Цель изучения темы: Сформировать общее представление о методологии психологии и психологическом исследовании.
Вопросы для обсуждения:
1) Принципы психологического исследования.
2) Этапы психологического исследования.
3) Методы психологии (организационные: сравнительный и лонгитюдный, эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент - в естественных условиях, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий; методы обработки данных: качественный и количественный анализ; методы интерпретации: структурный и генетический; психодиагностические методы: тесты и их модификации, опросники, клиническая беседа). Достоинства и недостатки каждого метода.
4) Значение математико-статистического аппарата при получении психологических результатов.
Терминологический тезаурус: анкета, беседа, бессознательное, биографический метод, детерминизм, единство сознания и деятельности, естественный эксперимент, интроспекция, интервью, лабораторный эксперимент, личностный подход, методы психологии, наблюдение, обучающий или формирующий эксперимент, психика, системный подход, сознание, социометрия, тест, эксперимент.
|
|
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
5. Методология и методы психологии [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С.Гормин.-Великий Новгород; НИРО, 2010.- 23 с.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Немов Р.С. Писхология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5-е изд. Т.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Курс 2 семестр (8 пар ПЗ)
Раздел 2. «Познавательные психические процессы»
Практическое занятие №1 (1 пара)
Тема «Ощущения»
Цель изучения темы: Сформировать общее представление об ощущениях с точки зрения психологического знания.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие ощущения. Ощущения и их роль в познании.
2. Ощущения и образы.
3. Психофизиологические основы ощущений.
|
|
4. Классификация ощущений.
5. Основные свойства ощущений.
Терминологический тезаурус: амнезия, апперцепция, восприятие, гештальт, константность, концентрация, модальность, научение, объем, ощущение, переключение, перцепция, психофизика, распределение, сенсибилизация, синестезия, устойчивость, чувствительность.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. – СПб., 2001.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Брушлинский А В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж, 1996.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М., 2000.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1982.
6. Забродин Ю.М. Психофизиология и психофизика. – М., 1977.
7. Завалишина Д.Н. Практическое мышление. – М., 2005.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – М.-СПб., 2007.