Всемирная сеть Интернет

Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.

Физически Интернет представляет собой несколько миллионов компьютеров, расположенных по всему миру и связанных между собой различными линиями связи. С информационной точки зрения, Интернет представляется как некое "пространство", внутри которого происходит постоянная циркуляция данных. К середине 2010 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2 млрд человек.

Хотя в сети Интернет функционирует громадное число компьютеров, однако единого центра, ответственного за работу сети, не существует. Структура этой сети представляет собой совокупность узлов, соединенных каналами связи. Управляет узлом организация - провайдер (от английского слова "provide" - обеспечивать). Провайдеров еще называют поставщиками услуг Интернет, так как многие из них за определенную плату предоставляют доступ в сеть для других индивидуальных пользователей и коллективных ЛВС, а также обеспечивают их определенным набором дополнительных услуг. Первыми "провайдерами" на заре становления Интернет были некоммерческие научные организации, а также отдельные энтузиасты, располагающие достаточно мощными компьютерами и имеющие доступ к линиям связи, пригодными для устойчивой передачи данных.

Каналы связи, образующие единую всемирную сеть, развиваются в известной мере хаотично и в настоящее время базируются на нескольких трансконтинентальных оптоволоконных, проводных, радиорелейных и спутниковых линиях связи с очень высокой пропускной способностью (тысячи и более Мегабит в секунду). К этим каналам в свою очередь подключаются менее мощные линии, принадлежащие конкретным провайдерам (или даже нескольким провайдерам). Таким образом, конечный пользователь получает доступ в Интернет с более низких иерархических уровней, между которыми могут быть задействованы самые разнообразные типы линий связи.

В зависимости от конкретной ситуации пользователь может быть связан с провайдером, например, посредством так называемой коммутируемой линии - обычно телефонной, с использованием модема.

Это сравнительно дешевый, до недавнего времени наиболее распространенный способ. Пользователю необходимо лишь тем или иным путем получить или приобрести у провайдера право на подключение к сети Интернет (обычно при этом получают условное имя - "логин" и пароль), узнать телефонный номер "модемного пула" (к которому необходимо подключаться посредством модема) и при необходимости - сведения по индивидуальной настройке своего программного обеспечения. После этого подключение можно осуществлять практически с любого телефонного номера.

Недостатком этого способа является относительно низкая скорость обмена данными, невысокая помехозащищенность и необходимость длительно занимать телефонную линию.

В последнее время с развитием телекоммуникационных технологий экономически целесообразным стало подключение по выделенным линиям связи: оптоволоконным, проводным и радио. Такое подключение при относительно больших первоначальных затратах на оконечное оборудование и прокладку самой линии избавляет пользователя от необходимости занимать телефонный канал, а самое главное, обеспечивает надежное высокоскоростное соединение.

Сеть Интернет создавалась с учетом того, что в нее могут входить компьютеры, работающие под управлением разных операционных систем и на разных аппаратных платформах. Единственное принципиальное требование при обмене информацией - все компьютеры должны пользоваться едиными правилами передачи данных (протоколами).

Очень часто под словом "Интернет" понимают WWW -всемирная паутина (хотя это не одно и тоже). Всемирная паутина -World Wide Web (WWW или просто WEB) - самая популярная служба Интернета. Она появилась только в 1990 году, но развивается очень динамично, так что в настоящий момент - это самое современное средство организации сетевых ресурсов.

WWW строится на основе гипертекстового представления информации и использует протокол передачи гипертекстовых сообщений - HTTP (HyperText Transfer Protocol).

Возможности Интернет. Перечислим лишь несколько задач, которые пользователь может решать с помощью Internet.

  1. Просматривать ресурсы World Wide Web (в поиске полезной информации или для развлечения) и создавать свои Web-страницы, которые могут просматривать другие пользователи.
  2. Передавать и принимать электронные письма, которые доходят до адресата гораздо быстрее, чем обычные.
  3. Присоединиться к тематическому списку рассылки и обмениваться сообщениями с людьми, имеющими общие интересы или занятия.
  4. Передавать файлы (например, документы, рисунки, аудио- или видеофайлы) с одного компьютера на другой.
  5. Слушать широковещательные аудиопрограммы, просматривать видеофильмы и смотреть программы телевидения..
  6. Разговаривать в реальном времени с одним или несколькими людьми, удаленными на большое расстояние.
  7. Участвовать в телеконференциях, в которых можно совместно просматривать документы, рисунки, а также обмениваться текстовой, аудио- и видеоинформацией.
  8. С помощью телефонных и компьютерных технологий звонить на другой континент, не оплачивая при этом большие счета телефонным компаниям.
  9. Учиться в учебных заведениях, используя возможности дистанционного обучения.

10. Приобретать покупки в интернет-магазинах и др.

Вместе с тем продажа через Интернет существенно отличается от торгового процесса в обычном магазине и требует значительной перестройки взглядов в вопросах ведения бизнеса, что влечет за собой перестройку всего бизнеса. Прежде всего, изменяется сама психология взаимоотношений продавец - покупатель. Покупатель в Интернет обладает существенно большей информацией о товаре, имеет больший набор альтернатив и менее лоялен к продавцу, чем при "живом" контакте. Поэтому становится важным не только то, как выглядит Web-страница фирмы, но также и то, что на ней написано. Вопросы содержания, стиля торгового обращения, создания отношений доверия выходят при этом на первое место. Интернет формирует новое информационное, предпринимательское и коммерческое пространство, связанное с оборотом информации. Многие люди отождествляют Интернет с киберпространством.

Киберпространство представляет собой очень сложное явление. По мнению многих ученых, это явление может быть рассмотрено в единстве социальной и технической сторон.

Социальная его сторона состоит в том, что киберпространство - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования Интернета и других сетей, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой при помощи компьютеров. Следует отметить, что объектом данных отношений выступает не всякая информация, а только та, которая обращается в Сети.

Техническая сторона заключается в том, что киберпространство - это одновременно и сложный технический объект (набор технических и программных средств; совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры), обеспечивающих движение потоков информации. Поэтому следует обратить внимание на базовые принципы построения данной инфраструктуры информации (Интернета): децентрализация, планетарность и доступность из любой точки земного шара, деление на структурные зоны или сегменты, конвергенция, быстрота и мгновенность международных обменов и др.

Говоря о киберпространстве, имеется в виду именно пространство, а не территория. В соответствии с современной правовой доктриной, территория хоть и не всегда связана с поверхностью земли, но имеет связь с национальными географическими границами, которые в свою очередь влияют на компетенцию государств и юрисдикцию судов. Поэтому ошибочно считать, что киберпространство - это территория, даже со смешанным международно­правовым статусом. Это все же международное планетарное пространство.

Итак, киберпространство - это сфера социальной деятельности, связанная с оборотом информации во Всемирной информационной паутине, а также в других информационно­коммуникационных сетях (региональных, опорных, ведомственных, корпоративных).

В свете теории права и информационного права кибернетическое пространство может быть представлено как:

1. новое пространство человеческого самовыражения и общения; международное пространство, пересекающее любые границы;

2. глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, не имеющих четко определенного собственника и служащих для интерактивного соединения (коммуникации) физических и юридических лиц;

3. децентрализованное пространство, которым никакой оператор, никакое государство полностью не владеют и не управляют;

4. разнородное (гетерогенное) пространство, где каждый может свободно действовать, высказываться и работать (говоря образным языком — пространство "разума и свободы”).

Интернет представляет собой не только средство доставки информации, линии связи, базы данных и компьютерные системы. Это также средство сосуществования и взаимодействия людей. Поэтому можно говорить о некотором сообществе лиц, которые активно действуют в этой среде для достижения своих собственных целей.

Зависимость от киберпространства. Как показали последние исследования, некоторые люди проводят в киберпространстве столько времени, что это идет в ущерб их личной и/или профессиональной жизни. Проблема зависимости от киберпространства (в англоязычной литературе ее часто называют Internet Addiction Disorder (IAD)) является, на сегодняшний день, наиболее важной из всех психологических аспектов взаимодействия человека и компьютера. Когда говорят о данной зависимости, в нее включают широкий круг различных типов поведения и проблем с контролем поведения.

Некоторые люди, общаясь с компьютерами и друг с другом в киберпространстве, непроизвольно идентифицируют виртуальную реальность, как повседневную жизнь. Таким образом, у человека формируется иллюзия, что он живет нормальной жизнью, воспринимая мир и влияя на него, хотя все это происходит только в его мозгу.

Киберпространство предоставляет дополнительные возможности в реализации некоторых аспектов личности, более простым для нее способом, чем может предоставить человеку повседневная жизнь. Смена пола в сетевых играх и общении - один из примеров подобной возможности. Следует ожидать, что в связи с быстрым развитием технологий, в самом скором времени психологам (и в первую очередь занимающихся проблемами подросткового возраста) придется уделять больше внимания специфическим вопросам, связанным с поведением человека в киберпространстве.

Навигация по Интернету. Для путешествия по Интернету достаточно иметь браузер (обозреватель), например, Internet Explorer или Mozilla Firefox, или Google Chrome. В адресной строке браузера нужно набрать адрес искомой страницы. При этом не обязательно вводить наименование протокола http:// перед адресом Web-сайта. MS Internet Explorer сделает это самостоятельно. После набора адреса и нажатия {Enter} браузер загрузит через некоторое время требуемый Web-сайт (если он в этот момент функционирует в сети). Поиск информации осуществляется двумя способами.

Первый способ заключается в поиске информации в предметных или тематических каталогах, называемых рубрикаторами. Практически на всех поисковых серверах есть такие каталоги. Каждый рубрикатор имеет несколько уровней. Первый уровень - крупные области, например, наука и образование, бизнес и экономика, общество и политика и т.д. Далее, на следующем уровне, каждая рубрика разбивается на более мелкие разделы (подрубрики). На каждом уровне выдается соответствующий список ссылок на сайты. В процессе поиска при переходе на более низкий уровень уточняется искомое понятие и происходит сужение области поиска нужной информации.

Такой вид поиска позволяет сформировать подборки Web-документов по определенным тематикам и бывает часто удобен для нахождения конкретного документа.

Второй способ поиска осуществляется по ключевым словам. В строке поиска поискового сервера нужно ввести ключевые слова (в сочетании с операторами поиска) и нажать клавишу "Поиск". Сначала поисковая система выдаст статистические сведения о количестве найденных совпадений между своей базой данных и запросом. После статистики ответа идет перечисление ссылок с краткими характеристиками. В зависимости от качества составления ключевых слов результат поиска может содержать от нескольких до сотен тысяч ссылок на различные документы.

В информационно-поисковых системах можно осуществлять расширенный запрос по ключевым словам с помощью операторов поиска. В каждой поисковой системе часть операторов поиска совпадает, а часть имеет эквиваленты. Так как способы составления каталогов и индексирования баз поиска различны в разных поисковых системах, то часто бывает полезно осуществлять поиск в нескольких поисковых системах (их адреса приведены в разделе "электронная почта").

Если найден требуемый документ и он составляет много web-страниц, то в нем можно осуществить поиск нужных слов. Для этого достаточно нажать на клавиши Ctrl+F. Внизу экрана браузера появится строка с пустым полем "Найти". В него вводится нужное слово и для его поиска в тексте следует нажать на кнопку "Следующее", находящуюся рядом с поисковым полем. Также рядом находятся кнопки "Предыдущее", "Подсветить все" и флажок "Учесть регистр". Подсветка найденных слов облегчает навигацию по документу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: