Возможности телеинформационных систем

Современные телеинформационные системы, основанные на совместном использовании средств связи и вычислительной техники, стали жизненно необходимыми для успешной деятельности различных предприятий и организаций (государственных, финансовых, промышленных, транспортных, медицинских). Это обуславливает необходимость обеспечения высокой надежности систем связи.

В настоящее время существует множество компаний, предлагающие предприятиям и фирмам создание автоматизированных информационных систем с выходом в Интернет. Так, компания СИТЕК предоставляет пользователям следующие услуги:

· оперативные сводки с ведущих бирж России;

· заключение договоров на брокерское обслуживание;

· электронную почту, обмен текстовой, графической и другой информацией (письма, деловые бумаги и т.д.)

· телеконференции;

· коммерческие базы данных;

· электронную доску объявлений;

· различное программное обеспечение;

· прием и отправку факсимильных, телексных и телетайпных сообщений;

· информационные справочные системы на основе интерактивных (диалоговых) баз данных, предоставляющих пользователям в оперативном режиме услуги во всех секторах электронной информации;

· электронную передачу банковской информации;

· коммерческие сетевые службы (электронные ярмарки, биржи, клирингхаузы).

Кроме того, СИТЕК обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа (криптозащита информации) и гарантированную идентификацию подлинности документа (электронная подпись).

Рассмотрим некоторые из перечисленных возможностей.

Электронная почта (e-mail, от англ. electronic mail)— технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (электронные письма) по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

С ее помощью можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма ваших корреспондентов автоматически, используя их адреса, исходя из их писем, рассылать копии вашего письма сразу нескольким получателям, переправлять полученное письмо по другому адресу, создавать несколько подразделов почтового ящика для разного рода корреспонденции, включать в письма вложения: текстовые файлы, фотографии, посылать почту в сопредельные сети, если известен адрес той сети. Основная привлекательность электронной почты - ее быстрота, возможность передавать информацию любого объема в любую точку мира. Помимо этого достоинства, она не требует одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах компьютерной линии: письмо попадет к адресату, как только он включит свой компьютер. Кроме того, электронная почта оставляет письменную копию послания, которое может быть сохранено или передано дальше.

Электронное письмо также может быть одновременно послано нескольким абонентам.

Во многих системах каждое послание сопровождается большим количеством дополнительных полей. Они включают в себя имя и адрес отправителя, имя и адрес получателя, дату и время отправки письма, перечень людей, которым направлена копия письма, уровень значимости, степень секретности и многое другое.

Адрес электронной почты (E-mail) похож на символический адрес сетевого компьютера:

<имя_пользователя>@<доменное_имя>. Это адрес почтового ящика, который находится на каком-либо сервере. Почтовый адрес пользователя состоит из двух частей, разделенных символом @, означающим предлог "при" (читается "эт", на сленге - "собака"). Левая часть - это идентификатор пользователя (его имя), правая часть - это название домена сервера, на котором организован почтовый ящик. Обе части могут делиться на сегменты, разделенные точками. Так, почтовый адрес Бориса Иванова может выглядеть как Borisivanov@glasnet.ru.

Создать почтовый ящик для электронных писем можно в любой поисковой системе на ее главной странице. На рисунке поисковой системы Яндекс представлен почтовый ящик.

Такой же ящик находится и в других поисковых системах, например: http://www.rambler.ru/ или http://www.aport.ru/, или http://www.mail.ru/.

Электронные доски объявлений. Электронная доска объявлений (BBS - Bulletin Board System) - это сайт, где каждый желающий может вывесить свое объявление, а все посетители сайта — прочитать его. Электронная доска объявлений, как правило, поделена на несколько тематических разделов, согласно содержанию объявлений. Название каждого раздела оформлено в виде гипертекста, щелчок по которому позволяет выйти на страницу объявлений и различного рода предложений.

Большинство досок объявлений в Интернете предполагают размещение объявлений о продаже и покупке товаров и услуг. Но есть и такие сервисы, которые предлагают, например, аренду или покупку квартир, объявления о поиске новых хозяев для домашних животных, которые передаются в добрые руки безвозмездно и др.

Большинство электронных досок — бесплатные. Для размещения своего объявления пользователю нужно лишь ввести в специальной форме свою тему, свое имя/псевдоним либо название организации, а также координаты: адрес электронной почты и т. п. Как правило, отображаются только имена авторов и темы объявлений, а для просмотра полного текста объявления пользователь должен щелкнуть по ссылке, ведущей к нему. В некоторых досках объявления могут подавать только зарегистрированные пользователи, в некоторых - все. Сейчас в Интернете существует тысячи и даже десятки тысяч досок объявлений. Многие из них посвящаются какому-либо отдельному виду объявлений

Телеконференции. Телеконференции (или группы новостей) - это глобальные или локальные форумы, в которых люди с общими интересами обмениваются информацией, обсуждают различные темы и задают друг другу вопросы. Основным достоинством телеконференций является возможность получения практически любой информации в достаточно короткие сроки. Телеконференции базируются на протоколе NNTP (Network News Transfer Protocol - сетевой протокол передачи новостей), когда поток сообщений передается от одного узла к другому.

Абонент, подписанный на определенную телеконференцию, получает статьи по выбранной теме, написанные другими абонентами. В этом смысле телеконференция напоминает периодическое тематическое издание. Однако абонент может послать в конференцию и свою статью, которая станет доступной всем участникам конференции.

Характерное отличие телеконференций от электронной почты заключается в том, что электронная почта обеспечивает направленную передачу сообщений от одного человека к другому, а служба телеконференций предоставляет ненаправленную передачу сообщений от одного человека всем, кто пожелает с этим сообщением познакомиться. Отправленное сообщение поступает на все NNTP-серверы сети Интернет и хранится ограниченное время (3 -10 дней). В ответ на сообщение одного пользователя, опубликованное в телеконференции, в службе появляются ответы других пользователей, а затем ответы на ответы и т.д. Так образуются цепочки взаимосвязанных сообщений. Эти цепочки называют обсуждениями.

Есть три типа телеконференций - закрытые телеконференции, телеконференции с модератором и телеконференции без модератора. Закрытые конференции недоступны всем желающим. Такие конференции имеются, как правило, в корпоративных сетях. Для получения доступа к такой телеконференции необходимо отправить администратору запрос на доступ. Многие телеконференции имеют свои правила и администратора - его называют модератор, который следит за выполнением правил данной группы новостей. Телеконференции с модератором доступны для всех, но каждое сообщение сначала просматривается модератором (или автоматической программой), который принимает решение о помещении сообщения в телеконференцию. Сообщение, отправленное на телеконференцию с модератором, сначала переадресуется на адрес электронной почты модератора, который принимает или отклоняет его. Принятое сообщение помещается на сервер телеконференции, откуда свободно распространяется на другие серверы. Как правило, за несколько дней сообщение попадает на все серверы новостей.

Телеконференции без модератора доступны для всех и в них может быть помещено любое сообщение.

Все новости в системе телеконференций разделены по тематическим признакам. Разбивка на темы носит иерархический характер. Нижний уровень такой иерархии носит название группа. Usenet - это мировая система телеконференций. Группы новостей Usenet включает в себя более 10000 тем для обсуждения по самым разнообразным проблемам.

В России наиболее известна и доступна иерархия новостей Relcom, Fido7, для которых, кроме русского языка, рабочим является также и английский язык.

Телеконференциям присуща одинаковая структура. Конференция начинается некоторым текстом, задающим ее тему. Далее каждый из участников имеет возможность добавить к этому тексту свою реплику. Все реплики располагаются последовательно по мере поступления и доступны вместе с исходным текстом всем участникам телеконференции. При последующих обращениях можно получать либо весь текст, либо только новые фрагменты текста. Каждый участник телеконференции имеет возможность работать в удобное для него время.

Наступает момент, когда предмет обсужден со всех сторон, тогда ее тема считается исчерпанной, и она помещается в архив.

Для работы с группами новостей используются специализированные программы Internet News, Netscape News, Outlook Express, Forte Agent. Доступ к удаленным базам данных. Удаленный доступ - очень широкое понятие, которое включает в себя различные типы и варианты взаимодействия компьютеров, сетей и приложений. Существует огромное количество схем взаимодействия, которые можно назвать удаленным доступом, но их объединяет использование глобальных каналов или глобальных сетей при взаимодействии. Кроме того, для удаленного доступа, как правило, характерна несимметричность взаимодействия, то есть с одной стороны имеется центральная крупная сеть или центральный компьютер, а с другой - отдельный удаленный терминал, компьютер или небольшая сеть, которые должны получить доступ к информационным ресурсам центральной сети.

Имеется множество баз данных, подключенных к Интернет в режиме свободного доступа. Конечно, этими базами данных можно пользоваться. Но основная проблема состоит в том, что интерфейсы доступа к разным базам данных абсолютно различаются, так же, как и способы подключения баз данных к Интернет. Имеются трудности как у тех, кто хочет пользоваться базами данных, так и у тех, кто хотел бы передать свою информацию в использование в режиме "on-line".

В Интернете имеется одна возможность, которую, в принципе, можно использовать для доступа к базам данных. Это формы. Форма, заполненная в клиентской части системы, поступает на обработку соответствующей программе-переходнику(программному сценарию), связанной с данной формой в серверном узле Интернета. Именно формы являются наиболее близким пользователям интерфейсом для непосредственного доступа к базам данных.

Пользователь заполняет формы и нажимает кнопку "Поиск". Эта информация передается блоку бизнес-логики для формирования одного или более запросов. Эти запросы один за другим передаются блоку логики доступа к данным, который преобразует данные и запросы в формат, совместимый с СУБД, выполняет каждый запрос, получает результат и преобразует его в формат приложения. Наконец, он возвращает результат блоку бизнес-логики, который объединяет результаты нескольких запросов в порцию информации, передаваемую блоку логики представления; тот помещает эти данные в удобочитаемую форму и показывает ее пользователю.

Во всех базах данных основным языком запросов является язык SQL (Structured Query Language — язык структурированных запросов) - универсальный компьютерный язык, применяемый для создания, модификации и управления данными в реляционных базах данных.

В сети Интернет можно установить связь с сервером WAIS (Wide Area Information Server), это распределенная система поиска информации. Поиск производится по базам данных, содержащим текстовые документы (но допустимы также графические, звуковые или видео документы). Тематика баз данных и поиска произвольны. Базы данных могут иметь любую структуру, но пользователю не нужно знать языка управления этими базами. WAIS использует естественный управляющий язык.

Взаимодействие пользователя с сервером WAIS при проведении поиска в базах данных можно описать следующим образом:

1. пользователь формирует запрос для проведения поиска информации в базах данных (в каких базах данных искать ответ на запрос он не знает);

2. WAIS формирует список баз данных, в которых содержится интересующая информация;

3. пользователь выбирает базы данных, где будет проводиться поиск, из числа предлагаемых, уточняет задание на поиск, выбирает ключевые слова;

4. WAIS запрашивает в процессе поиска информацию из всех указанных баз данных;

5. WAIS отображает заголовки документов, отвечающих критериям отбора, документы ранжируются согласно их степени соответствия условиям запроса, пользователь отбирает документы из предлагаемого списка.

Экстерриториальность сети Интернет. Под экстерриториальностью понимаются особые преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представителям.

Из этого определения под экстерриториальностью сети Интернет понимается свободное написание во всемирной сети любой информации, ее использование в своих личных целях. Интернет - международное сообщество, жизнь которого невозможно регулировать никакими законами одного отдельно взятого государства (и никакой национальной полицией).

Отсюда возникает проблема распространения через Интернет информации, которая по законам различных государств не подлежит распространению. При этом возникают следующие вопросы: каков правовой статус провайдеров Интернета; должны ли провайдеры нести ответственность за содержание распространяемой ими информации; как обеспечить ответственность провайдеров, учитывая экстерриториальность Интернета?

Отдельная тема, поднимаемая при всяком разговоре о законодательном регулировании Интернета, касается авторских прав. Экстерриториальность всемирной сети открывает перед их нарушителями весьма широкое поле деятельности, причем нет реальных способов воздействия на нарушителя.

Разумеется, нынешнее законодательство в области авторского права нуждается в серьезном пересмотре, в том числе и с учетом новых реалий, рожденных Интернетом (таких, как коллективное творчество и совместное пользование информационными ресурсами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: