ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебная программа для студентов
специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
030301.65 «Психология»
030501.65 «Юриспруденция»
031202.65 «Перевод и переводоведение»
080507.65 «Менеджмент организации»
080105.65 «Финансы и кредит»
Автор: преподаватель Устинов А. Л.
Ответственный редактор: к.х.н., доцент Ильвес Г.Н.
Екатеринбург, 2010
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Дисциплина «Отечественная история» является дисциплиной федерального компонента для всех специальностей, открытых в Уральском гуманитарном институте. Программа подготовлена в соответствии с новым государственным Образовательным стандартом высшего профессионального образования. Курс «Отечественная история» является одной из составляющих гуманитарной подготовки будущего специалиста, развития его личностно-мировоззренческих и интеллектуально-когнитивных основ.
В программе отечественной истории сделана попытка преодоления руссоцентричного подхода к истории России. Отечественная история рассматривается в контексте единого российского евразийского пространства как сложный процесс взаимодействия Центра, регионов, этносов и культур.
Цель и задачи дисциплины
Основная цель изучения дисциплины «Отечественная история» - углубление теоретических знаний в области исторической науки, навыков работы с исторической информацией и историческими источниками.
Основные задачи дисциплины:
- изучить основные вопросы теории исторического знания, историографии и историософии, основные периоды отечественной истории с древности до наших дней;
- овладеть приемами работы с историческими источниками и исторической информацией;
- выработать умения анализировать и обобщать полученную информацию, использовать знания, полученные из области исторической науки, в профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Отечественная история» студенты должны:
знать:
· концептуальные основы исторической науки;
· теорию и методологию исторического знания;
· традиционные и новые методы исследования исторической действительности и исторического прошлого;
· основные периоды отечественной истории от древности до наших дней и основные события и процессы, протекавшие в эти периоды.
уметь:
· использовать исторический источник как способ получения информации, имеющей историческое значение;
· анализировать историческую информацию, добытую из исторического источника;
· давать оценку историческим теориям и направлениям, обосновывать собственную позицию фактическим материалом;
· отличать научные исторические теории от лженаучных, уметь определять степень научности той или иной исторической теории.
иметь навыки:
· работы с исторической информацией и историческим источником;
· формирования рационалистического отношения к историческому сознанию и историческим теориям;
· оценки объективности и достоверности исторической информации;
· анализа настоящего и прогнозирования будущего на основе знаний о прошлом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Очная форма обучения
Общее количество часов....................... 72
В том числе:
лекций.................................................... 26
семинарских занятий.............................. 4
самостоятельных работ........................... 2
Отчетность: экзамен в форме электронного тестирования
Таблица 2.1 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Отечественная история» (очная форма обучения)
| № | Наименование темы | Кол-во часов | Из них | |||
| лекции | семинары | сам. раб. | ||||
| Введение | ||||||
| Раздел I. ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОП И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ | ||||||
| Тема 1. Народы Восточной Европы и Сибири в древности и раннем средневековье (до образования Древнерусского государства) | - | |||||
| Раздел 2. МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР - СЕВЕРНАЯ ЕВРАЗИЯ | ||||||
| Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь, Хазарский Каганат, Волжско-Камская Булгария, их политический и социально-экономический строй (IX – начало XII вв.) | ||||||
| Тема 3. Раздробленная Русь, Золотая Орда, Литовско-Русское государство (XII,—первая половина XV вв.) | - | |||||
| Раздел 3. ОТ РУСИ К РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА | ||||||
| 4 | Тема 4. Образование единого суверенного Русского государства (вторая половина XV - первая греть XVI вв.). Наследники Золотой Орды | - | ||||
| Тема 5. Московское царство (середина XVI - XVII вв.) | - | |||||
| Раздел 4. РОССИЙСКАЯ ЕВРАЗИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ | ||||||
| Тема 6. Начало российской модернизации. Реформы Петра Великого и борьба за его наследие. Рождение империи (1700 - 1741 it.) | ||||||
| Тема 7. Российская империя в эпоху Просвещения (1741 - 1801 гг.) | ||||||
| Тема 8. Российская империя в период поздней доиндустриальной модернизации (первая половина XIX в.) | ||||||
| Тема 9. Российская империя в эпоху Великих реформ (1855 - 1881 гг.) | ||||||
| Тема 10. Российская империя на путях капиталистической модернизации. Oт самодержавия к буржуазно-демократической республике (1881 - 1917 гг.) | ||||||
| Раздел 5. СССР - ЕВРАЗИЙСКАЯ ДЕРЖАВА | ||||||
| Тема 11. Октябрьская революция. Становление советской системы (1917 - 1927 п.) | - | |||||
| Тема 12. СССР. Сталинская модернизация (1928 - 1953 п.) | ||||||
| Тема 13. СССР эпохи позднего социализма (1953 - 1991 п.) | ||||||
| Раздел 6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ОБРЕТЕНИЕ МЕСТА В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ | ||||||
| Тема 14. Посткоммунистическая Россия: в поисках новой идентичности (1992 - начало XXI в.) | - | |||||
| ВСЕГО | ||||||






