Влияние Византии на характер Русского государства

Я хочу сказать, что царизм наш, столь для нас плодотворный и спасительный, окреп под влиянием православия, под влиянием византийских идей, византийской культуры.
К.Н.Леонтьев

Унаследованы Россией от Византии и наше сильное государственное начало, и связанные с ним особенности национального менталитета. Наиболее сильно византийское влияние выразилось в следующих явлениях российской политической жизни.

Вопрос о характере взаимоотношений между государством и церковью в Византии чрезвычайно важен для понимания сущности и характера влияния Византии на Русь. Ведь наша страна унаследовала от Второго Рима и идею сильной государственной власти, и идею истинного православного царства, оплота православия на земле.

Можно условно поделить исследователей, занимавшихся вопросом о соотношении царской и патриаршей власти в Византии, на два направления.

Первые говорят о том, что никакой симфонии не существовало, церковная власть беспрекословно подчинялась ничем не ограниченной светской власти, а император брал на себя полномочия главы церкви.

Вторые утверждают, что в отношениях церкви и государства все было далеко не столь однозначно, и симфония (пусть и на протяжении не всей истории Византии) все же существовала, а власть патриарха в определенных областях была независима от власти императора.

Как же в таком случае рассматривается проблема взаимоотношений государства и церкви на Руси?

Ученые считают, что византийская система нашла отражение и на Руси. Царствование Ивана Грозного было ярким и своеобразным повторением того противоречия, которое погубило Византию, — противоречия между словесным исповеданием истины и ее отрицанием на деле. Светский владыка — высший блюститель чистоты православия, может и должен вмешиваться в дела Церкви. Это прямое заимствование из Византии.

Византийская доктрина о симфонии царства и церкви, рассматриваемые в качестве единственно мыслимой и законной организации христианского общества, продолжает свое существование в возмужавшей Московской Руси.

Действительно, Московская Русь возвышалась стараниями и князей, и церкви, что ставило светскую и духовную власть в равное положение.

Но поскольку критерием истины является практика, отметим, что результаты многочисленных реформ Ивана Грозного, поднявших страну на новый уровень развития, находятся в явном противоречии с первой линией, но отвечают второй. Именно это и можно считать главным выводом рассмотренной дискуссии.

Симфония не подразумевает политического равенства церкви и государства. Царское начало, разумеется, гораздо сильнее церковного, ибо император, глава светской власти, отвечает за целостность государства, что является первостепенным вопросом для империи.

Но понятие "симфония" затрагивает не государственную, а духовную сферу. Оно обращено к подданному империи: государь отвечает за тело, а патриарх — за душу.

Светская и церковная власть не равны в государственном измерении. Но они обязательно равны, одинаково важны для каждого подданного и для духовной жизни страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: