Общее определение спроса можно сформулировать так: рыночный спрос на продукцию — это полный объем продукции, который может быть закуплен определенной потребительской группой на определенной географической территории за определенный период и в определенной маркетинговой обстановке при определенной программе маркетинга.
Ф. Котлер, давая определение спроса, подчеркивает: спрос определенного числа лиц в данном месте и за данный временной период (в течение которого компания фактически не имеет контроля) есть не что иное, как производная функция от деятельности отрасли, условий внешней среды и маркетинговых усилий той или иной компании.
Исходя из данного определения, можем сформулировать понятие потенциального спроса следующим образом: потенциальный спрос — это определенное количество товара, которое может быть востребовано при идеальных рыночных условиях и внешней среде.
Следует также понимать различие между следующими понятиями: однотипный спрос — спрос на ту или иную «полезность», которую дает товар, взятый в отдельности, например спрос на кинофильм как часть однотипного спроса на средства развлечения; промышленный спрос — спрос на продукцию конкретной отрасли; спрос на компанию/фирму — спрос на продукцию компании, изделия определенной торговой марки; потенциальный спрос — максимальный спрос на товары при идеальных внешних и рыночных условиях; действительный/фактический спрос — реальное количество востребованного товара.
|
|
Жизненный цикл спроса представляет собой временной интервал, включающий в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени спроса на определенную продукцию. Начало жизненного цикла спроса определяется моментом, когда общественная потребность, раньше не получавшая удовлетворения (например, потребность в индивидуальном средстве транспорта, приеме телевизионных изображений в домашних условиях и т.д.), начинала удовлетворяться товарами или услугами.
Жизненный цикл спроса включает в себя следующие основные стадии (фазы):
зарождение — период бурного становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой; ускорение роста — период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы; в этот период спрос обычно растет, опережая предложение; замедление роста — период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос; зрелость — период, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности;— спад — период снижения объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
|
|
На протяжении первых трех десятилетий нашего века большинство областей деятельности имело сравнительно устойчивые темпы роста, связанные с ростом спроса. С 30-х гг. характер роста начал меняться. Одни отрасли продолжали процветать, а в других темпы роста снизились, и некоторые фирмы испытали сокращение объема продаж.
В то время, когда эти явления возникали впервые, отклонения от общей тенденции к росту воспринимались как аномалии, а об их причинах не было представления. Но аномалий становилось все больше, и к середине 70-х гг. стало складываться новое понимание экономического роста. Это понимание было основано на кривой роста по Гомпарту, получившей на практике название жизненного цикла спроса.
Смыслконцепции жизненного цикла спроса состоит в том, что если фирма хочет поддерживать свое расширение, ее руководство должно постоянно заботиться о добавлении к набору видов деятельности новые виды и отсекать те, которые больше не согласуются с ориентирами роста фирмы. Эта задача является ключевой с точки зрения управления стратегическим набором отраслей.