (Paivio, 1971b).
Некоторые мнемонисты пытались улучшить эту систему, но их усилиями ничего принципиально нового не создано.
Наиболее яркий пример выдающейся памяти (который также является "S." (С.Д.Ше- одним из наиболее хорошо документированных) —- это случай "S." (С.В.Ше- решевский) решевского), чьи способности изучал выдающийся русский психолог А.Р. Лурия (1960, 1968). Это полуклиническое исследование началось в середине 20-х годов, когда S. работал газетным репортером. Он несколько раз менял работу, пока наконец не стал профессиональным мнемонистом.
Мнемоника и память 265
Рис. 8.4. Расположение ячеек для памяти в первой комнате. Взято из: Paivio(1971).
ед?;^у: -
Ч;,
S. мог безошибочно воспроизвести список слов, который расширялся до 30, 50 и 70, с тем же безупречным результатом. Как пишет Лурия, "чтобы запечатлеть в памяти таблицу, состоящую из 20 чисел, S. требовалось от 35 до 40 секунд,... таблица из 50 чисел требовала несколько больше времени... от 2.5 до 3 минут" (Лурия, 1968, с.21).
Типичный эксперимент Лурии описан ниже.
"{S.} потратил 3 мин. на изучение таблицы, которую я нарисовал на листе бумаги (Табл.1), попеременно останавливаясь, чтобы перечитать то, что он представлял себе в уме.
Таблица 1
Мнемоника и образы 266
?>'&%'&$-> ^4^fe^5^s^y?%À
Рис. 8.5. Изображения для различных положений, предложенные Фейнеглем для матрицы, показанной на Рис.8.4. Взято из: Paivio(1971).
3 2 l 2 5 x
4 7 9 9 5 О
5 l
6 8 2 6
Ч 7 2х О
l x
Ему потребовалось 40сек, чтобы воспроизвести эту таблицу (т.е. вызвать из памяти все числа в правильной последователности). Он делал это в ритмичном темпе, едва останавливаясь между числами... За 35сек он прочитал числа, образующие диагонали (группы из четырех чисел, идущие зигзагом через таблицу), и за 50сек пробежался по числам, образующим горизонтальные ряды. Всего ему потребовалось 1минЗОсек, чтобы преобразовать все 50 цифр в одно пятидесятизначное число и прочитать его без запинки."
Когда несколько месяцев спустя Лурия снова попросил S. воспроизвести эту таблицу, тот сделал это так же точно, как и в первый раз. Лурия пишет:
Мнемоника и память 267
"Единственное различие между этими двумя пробами состояло в том, что в более поздней ему потребовалось больше времени, чтобы "оживить" всю ситуацию, в которой проводился первоначальный эксперимент: "увидеть" комнату, в которой он сидел, "услышать" мой голос, "воспроизвести" образ самого себя, смотрящего на доску. Но самый процесс "чтения" таблицы занял у него едва ли больше времени, чем в предыдущем случае..."
|
|
Лурия провел множество аналогичных экспериментов со сходными результатами. S., видимо, не забывал — даже бессмысленный материал — спустя дни, месяцы и даже годы!
Лурия заметил, что феноменальная память S. сопровождалась необычайной синестезией — состоянием, при котором ощущения одной модальности (например, слуховые) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные). У большинства из нас бывают определенные синес-тетические переживания; например, люди склонны связывать звуки высокой тональности с ярким, "пронзительным" светом, а низкие то-на — с темными, мрачными оттенками. Однако, немногие обладают такой синес-тетичностью как S., который во время мысленного "прочтения" ряда элементов из памяти, мог слышать шумы в зондируемой зоне памяти, как если бы это были "дуновения потока" или "всплески", вмешивающиеся в его "чтение" информации.
Когда ему предъявляли звук частотой 30 герц с амплитудой ЮОдб, S. сообщал, что сначала он видел полоску шириной 12-15см и цвета старого потускневшего серебра; звук 50 герц амплитудой ЮОдб вызывал у него ощущение коричневой полоски на темном фоне с красными как язык краями. Это переживание сопровождалось у него также ощущением вкуса "как у кисло-сладкого борща". При 500 герцах и ЮОдб S. видел "полоску молнии, разделившей небо пополам". При том же тоне уровня 74дб цвет сдвигался на насыщенный оранжевый, и появлялось "ощущение, как будто спину покалывает". При повторении звуков появлялись те же самые ощущения.
S. также испытывал синестетические реакции на голоса, заметив однажды Лурии: "Какой у Вас рассыпчатый желтый голос". На некоторые другие голоса его реакция была более лестной; так один голос он описал как "пламя с волокнами, которые тянутся от него ко мне", добавив: "меня настолько заинтересовал его голос, что я не слышал, о чем он говорит".
|
|
Эти синестетические компоненты видимо были важны для S. в процессе воспроизведения, поскольку они создавали фон для каждого воспроизводимого элемента. S. так описывает этот процесс:
"...я узнаю слово не только по тем образам, которые оно вызывает, но по целому комплексу ощущений, порождаемых, этим словом. Это трудно выразить... тут дело не в зрении или слухе, а в каком-то общем моем ощущении. Обычно я ощущаю вкус или вес слова и мне не нужно делать усилий, чтобы его вспомнить — оно как бы вспоминается само. Но это трудно описать. Я чувствую как что-то жирное скользит по моей руке... или мне кажется, что масса крошечных, легких, точек щекочет мою левую руку. Когда это происходит, я просто вспоминаю, и мне не нужно напрягаться..."
Мнемоника и образы 268
Имеются данные, что S. использовал мнемонический прием размещения. Когда ему предъявляли набор элементов для запоминания, он мысленно распределял их вдоль знакомой московской улицы, начиная от Пушкинской площади и вниз по улице Горького, а затем воспроизводил эти элементы, совершая мысленную прогулку по этой же самой улице, используя знакомые ориентиры как зрительные признаки/подсказки/ для воспроизведения этих элементов. Ошибки возникали из-за интроспекции, а не из-за забывания, поскольку иногда элемент не был "виден", будучи "размещен" в каком-то темном углу или потому что был очень маленьким.8 Яйцо, например, могло не вспомниться, если было "размещено" на белом фоне.
Живые образы S. также вмешиваются в его восприятие прозы, а восприятие абстрактной поэзии для него особенно затруднено.9 Он рассказывал, что когда он слушает голос, каждое произнесенное слово вызывает образ, который иногда вступает в коллизии с другими образами. Во время чтения у него может происходить сходная интерференция образов; простое предложение "Работа стала осуществляться нормально" вызвало такую реакцию: "насчет работы, я понимаю, что работа продолжается... но здесь это слово нормально. Я вижу большую краснощекую женщину, нормальную женщину... а потом это выражение стала осуществляться. Кем? О чем все это? Ну, есть промышленность... и эта нормальная женщина — но как это все свести вместе? Насколько я должен отстраниться от всего этого, чтобы извлечь простую идею из чего-либо!"
Видимо, выдающиеся способности S., как и долговечность хранения информации в его памяти, обязана сочетанию факторов, включая образы, синестезию и мнемонику.
В 1971 году Хант и Лав (Hunt and Love, 1972) открыли человека ("V.P."), "V.P." чья выдающаяся память соперничает с памятью S. Для когнитивных психологов случай с V.P. особенно интересен по двум причинам: у V.P. проявлялась необычно обширная память, и что еще важнее, его регулярно обследовала команда современных когнитивных психологов, которые применяли многие из исследовательских методов, описанных в этой книге.
По странному совпадению V.P. родился в Латвии и провел ранние годы своей жизни в небольшом городе недалеко от того, где жил S. Он
8Примечательное обсуждение величины образа и воспроизведения деталей образа см. в работе Косслина, описанной в Главе 9.
9Когда я преподавал в Московском государственном университете при содействии гранта Фуллбрайта, я узнал о Шерешевском следующую историю. Ше-решевский иногда с удовольствием демонстрировал свои необычные способности студентам и светской аудитории. На одном публичном выступлении хозяин попросил его запомнить ряд цифр. Хозяин подошел к доске и написал 36912151821242730333639424548515457. Среди математически искушенной аудитории раздалось несколько смешков, пока Шерешевский примерно полминуты раздумывал над этим списком. Затем он отвернулся от доски и абсолютно точно воспроизвел его. Тоном удавшейся шутки хозяин затем сказал Шерешевскому, что большинство присутствующих могут сделать то же самое, поскольку список состоит из очень простой линейной последовательности чисел. Шерешевскому не было смешно, но этот инцидент еще раз указывает на буквальную природу его выдающейся памяти.
Мнемоника и память 269
научился читать в 3.5 года, а к 5 годам запомнил карту улиц Риги, полумиллионного города. В десять лет он знал на память 150 стихотворений. После второй мировой войны и до 1950 года V.P. жил в Германии в лагерях для перемещенных лиц. Поскольку снабжение книгами тогда было неважное, основной акцент делался на записи и механическое запоминание; однако V.P. обладал необычной памятью, видимо, еще до этого периода.
В то время когда Хант и Лав наблюдали V.P., он работал клерком на складе, играл в шахматы на отборочных турнирах и иногда был победителем. Его IQ, измеренный по Шкале Интеллекта взрослых Векслера, составлял 136, причем высочайшие очки он набирал в задачах, связанных с запоминанием, а самые низкие — по способностям к механике. О своих способностях в этой последней сфере он говорил: "Мне было трудно даже вставить грифель в карандаш."
Хант и Лав попросили V.P. дважды прочитать рассказ Бартлета "Война призраков" (1932, см. Глава 11, раздел про кодирование и забывание). Затем они предложили ему считать от 253 назад по 7 до 0 и затем проверяли его на воспроизведение отдельных фрагментов (спустя 1 минуту, 5 минут, 30 минут и 45 минут) и весь рассказ целиком через 1час и через 6 недель. (Его не предупреждали, что заставят воспроизвести этот рассказ через 6 недель.) Воспроизведение рассказа через 6 недель было почти идентичным воспроизведению спустя 1час, и оба результата были лучше, чем самый лучший результат у 10 контрольных испытуемых.
В тесте, сходном с тестом Лурии, V.P. просили выучить и воспроизвести список из 48 чисел. Он сделал это совершенно точно за четыре минуты времени заучивания, а спустя 2 недели воспроизвел этот набор всего с одной ошибочной перестановкой. В отличие от S., V.P. не полагался в этой задаче на необычную зрительную память; один из используемых им мнемонических приемов заключался в том, чтобы запомнить ряд чисел как дату и затем спросить себя, что он делал в тот день.
Результаты показывают, что V.P. обладал действительно выдающейся ДВП. Чтобы испытать его КВП, Хант и Лав использовали парадигму Бра-уна-Петерсона (см. Глава 5). Показатели V.P. и 12 контрольных испытуемых изображены на Рис.8.6. Видно, что при более длительных периодах
Рис. 8.6. Результаты воспроизведения V.P. и контрольными испытуемым сочетаний из трех согласных букв. Адаптировано из: Hunt and Love (1972).
V.P.