Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффекта, назовите отличие аффекта от стресса

Аффект является высшим проявлением сильного душевного волнения. В судебной психиатрии аффект классифицируется на патологический, который исключает вменяемость, и физиологический, - действия, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями, а равно длительной психотравмирующей ситуацией. Эта градация основана на характере и степени влияния психического состояния на сознание и волю субъекта.

Физиологический аффект - это не выходящее за пределы нормы (т.е. не болезненное) эмоциональное состояние, представляющее собой кратковременную, стремительно и бурно протекающую эмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резким, но не психотическим, изменением психической деятельности, в том числе и сознания, выраженными вегетативными и двигательными проявлениями.

Существующие определения физиологического аффекта позволяют выделить характерные для него признаки: а) чрезвычайность реакции для личности; б) фазность протекания, близкая к патологическому аффекту; в) объективная и субъективно ощущаемая внезапность возникновения (неожиданность для субъекта); г) дезорганизация сознания (сужение) с нарушением целостности восприятия, способности регулировать свои действия, их известной автоматизацией; д) несоответствие характера и результата этих действий вызвавшей причине, т. е. их неадекватность; е) связь действий и аффективных переживаний с психотравмирующим фактором; ж) внезапность выхода через психическое истощение; з) частичная амнезия произошедшего.

Патологический аффект представляет собой болезненное состояние особого психогенного происхождения, которое возникает у почти психически здорового человека. Патологический аффект возникает внезапно в ответ на неожиданный психогенный раздражитель и характеризуется неадекватностью аффективной реакции вызвавшему её поводу, резким психомоторным возбуждением, расстройством сознания сумеречного типа, нарушением мотивировки, автоматизмом действий и стадийностью течения.

Тщательное изучение клиники патологического аффекта позволило отграничить от патологического аффекта различные аффективные реакции, в том числе и физиологический аффект, повторяющий в своём развитии фазы патологического аффекта. Отсюда следует, что вычленение физиологического аффекта шло через его отграничение от аффекта патологического и в известной мере как противопоставление ему.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли (см. Таблицу № 1). Главным критерием разграничения патологического, а также физиологического аффектов служит, в основном, установление симптомов для психогенно обусловленного особого сумеречного состояния сознания в случае патологического аффекта либо аффективно-суженного, однако, не психотического особого состояния сознания в случае физиологического аффекта.

Таблица № 1

Различительные признаки физиологического и патологического аффектов

Признаки Физиологический аффект Патологический аффект
1. Степень возбудимости Высшая интенсивность возбуждения Сверхинтенсивность перевозбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине Соответствие вызвавшей причине Несоответствие вызвавшей причине
3. Степень дезорганизации сознания Значительная дезорганизация сознания (”сужение” сознания”) Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Сдержанность в действиях Несдержанность в действиях Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях
5. Связь ассоциативных идей Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления Бессвязное хаотическое сочетание идей
6. Сохранение воспоминаний Сохранение отдельных воспоминаний Амнезия

В отличие от физиологического (эмоционального) стресса, аффект сопровождается таким чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением, которое приводит к временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных действий. В стрессе же проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. Стресс - необходим для жизни, аффект - опасен для нее.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

Нахождение лица в состоянии аффекта при совершении преступлений - обстоятельство, существенно снижающее ответственность за совершенное деяние. В Уголовном кодексе РФ содержится две статьи, предусматривающие ответственность за совершение преступления в состоянии аффекта: совершение убийства (ст. 107) и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.113). Достаточно отметить то, что преступление, предусмотренное ст. 113 УК, является преступлением небольшой тяжести, в то время как даже умышленное причинение среднего вреда здоровью без квалифицирующих признаков (ст. 112 ч.1) - преступление средней тяжести; убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107) - преступление средней тяжести, а умышленное убийство без квалифицирующих признаков (ст. 105 ч.1) - тяжкое.

Совершение иных преступлений в состоянии аффекта может быть признано смягчающим наказание обстоятельством (ст. 61 УК РФ). Более того, новый Уголовный кодекс указывает в качестве смягчающего более широкую группу обстоятельств: а именно совершение преступления, причиной которого стало противоправное или аморальное поведение потерпевшего.

Нахождение лица в состоянии аффекта - обстоятельство, подлежащее доказыванию (ст. 68 УПК РФ). Наличие этого обстоятельства образует, как уже указывалось, другой состав преступления. Если деяние, совершенное подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, на соответствующей стадии уголовного процесса квалифицируется по статьям Уголовного кодекса как умышленное преступление, в задачу адвоката (ст. 51 УПК РФ) входит использование "всех указанных в законе средств и способов защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность".

Одним из "указанных в законе средств и способов защиты" является экспертиза. При наличии изложенных в предыдущей главе оснований, адвокат имеет право и должен ходатайствовать (ст. 51 УПК РФ) о проведении соответствующей экспертизы.

Выступает ли в предложенной ситуации физиологический аффект как юридическая категория?

В предложенной ситуации физиологический аффект не выступает как юридическая категория.

Согласно ст.107 УК РФ аффектом признается внезапно возникшее сильное душевное волнение, вызванное насилием, издевательством или иным тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Мы можем утверждать данный факт, исходя из следующих обстоятельств: Убийство Е. одного из мужчин (О.) совершено спустя сутки, после того как его жена была изнасилована. Также Е. осуществлял подготовку к убийству, заранее отточив круглый напильник. Умысел на убийство возник не вместе с аффектом и был реализован не немедленно, а спустя определенный промежуток времени, Е. в разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он его убьет. Действия Е. были продуманны, он не бездумно напал на насильника, а предварительно забежал в квартиру, взял напильник и попросил жену опознать насильника. Исходя из всего вышеизложенного, действия Е. не подпадают под категорию физиологического аффекта.

Наличие признаков физиологического аффекта является основанием для назначения судебно-психологической экспертизы, которая и устанавливает наличие или отсутствие аффекта. Для отграничения физиологического и патологического аффекта может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Задача №5

Обыск производился с участием Ф.Э. Дзержинского. Иско­мые документы обнаружить не удалось. Тогда по распоряже­нию Дзержинского обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обыскиваемого ввели в комнату и принялись, за ним наблю­дать. Беспокойный взгляд обыскиваемого скользил по пере­ставленной обстановке комнаты и наконец остановился на одном из шкафов. В нем и оказались спрятанные документы.

В чем выразилась непроизвольная реакция обыскиваемого?

Какие приемы вызывают непроизвольные реакции у обыс­киваемого?

Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.

Чем отличаются волевые действия от непроизвольных ре­
акций?

РЕШЕНИЕ:

В чем выразилась непроизвольная реакция обыскиваемого?

Непроизвольная реакция обыскиваемого выразилась в боязни быть обнаруженным и вскрытым, таким образом после того как поменяли расстановку мебели, подозреваемый испугался, что он был вскрыт, поэтому судорожно, на уровне инстинкта самосохранения сал искать то предмет, который бы говорил о том, что сыщики ничего не смогли найти и следовательно он до сих пор не вскрыт. Однако найдя этот предмет – шкаф, мимика на лице подозреваемого изменилась от нервной до спокойной, что и выдало его просигнализировав следователям, что именно искал обыскиваемый и где именно следует искать следователям.

Какие приемы вызывают непроизвольные реакции у обыс­киваемого?

В ряде случаев обыскиваемые своим поведением дают возможность определить, где спрятан искомый предмет. Волнение обыскиваемых, как правило, возрастает по мере приближения следователя или оперативного работника к тому месту, где спрятан предмет. Иногда по признакам поведения обыскиваемого (волнение, страх, радость) можно судить о приближении или удалении от того места, где спрятаны разыскиваемые объекты.

Так, при обыске в квартире спекулянтки следователь обратил внимание, что после того, как обыск в спальне был окончен, начат в столовой, обыскиваемая повеселела. Следователь решил повторить обыск в спальне. Вторичные поиски дали положительные результаты — в тайнике, сооруженном в задней стенке платяного шкафа, удалось обнаружить ценности.

Иногда положительные результаты дает так называемая словесная разведка, которая заключается в том, что следователь называет вслух очередные объекты обыска, наблюдая при этом за поведением и реакцией обыскиваемых, т. е. за тем, какое действие это окажет на лиц, у которых производится обыск.

В ходе обыска рекомендуется создавать у обыскиваемых лиц убеждение, что оперативные работники обязательно найдут искомое. Убеждение следует подкреплять тщательностью обыска, что в свою очередь может привести к добровольной выдаче искомых предметов.
Помогают во время обыска и некоторые психологические расчеты. Для этого нужно мысленно поставить себя в положение обыскиваемого (с учетом его профессии, образа жизни) и попытаться разрешить вопрос: «Куда бы я сам на его месте спрятал те или иные, предметы».
Важно знать и профессиональные навыки обыскиваемого, Поскольку, как показывает практика, преступник в ряде случаев, пряча предметы или оборудуя тайники, пользуется привычными производственными приемами. Практике известны случаи, когда соучастники используют одни и. те же приемы сокрытия ценностей-. Это нужно учитывать при проведении обыска по групповым делам.

В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемое лицо может проявить общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерность и агрессивность.

Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением создают в сознании обыскиваемого лица "очаг аффектации", функционально перестраивающий всю его психическую деятельность. Этот очаг психотравмы не только дезорганизует нормальную психическую деятельность индивида, но и субъективно переживается как душевная тяжесть. При этом спонтанно (самопроизвольно) формируются защитные механизмы, варьирующиеся в зависимости от психического склада личности.

На этом фоне четкие, уверенные действия следователя, в которых обнаруживается его определенная осведомленность о предыдущих действиях обыскиваемого, могут вызвать как добровольную выдачу искомого, так и крайние проявления агрессивности по типу фрустрации.

Стремясь воздействовать на обыскиваемое лицо, следователь действует в двух направлениях: усиливает "аффективный очаг" или пробивает "брешь" в его защитных механизмах.

При обыске следователь должен не просто искать, а действовать, используя тактические и психологические приемы, постоянно оказывая влияние на обыскиваемое лицо. Чаще всего добровольная выдача искомого происходит не в связи с первоначальным предложением следователя о добровольной выдаче искомого, а в ответ на его правильно осуществляемые первоначальные поисковые действия.

С целью воздействия на "аффективный очаг" следователю целесообразно как можно шире использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с предметом сокрытия и способами сокрытия. При этом существенное значение имеют различные вопросы, суждения и действия, в том числе и те, которые допускают многозначное их толкование.

Известен случай, когда постоянные взгляды следователя на шкаф привели к добровольной выдаче спрятанного там оружия. "Берите, все равно уже знаете", - объявила при этом хозяйка обыскиваемой квартиры.

Нередко обыск проводится после допроса. Предполагая возможность обыска, следователь уже при допросе обращает особое внимание на наиболее важные для подследственного лица факты, события, переживания, на все то, что влияет на поведение допрашиваемого и вызывает у него отклоняющиеся реакции. Полученная информация может быть в последующем использована при проведении обыска.

Стратегия воздействия на обыскиваемое лицо состоит в ослаблении защитных барьеров, в снижении их сопротивляемости. В связи с этим следователю необходимо хотя бы ориентировочно знать побуждения обыскиваемого к сокрытию определенных предметов (стыд перед родственниками, соседями, сослуживцами; страх наказания, боязнь повредить престижу, потерять хорошую репутацию и т.п.).

В зависимости от характера мотивации поведения обыскиваемого лица следователь определяет тактику взаимодействия с ним. В одних случаях акцентируется внимание на выгоды, связанные с добровольной выдачей, в других — подчеркивается правило неразглашаемости результатов обыска. При этом следователь преодолевает определенные "смысловые барьеры", сформировавшиеся в сознании обыскиваемого лица. Преодолевая их, следователь оказывает воздействие на внутренние позиции обыскиваемого, выдвинутые им для смыслового оправдания своего поведения.

Лицо, утаивающее определенное обстоятельство, контролирует все то, что имеет отношение к этому обстоятельству. При этом моделируется определенная "зона охранения", специально перекрываются все возможные подходы к этой зоне. Но эта специальная "перекрытость" и является демаскирующим обстоятельством.

Одним из проявлений защитных механизмов может быть усиление речевой активности обыскиваемого лица, стремление его вести разговоры на посторонние темы, которые могли бы отвлечь внимание обыскивающих от поисковой деятельности.

Психологические знания целесообразно использовать, сообразуясь с разработанными криминалистикой стадиями обыска: подготовительной, обзорной, детальной и заключительной.

Вызванная первоначальной "установкой на запирательство" ригидность поведения в дальнейшем блокирует реакции обыскиваемого лица. Особенно значимы первые контакты с обыскиваемым, ибо его дальнейшее поведение будет соотноситься с первоначально выработанной позицией. Отказ от собственных первоначальных утверждений сопряжен для человека с преодолением определенных психологических трудностей.

Успешная подготовка к обыску предполагает прежде всего получение максимальной информации (как из процессуальных, так и непроцессуальных источников) не только о предметах отыскания и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица. Это позволит правильно (в психологическом и тактическом отношении) организовать и осуществить прибытие на место обыска и проникновение в обыскиваемое помещение. В целях обеспечения внезапности обыска средства транспорта должны быть оставлены на некотором удалении от места обыска. Сосредоточение у места обыска значительного числа лиц должно происходить постепенно и бесшумно. При наличии лифта следует подниматься на несколько этажей выше, а затем пешком спускаться на нужный этаж, чтобы не вызвать повышенной ориентировочной реакции. Через дверной глазок должен быть виден лишь один человек из числа пришедших (желательно, чтобы он был знаком обыскиваемому). При операции, готовящейся в коммунальной квартире, звонить следует соседям обыскиваемого лица. За окнами и вторым выходом устанавливается наблюдение.

Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым

Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:

демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;

умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;

дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;

совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя.

Следователю полезно знать особенности своей наблюдательности, уметь видеть и специально усиливать ее слабые стороны. Так, зная свою склонность к детальному анализу, он должен больше внимания уделить обзорной стадии обыска, выявлению взаимосвязи явлений. В некоторых случаях ему полезно, например, обратить внимание на поведение животных около определенного места.

В целях обеспечения наивысшей направленности и сосредоточенности сознания на поисковой деятельности следователь должен придерживаться рекомендуемых пяти правил.

Во-первых, не следует приступать к обыску очень уставшим.

Во-вторых, не допускать конфликтов с обыскиваемым лицом, при этом избегать другой крайности — излишней близости и "панибратства" (за исключением случаев, когда это оправдывается в качестве тактического приема). Все необходимые контакты надо осуществлять вежливо и сдержанно.

В-третьих, необходимо устранить все отвлекающие факторы (ненужное хождение, хлопотливость участников, посторонние разговоры и т.п.).

В-четвертых, важно не спешить и не приступать к осмотру нового объекта до полного обследования предыдущего. При этом надо действовать строго последовательно, в рамках намеченной системы.

Пятое условие, которое должен соблюдать следователь, — это делать перерывы для отдыха при появлении признаков усталости.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности (внимание) может сопровождаться сменой фаз подъема и спада. Особенно сложным процессом является распределение внимания между различными объектами, а частое переключение внимания в пределах одного вида деятельности вызывает процесс утомления. Наряду с этим смена видов деятельности может быть отдыхом от предыдущей стадии работы.

При обыске следователь воспринимает обилие однотипных раздражителей. Эти однообразные раздражители и монотонность поисковых действий могут отрицательно воздействовать на его общее состояние и снижать работоспособность, ослаблять внимание — вызывать охранительное торможение. Поэтому следователю необходимо чаще менять виды деятельности, чаще переходить от исследования одной группы объектен к исследованию другой, от изучения мелких предметов (писем, книг) к осмотру крупных предметов (мебели). Не следует допускать непроизвольного отвлечения внимания. Любой резкий и неожиданный раздражитель, вызывая сильную ориентировочную реакцию, тормозит текущую деятельность.

Наряду с активной формой маскирующего поведения может быть избрана и пассивная форма — воздержание от контактов со следователем.

Изыскивая способ сокрытия, преступник руководствуется разными оборонительными принципами, "концепциями". Но во всех случаях неизбежно моделируется поисковая деятельность следователя. Позиция прячущего определяется на фоне субъективно моделируемой "слабости" обыскивающего. Наиболее вдумчивые преступники учитывают даже установку следователя на трудный, изобретательный поиск и оставляют скрываемую вещь почти на виду (прибегают к мнимой маскировке). Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего, аномалию его поведенческих проявлений, что и выступает в качестве важнейшего демаскирующего признака. Предвидя возможность обыска, прячущее лицо осуществляет рефлексию, но, как правило, это рефлексия первого порядка (не учитывающая рефлексивности самого следователя). В связи с этим в качестве мест сокрытия часто избираются объекты, вызывающие резко отрицательные эмоции: помойки, выгребные ямы туалета, грязное белье, крайне загрязненные места и т.п. В расчете на стеснительность следователя местом сокрытия могут быть избраны объекты, обычно вызывающие обостренное этическое отношение (постель ребенка, больного, иконы, культовые принадлежности и т.п.). В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект места сокрытия. В практике работы следователи обнаруживали в качестве мест сокрытия электролампы, электророзетки, патроны для электроламп, клетки диких животных, собачьи будки, пчелиные ульи и т.п. В расчете на прямолинейность действий следователя в качестве места сокрытия нередко избираются объекты, не пригодные для использования в качестве хранилищ (стены здания, предметы обихода, мебель, дрова, кучи мусора и т.п.). Часто ставка делается на утомляемость следователя, используется большое количество однородных предметов (книги, старые журналы, обилие вещей). То, что разыскивается, нередко помещается в малоценный обыденный предмет, который специально оставляется на видном месте (сахарница, солонка, кусок хлеба, мыла, колбасы, открытая банка консервов, полено, кусок торфа и т.п.). Субъективно моделируя "недоступность", прячущее лицо устраивает тайники за картинами, зеркалами, батареями водяного отопления, унитазами, бачками с водой, в колодцах, печных переходах и т.п.

Все вышеуказанные проявления рефлексивности прячущего лица должны рефлексироваться самим следователем — при этом он осуществляет рефлексию второго порядка.

В действиях по сокрытию проявляются характерологические особенности прячущего. Так, недоверчивый и жадный человек стремится, как правило, приблизить объекты сокрытия к месту своего постоянного пребывания. Трусливый прячет в более отдаленных местах, осуществляет перестраховочные действия. Физически сильные и умные люди могут оборудовать тайники в труднодоступных местах.

При обыске следует учитывать и профессию прячущего (книги — у научного работника, деревянные предметы — у столяра, кирпичная стена — у каменщика, приусадебный участок — у лица, постоянно работающего на нем, и т.п.).

Следует обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого лица (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т.п.). Следователю нужно знать не только профессию, но и повседневные занятия обыскиваемого лица, образ его жизни, увлечения, наиболее развитые навыки, особенности поведения. Необходимо обратить внимание на все инструменты и материалы, принадлежащие обыскиваемому, определяющие диапазон его навыков и увлечений. Уже при подготовке к обыску необходимо иметь сведения о составе семьи обыскиваемого, о его взаимоотношениях с соседями, о круге его знакомых.

Особенно ценны сведения об изменении поведения обыскиваемого в последнее время, о его действиях по изменению обстановки, по перестройке надворных построек и т.п.

Общим правилом обыска является максимальная направленность сознания на объекты, внешний вид и местонахождение которых выходят за пределы нормы (нахождение банки с краской на книжной полке, зонтика — в спальне, на приусадебном участке — увядающего куста, дерева и т.п.).

В процессе обыска следователь может получить значительную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его непроизвольными реакциями. О приближении обыскивающего к месту сокрытия могут сигнализировать дрожание и хрипота голоса (с этой целью с обыскиваемым ведется речевой контакт), аритмия дыхания, покраснение или побледнение лица, появление пота, непроизвольные движения. Особенного внимания заслуживает само поведение обыскиваемого (поведенческая доминанта — особая фиксированность определенных действий). В качестве примера можно привести факт, когда тщательное вытирание ног о подстилку ориентировало следователя на поиск предмета в этой подстилке.

Обыскиваемое лицо может стремиться к дополнительной маскировке объекта сокрытия (заваливает место сокрытия предварительно просмотренными вещами).

Следует учитывать и отвлекающие действия обыскиваемого. С целью проверки их целенаправленности следователь может неоднократно приближаться к тем объектам, около которых возникли отвлекающие действия обыскиваемого.

Наблюдение за поведением людей, у которых производится обыск, целесообразно поручить помогающим в проведении его лицам.

Уже в самом начале контакта с обыскиваемым следователь, объявляя порядок осмотра, должен внимательно следить за его эмоциональными реакциями.

Одним из поисковых приемов является побуждение к действию самого обыскиваемого лица (вынимать и раскрывать вещи, открывать хранилища и т.п.). При этом следует учитывать, что обыскиваемый может стремиться увести следователя в сторону от объекта поиска, проявлять информативно значимые реакции.

Необходимость изъятия определенных предметов диктуется как заранее поставленными задачами обыска, так и рядом обстоятельств, обнаруживаемых уже в процессе обыска: нахождение предмета в тайнике, его замаскированность, несоответствие вещи личностным особенностям обыскиваемого (культурному уровню, занятиям, материальным возможностям), попытки обыскиваемого спрятать предмет, отвлечь от него внимание.

У следователя должна быть выработана повышенная ориентировочная реакция на все то, что, по мнению лица, у которого производится обыск, демобилизует поисковую деятельность. Так, обнаружение тайника может вызвать прекращение дальнейшего поиска. Зная это, преступники иногда делают ложные, дезориентирующие тайники, помещая в них предметы, не имеющие доказательственного значения. Один скрываемый объект может маскировать другие. Производя поисковые действия в конкретной обстановке, следователь постоянно задумывается над тем, каковы возможности этой обстановки для сокрытия искомых объектов. При этом не следует исключать никаких возможностей. Крупные драгоценности могут находиться в ржавой консервной банке, а изобличающая малоценная вещь — среди предметов роскоши. Следует помнить, что каким бы изощренным способом сокрытия не воспользовался преступник, его маскирующие действия неизбежно оставляют демаскирующие признаки и микроследы (исследование осуществляется при помощи технических средств, находящихся на вооружении криминалистических лабораторий).

Ограниченность приемов обыска, применяемых в работе того или иного следователя, может быть использована в своих интересах прячущими лицами (они нередко тщательно анализируют деятельность следователя). Наряду с этим следует иметь в виду, что поисковые усилия следователя не должны сводиться к осмотру всех, без исключения, предметов, к непременной реализации всех возможных средств и приемов поиска. Производство обыска — это во многом случайная, вероятностная деятельность, характер и результаты которой точно предсказать невозможно. В то же время следователь действует не методом проб и ошибок, а на основе профессионального расчета, путем определения наиболее вероятностных направлений для достижения успеха. Система его поисковых действий обусловливается обоснованными предположениями — розыскными версиями. Однако эти версии в процессе обыска постоянно модифицируются с учетом изменяющихся обстоятельств, по мере поступления новой информации (демаскирующие признаки, поведение обыскиваемого, негативные обстоятельства). Ориентирующее и доказательственное значение может иметь не только наличие, но и отсутствие определенных предметов.

Успеху обыска содействует знание способов совершения преступления, орудий преступления, предметов, имеющих отношение к преступлению, и т.п. Так, поисковые приемы по делам о хищении продуктов полеводства и о хищении драгоценностей будут существенно отличаться. Обыск по делам об убийствах будет по своей целенаправленности существенно отличаться от обыска по делу о хищении на спирто-водочном предприятии.

Чем отличаются волевые действия от непроизвольных ре­
акций?

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Волевые действия могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, например, обучаемые в школе и вузе совершают многие волевые действия по необходимости (заданию). Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить. Различают простые и сложные волевые действия. Простые состоят из двух компонентов: постановки цели и исполнения. К числу важнейших компонентов сложных волевых действий следует отнести: возникновение предварительной постановки цели, которая ставится самим человеком или другими людьми; продумывание способов и приемов достижения цели, планирование действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на совершение волевых действий в будущем

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (англ. involuntary reactions) - реакции, не поддающиеся сознательному волевому контролю. Могут осознаваться (краснение от смущения, проявления различных безусловных рефлексов) и не осознаваться (сомнамбулизм, патологические аффекты). Как правило, вегетативные реакции, регистрация которых широко применяется в психофизиологии (см. Кожно-гальваническая реакция, Плетизмография, Пневмограф), относятся к категории Н. р. См. также Движения непроизвольные и произвольные, Детектор лжи, Зрачковый рефлекс, Полиэффек-торный метод.

С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации. Первая, — когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, — когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения. На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления (способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу. В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки [12].

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью. Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (труднодоступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, в различных частях бытовых приборов и т.п. Лица, наделенные развитым интеллектом, и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познавательные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объективно недоступных используют и субъективно недоступные для проводящих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в поле его зрения.

Задача № 6

Что понимается под темпераментом? Что составляет природную основу темперамента?

Назовите и охарактеризуйте основные типы темперамента.

На основании приведенных далее характеристик опреде­лите тип темперамента школьника.

Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по п. А, Б, В, Г).

А. Виктор Г., 3-й класс. Медлителен. Походка неторопли­вая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последо­вательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Ког­да учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отделыва­ется односложным ответом: «Да так...». Его трудно рассме­шить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится безразлично. Незлобив, но для това­рища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал не сразу. Требуется не­сколько раз повторить ему новый материал, но задание вы­полняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, при­вязчив. ФЛЕГМАТИК

Б. Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Руки не находят покоя. Быстро и часто крутит головой во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Приходился все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает воен­ные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Может сбегать по любому поручению, но по дороге часто его забывает, так как от нетерпения и желания скорее его выполнить не успевает дослушать до конца. ХОЛЕРИК

В. Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия. Плачет по каждому пустяку. Однажды заплакал только из-за того, что не сразу нашел в портфеле учебник. Крайне обидчив. Долго помнит обиды и смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев справится с ним не хуже других. МЕЛАНХОЛИК

Г. Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение – веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» обычно с улыбкой отвечает: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не блестящи. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так, случайно...». Иногда огорчается, даже плачет но не надолго. Мимика живая. Не­смотря на живость и непоседливость её легко дисциплиниро­вать. На интересных уроках проявляет отличную работоспособ­ность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Вёсьма разговорчива. САНГВИНИК

Как учитываются особённости темперамента и характе­ра при допросе взрослых и несовершеннолетних?

РЕШЕНИЕ:

Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лим­фа, желчь). Пропорция в смешении этих соков называлась по-гречески словом «красис». Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили это понятие латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что и психические особенности людей зависят от красиса, или от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Гален, живший во II в. до н. э., дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа,— флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от грече­ского слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь).

Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако полностью подтвердилась мысль о том, что в разнообразии индивидуальных структур динамических проявлений психики можно обнаружить типические варианты. В науку прочно вошел термин «темперамент» и до наших дней сохранило значение деление людей в зависимости от их темперамента на четыре группы.

В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью объяснить причину различий по динамическим проявлениям психики. О влиянии, которое оказало учение древних врачей, можно судить по тому, какое значение и в дальнейшем придавалось гуморальным (от лат. влага, сок) системам организма. Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.) считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П. Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX — начале XX.в.) о том, что в основе темперамента лежат свойства кровообращения (в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, форма сердца и т. д.). Согласно этой теории, от быстроты и силы кровотока зависят индивидуальные характеристики возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Немецкий психиатр Э. Кречмер обосновывал (начиная с 20-х годов ХХ века) представления о том, что психический склад индивида соответствует телосложению, общей телесной конституции. Связь между типом телосложения и некоторыми психическими свойствами, по Э. Кречмеру, следует объяснить тем, что как тип строения тела, так и психические особенности обусловлены химическим составом крови, гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Американский ученый У. Шелдон (40-е годы нашего века) также ставил в прямую связь индивидуально-психологические черты и регулируемые гормональной системой телесные особенности (соотношение различных тканей организма).

Нельзя сказать, что такие представления полностью лишены основания, но они указывают только на одну сторону дела, и не самую главную. Необходимо в полной мере учитывать, что непосредственной основой всех психических проявлений являются свойства головного мозга, органа психики. Хотя исходные идеи о значении жидкостей, или соков, организма перекликаются с последующими представлениями о роли гуморальных факторов, но для новейших исследований природной основы темперамента наиболее существенно другое: признание того, что все внутренние условия (как и внешние), сказывающиеся на динамике поведения, действуют обязательно через мозг. Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах высшей нервной деятельности видит современная наука причины индивидуальных различий по темпераменту.

Темперамент — это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности. В исследованиях И. П. Павлова были установлены три основные свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

I. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует сангвинический темперамент.

II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.

III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент.

IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей неврной деятельности соответствует меланхолический темперамент.

Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника, желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика. Слово "темперамент" происходит от латинского "tempero" — смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.

2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.

3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость — ригидность).

4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

Перейдем к краткой характеристике отдельных видов темперамента.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента. "Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым..."1.

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимися условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются. У сангвиника быстро образуются временные связи, его стереотипы достаточно подвижны. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. "Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся"2. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу"3.

Для холерика характерна повышенная эмоциональная реактивость, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. "Флегматик — спокойный всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни"4.

Реакции флегматика несколько замедлены, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, — отмечает И. П. Павлов, — есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное"5.

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже по поводу незначительных событий. Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.

Таким образом, темперамент является индивидуально-своеобразной совокупностью природно-обусловленных психических особенностей индивида. К этим особенностям относятся: общая нервно-психическая активность — интенсивность, напряженность, темп и ритм реакций, действий, особенности их нарастания и затухания, которые проявляются в моторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах индивида; эмоциональная организация индивида — возбудимость, реактивность, устойчивость, контролируемость эмоций.


Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в "чистом" виде. Люди, как правило, обладают Психические свойства Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности
Сангвинический Холерический Флегматический Меланхолический
Сильный, уравновешенный подвижный Сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный Сильный, уравновешенный инертный Слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны
1. Скорость и сила психических реакций скорость высокая очень высокая медленная средняя
сила средняя очень большая большая большая
2. Эктраверсия или интроверсия экстраверт экстраверт интроверт интроверт
3. Пластичность или ригидность пластичный пластичный ригидный ригидный
4. Сензитивность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их экспрессия и эмоциональная устойчивость возбудимость умеренная высокая слабая высокая
cила cредняя очень большая слабая большая
экспрессия умеренная повышенная пониженная повышенная
устойчивость устойчив неустойчив очень устойчив очень неустойчив

При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения о нем:

в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ребенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;

характеристика интеллектуального развития подростка, уровень владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения им досуга, занимаются ли с ним родители, его положительные качества;

насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе он сталкивается, насколько адаптивен к школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);

не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, в совершении каких-либо неблаговидных поступков;

ведущие черты его характера, уровень эмоциональной устойчивости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями; а физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо дефектами, расстройствами, заболеваниями, их характер и происхождение;

состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий, принимал ли он сам в них участие, с чем это было связано; а чем занимался, как проводил время подросток после происшедшего события, с кем общался в этот период;

рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполагается его о допрашивать, что именно говорил;

обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.

Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка дополнительного волнения, излишнего психического напряжения и было привычным для него. Чтобы несовершеннолетний свидетель мог лучше освоиться с новой для него обстановкой, быстрее привыкнуть к незнакомым людям, разговор следует начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в него и ребенка, как бы уточняя то, что говорится о нем. Вести себя следует естественно, доброжелательно. Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему где он находится, зачем его сюда привели, что интересует следователя. Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, мотивацию дачи показаний. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи, что она крайне необходима. Однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно гибко и осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие. Тем более не прибегая к постановке наводящих вопросов, которые играют особенно негативную роль при допросе несовершеннолетнего свидетеля, оставляя тому возможность отвечать либо «да», либо «нет». Поэтому совершенно недопустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком. Например:

—Это ты должен помнить...

—Надо вспомнить...

—Ты не мог забыть о том, что...

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может - прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых, участвующих в допросе.

Психологи, исследовавшие данную проблему, отмечают, что у детей, в особенности дошкольного возраста, относительно слабо выражена способность к распределению внимания. В каждый отдельный момент ребенок может заниматься только каким-то одним делом. Поэтому когда, например, требуется, чтобы он показал что-то на схеме, фотографии, не следует одновременно предъявлять наглядный материал и объяснять задание. Целесообразнее в зависимости от конкретной ситуации вначале объяснить ребенку задание, а уже потом показывать изображение или, наоборот, вначале дать ребенку возможность ознакомиться с наглядным материалом, а уже потом давать задание. При допросе малолетних свидетелей, особенно потерпевших, вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными вопросами либо вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к ребенку. Прежде всего об этом следует помнить при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам, наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п. Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних свидетелей, потерпевших должна определяться не только задачами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: