| № п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
| Лекции | Практи-ческие | Лабора-торные | Самостоя-тельная работа | |||
| Введение в курс. Определение уровня входных учебных достижений Введение в проблематику курса, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации по курсу Изучение РП, списка источников, формулировка, вопросов, интересующих студентов на основе изучения содержания курса | + + | + + | Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов Список вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде) | |||
| История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. | + + + + + + | + | + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Исследователь и исторический источник Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. | + + + | + + | + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Особенности становления государственности в России и Европе Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Территория России в системе Древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. | + + + | + + + + | + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Образование монгольской державы. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Альтернативы в объединении земель Киевской Руси Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. | + + + + + | + + + + | + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Дискуссия об определении абсолютизма. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Развитие русской культуры. | + + + + + | + + + + + + | + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Россия и мир в XVIII – XIX веках: имперские модернизации. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Европейские революции XVIII-XIX вв. Формирование европейских наций. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Попытки реформирования политической системы России при Александре I Российская империя при Николае I. Период реформ Александра II. Период контреформ Александра III Русская культура в XIX в. | + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Россия и мир в новейшее время Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Реформы С.Ю.Витте. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Альтернативы развития России после Февральской революции. Октябрь 1917 г. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Утверждение однопартийной политической системы. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки обновления социалистической системы. Крах колониальной системы. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. | + + + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| Россия и мир накануне и в начале нового тысячелетия Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Россия в начале XXI века. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. | + + + + + | + + + + + | + + + + + + + + | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | ||
| № п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
| Лекции | Практи-ческие | Лабора-торные | Самостоя-тельная работа | |||
| Введение в курс. Определение уровня входных учебных достижений Введение в проблематику курса, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации по курсу Изучение РП, списка источников, формулировка, вопросов, интересующих студентов на основе изучения содержания курса | Входная диагностика: тест с последующим обсуждением результатов Список вопросов, интересующих студентов по содержанию учебного материала (сдается в письменном виде) | |||||
| История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Исследователь и исторический источник Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Особенности становления государственности в России и Европе Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Территория России в системе Древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Образование монгольской державы. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Альтернативы в объединении земель Киевской Руси Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации нового времени «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Дискуссия об определении абсолютизма. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Развитие русской культуры. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Россия и мир в XVIII – XIX веках: имперские модернизации. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Европейские революции XVIII-XIX вв. Формирование европейских наций. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Попытки реформирования политической системы России при Александре I Российская империя при Николае I. Период реформ Александра II. Период контреформ Александра III Русская культура в XIX в. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Россия и мир в новейшее время Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Реформы С.Ю.Витте. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Альтернативы развития России после Февральской революции. Октябрь 1917 г. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Утверждение однопартийной политической системы. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки обновления социалистической системы. Крах колониальной системы. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Россия и мир накануне и в начале нового тысячелетия Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Россия в начале XXI века. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ. | Конспект темы Выступление на семинарском занятии, Тематический тест | |||||
| Итого: |






