Социологические методы

К эмпирическим методам исследования в социальной работе относят методы получения информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности социального работника: биографический метод, анализ документов, контент-анализ, наблюдение и спрос.

Биографический метод связан с извлечением социальной информации у различных категорий граждан. Он представляет собой интегрированную совокупность различных способов социального измерения и оценок сообщений. Используя этот метод, социальный работник собирает сведения об истории жизни посредством интервью, анкеты, теста, изучает документы и анализирует жизненный путь с помощью хорошо проверенных объективных данных или самих обследуемых. Благодаря рассказам участников о пережитых ими событиях, исследователь располагает возможностью реконструирования недоступных ему процессов и ситуаций. Вместе с тем, научность применения данного метода зависит от методически строго контролируемой интерпретации, оценки биографических материалов. Проведение биографического метода позволяет определить вид социальной помощи и социальной защиты нуждающимся гражданам.

При использовании метода анализа документов следует указать, какие документальные источники будут изучаться (статистические формы, планы, отчеты, анкетные данные и т. д.), а также, какие методы их анализа будут применяться. Этот метод является наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о социальном положении, уровне материальных до­ходов, составе семьи и т. п. разных категорий граждан.

Полученная информация носит объективный характер. Ограничение качества такой информации связано с тем, что:

1) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле;

2) часть этой информации устаревает;

3) большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания граждан.

Поэтому информация, полученная методом анализа документов, носит достаточно фактографический характер.

Сами документы подразделяются на личные и безличные, официальные и неофициальные (в зависимости от статуса документального источника), первичные (т.е. данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (документы, обобщающие или описывающие первичные документы). По надежности информации документы тоже весьма различны: официальные и личные документы более надежны, чем неофициальные и безличные. При использовании вторичных документов устанавливается их первоисточник. Проверка надежности документов предусматривает различение событийной и оценочной информации, анализ целей, намерений и мотивов составителя документа.

Существуют два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целями исследования. Социальный работник отвечает на вопросы об их авторах, цели создания документов, их виде и форме, надежности и достоверности зафиксированных в них данных.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) основан на получении социальной информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному анализу. Он рассчитан на извлечение количественных статистических характеристик или сообщений, которые отражают некоторые существенные черты изучаемых проблем.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании документа смысловой границы. Объектом контент-анализа могут быть содержание газет, кинофильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, социальных интервью, ответы на вопросы анкет и т.д. Например, с целью изучения проблемы спроса и предложения на рынке труда проводится контент-анализ регулярно публикуемых газетных сообщений, государственных служб занятости населения с обобщением данных по двум рубрикам: «Требуются» (спрос) и «Ищу работу» (предложение).

Особое место в практике социальной работы занимает наблюдение как метод сбора первичной социальной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и условий, биографических данных и прочих социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от характера процесса наблюдения можно выделить следующие его типы: контролируемое и неконтролируемое; включенное (социальный работник участвует в деятельности той или иной группы, организации) и не включенное (исследователь находится на определенном расстоянии от объекта исследования); полевое (наблюдение проводится в естественной обстановке) и лабораторное (наблюдение проводится в искусственно созданной ситуации); случайное и систематическое и т.д. Запись результатов ведется обычно на месте наблюдения и в момент его осуществления, поэтому главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. К числу достоинств этого метода можно отнести то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования и может собирать факты независимо от желания индивидов или групп говорить или от их умения отвечать на вопросы. Особое значение этот факт имеет при работе с детьми и престарелыми гражданами.

Вместе с тем, наблюдение содержит в себе и элементы субъективности. При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на восприятие наблюдателем реальности, на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Еще одним ограничением метода наблюдения является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Для преодоления ограничений наблюдения этот метод следует применять в сочетании с другими способами сбора информации, в том числе путем опросов.

Опросы подразделяются на письменные (анкеты) и устные (интервью); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону); экспертные и массовые; выборочные и сплошные и т. д. С помощью опросов получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, суждениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Опрос содержит следующие необходимые этапы работы:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенным категориям граждан - респондентам с вопросами;

2) регистрация и статистическая обработка полученных ответов, а также их теоретическая интерпретация.

В качестве метода исследования опрос применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источников информации по изучаемой проблеме, а также в случае недоступности предмета исследования или отдельных его характеристик для наблюдения. Чаще всего предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей.

Метод опроса предусматривает получение информации в процессе социально-психологического общения. В силу этого он имеет особое значение для организации техники социальной работы. Это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Часто часть сведений, имеющихся в анкетах и интервью, намеренно или невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опросов должны взаимно перепроверяться и дополняться другими методами сбора информации.

Социальные работники используют различные виды интервью, в зависимости от требуемой точности. При стандартизированном интервью непосредственное общение исследователя с опрашиваемыми регламентировано специально разработанными социальными работниками вопросами с элементами шкалирования и инструкцией к интервью. Менее регламентированное интервью позволяет сосредоточить внимание респондента на интересующей исследователя проблематике. Опрашиваемый, как правило, предварительно ознакомляется с помощью заранее подготовленных вопросов с тематикой интервью, а исследователь имеет возможность сравнить содержание ответов разных респондентов по заданной тематике. При открытом (свободном) интервью опрашиваемым предлагается лишь общая тема беседы без заранее разработанного вопросника или плана. Свободное интервью предполагает установление доверительных отношений интервьюера с респондентом.

В нарративном интервью устанавливается максимальная доверительность в общении опрашиваемого и опрашивающего. Респондент рассказывает подробную историю своей жизни, а интервьюер стимулирует его междометиями и вопросами о дальнейшем ходе событий. В нарративном интервью создается доброжелательная, располагающая к разговору атмосфера, которая обеспечивает условие для полных и искренних ответов. Дальнейшая обработка полученной информации, ее анализ и вычленение главного, существенного в ней позволяет социальному работнику более точно определить вид социальной помощи нуждающимся людям.

Мнения и суждения исследуемых в большей степени выявляются в процессе письменного опроса или анкетирования. Контакт исследователя и респондента носит опосредованный характер. Инструментом извлечения социальной информации становится анкета, поэтому большое внимание исследователь уделяет качеству самой анкеты, т.е. формулированию вопросов, порядку их расположения, их соответствию решениям задач исследования.

К преимуществам метода анкетирования относится анонимность ответов респондентов, что дает возможность получения информации, имеющей для них личную значимость. К недостаткам этого метода можно отнести проблему возврата анкет.

В настоящее время в практике социальной работы очень широко используется система методов и способов прогнозирования.

Методика прогнозирования включает в себя следующие этапы исследования:

- определение объекта исследования (здравоохранение, инвалиды, пенсионеры и т. д.);

- предмета исследования (например, уровень социальной защищенности беженцев); целей, задач, время проведения, рабочие гипотезы, используемые методы;

- сбор данных, влияющих на развитие объекта. К ним относятся принимаемые решения, документы, события и т. п.;

- обобщенное видение объекта в системе основных показателей, характеризующих его структуру;

- проекция исходной модели в будущее с учетом прогнозных факторов;

- проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами;

- оценки степени достоверности и уточнение прогностических моделей посредством опроса экспертов;

- выработка рекомендаций на основе сопоставления прогностических моделей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: