Вопрос 22. Педагогические методы в социальной работе

Под методами деятельности в социальной педагогике понимают совокупность приемов, операций, с помощью которых достигается поставленная цель, решается конкретная задача

Методический прием - это часть метода, которая выполняет частичный характер метода

Операция - это действие направлено на выполнение поставленной задачи

Средство - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения целиРазграничение между понятиями \"прием\", \"операция\" и \"средство\" почти отсутствует Метод одновременно может быть приемом, средством и наоборот

Методы, используемые в деятельности социального педагога носят междисциплинарный характер есть значительная часть методов заимствована из психологии, педагогики, социологии и социальной работы совокупный ность методов, приемов и средств образует методику социально-педагогической деятельности, которую следует рассматривать значительно шире чем метод.

Методика социально-педагогической деятельности - это совокупность методов деятельности социального педагога и форм организации социального воспитания, направленных на решение проблем клиента.

Методы социально-педагогической деятельности можно разделить на:

- педагогические направленные на воспитание, перевоспитание, коррекцию, реабилитацию, обучение социального опыта;

- социологические которые позволяют собрать необходимую информацию: анализ документов; наблюдение, опрос, анализ содержания газет, кинофильмов, публичных выступлений;

- психологические которые обеспечат снятия психологической нагрузки: тренинг; психотерапия: суггестивная, рациональная, аналитическая и групповая Суггестивная психотерапия используется для пациентов и клиентов как под гипнозом, так и в состоянии бодрости, подразумевает определение болезненных проявлений через внушение

Рациональная психотерапия осуществляется при лечении больного в состоянии бодрости путем беседы, в ходе которой врач обсуждает с больным заболевания, а также обучает его приемам сопротивления болезни Аналитическая психотерапия учитывает реакцию человека на патогенное влияние среды, то есть влияние который вызывает заболевание

Групповая психотерапия основывается на положительному влиянию, которое оказывают друг на друга члены группы;

- финансово-экономические методы направлены на решение материальных проблем: экономические льготы и санкции;

- правовые методы которые помогут восстановить права и обязанности клиента как члена общества, найти юридические документы, которые будут способствовать решению проблемы клиента;

- медико-социальные методы помогут изучить влияние социальных факторов на состояние здоровья населения и разработать профилактические меры для устранения вредного воздействия и предупредить возможные заболевания;

- организационные методы связанные с организацией трудовой деятельности клиента и общественной деятельностью незащищенных слоев населения; - коммуникативные методы направляются на соблюдение этикета общения между клиентом и социальным педагогом;

- философские методы: метод эмпирического познания (наблюдение и эксперимент) позволит обосновать проблему с теоретических основ;

- логические методы позволят социальному педагогу строить структуру размышлений над проблемой, используя методы индукции, дедукции, традукции, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации.

Специальными методами в социально-педагогической деятельности выступают:

патронат, сопровождение, консультирование по телефону, реализация психотерапевтической функции, медиация, тренинг

Патронат - форма опеки, при которой дети, оставшиеся без опеки, передаются на воспитание другим гражданам по договору на определенный срок (дети до 4-х лет передаются органам здравоохранения, а дети от 4-х до 14 лет - органам образования.

Социальное сопровождение - это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия решений в сложных жизненных ситуациях

Сопровождение включает: диагностикупроблемы; информацию о способах решения проблемы; консультацию на этапе принятия решения и разработку плана действий; первичную помощь при реализации плана Основной принцип сопровождения \"Не навреди\", обеспечь условия оказать помощь \"самому себе\" Консультирование телефону - это процесс телефонного диалога

Медиация - методика посредничества при разрешении конфликта - это создание атмосферы, при которой люди могут открыться, найти общий язык и выработать свои собственные решения.

Тренинг - это обучение опытом Обучение опытом предусматривает, присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой своими знаниями и проблемами.


ВОПРОС 23. Методы групповой работы(хар-ка)Организация групповой работы.

Организационно-распорядительные методы в социальной работе

Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

1. Регламентирующие методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

Регламентировани е представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.

В положениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть, основные задачи, функции, права, взаимосвязи с другими подразделениями, ответственность.

Регламентный метод включает в себя следующие положения:

- организационную структуру, состав органов управления (самоуправления) коллектива и его подразделений;

- конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления (самоуправления);

- порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления (самоуправления) в процессе профессиональной деятельности;

- перечень форм и методов управления (самоуправления) в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов; формы - общее собрание, конференция, комиссия и др.; методы - коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза и др.;

- конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам;

- порядок выборности ответственных руководителей на всех уровнях;

- порядок, формы и сроки информирования (отчетности) руководителей (органов управления) о состоянии положения дел организации;

- системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования;

- порядок изменения и дополнения регламента управления коллектива.

При составлении регламентов необходимо соблюдать ряд технологических требований:

а) нормирование необходимо сочетать со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

о) нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) не должны быть чрезмерно жесткими или слишком вольными;

г) регламенты не должны быть слишком детальными, что сковывает инициативу исполнителей;

д) нормативы (регламенты) необходимо разрабатывать адресно, чтобы они способствовали укреплению личной ответственности, не допускали обезличенности в управленческом процессе1.

Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.

Есть и другие виды регламентов, с помощью которых организуется труд работников: единый распорядок работы (дня); регламенты проведения совещаний и заседаний; регламенты-сценарии проведения различных встреч.

Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), символическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), графическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.

Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

Инструктирование — процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки исполнения и предполагают систематический контроль и проверку исполнения.

Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

Если обобщить все представления о содержании организационной деятельности, то мы получим следующий состав входящих в нее мероприятий:

- четкое и ясное определение целей и задач;

- отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интересах дела;

- передача решений, расстановка исполнителей в соответствии с целями и задачами учреждения, распределение полномочий;

- обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;

- создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;

- согласование и координация отдельных работ;

- обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: