Синтаксическая специфика зачина

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

I. Понятие ССЦ

II. Структура ССЦ

III. Средства межфразовой связи в ССЦ

IV. Типы межфразовой связи

V. Функционально-коммуникативная типология ССЦ

VI. Соотношение ССЦ и абзаца

Литература:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

2. Золотова Г.Я. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

3. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.

4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1994.

5. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М., 1973.

6. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

I. Понятие ССЦ

ССЦ понимается как микротекст, который состоит из нескольких самостоятельно оформленных предложений, связанных между собой по смыслу и формально-грамматически и раскрывающих содержание одной микротемы.

От сложных предложений и сложных синтаксических конструкций (с разными видами связи) ССЦ отличается тем, что в ССЦ предложения являются более самостоятельными, чем части СП, связи между ними менее тесные. Тем не менее они образуют смысловое и структурное единство.

Что же объединяет предложения в ССЦ? В первую очередь единство темы (микротема).

Пример:

Многочисленная публика собралась в Киеве слушать оригинального музыканта. Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. Другие передавали, что он сам ушел из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. Как бы там ни было, зал был набит битком…

(Н. Короленко)

Микротема ССЦ – слухи о слепом музыканте.

Подобные объединения предложений в составе текста привлекали внимание лингвистов начиная с XVIII в. («Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова), наблюдения над этим явлением присутствовали в работах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.М. Пешковского, но предметом синтаксического описания они стали в середине ХХ в. В 40-50-е годы ХХ века пробуждается интерес к изучению сложных форм организации речи. Именно в этот период была определена такая синтаксическая единица, как ССЦ (Терминологические синонимы: сверхфразовое единство (Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин), прозаическая строфа (Г.Я. Солганик).

В 60-70-е годы были изучены различные способы связи предложений в тексте, рассмотрено соотношение абзаца и ССЦ, определены признаки ССЦ и текста. В 70-80-е годы, в связи с активным изучением коммуникативного аспекта синтаксиса синтаксис текста был связан с теорией актуального членения.

Признаки ССЦ:

1) тематическое единство предложений в группе;

2) специальные способы связи самостоятельных, интонационно законченных предложений друг с другом.

I. Структура ССЦ

Будучи наиболее крупной синтаксической единицей, с одной стороны, и одновременно минимальной единицей текста, с другой стороны, ССЦ характеризуется особым построением, композиционно-тематическим членением. Синтаксический и композиционно-тематический планы ССЦ тесно взаимосвязаны, хотя и не совпадают.

В наиболее общем, классическом виде ССЦ состоит из зачина, основной части и концовки. Зачин и концовка скрепляют находящиеся между ними предложения в ССЦ.

СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ССЦ ОБЪЕМ ЗАДАЧИ
Зачин 1-3 предложения Формулировка темы ССЦ
Основная часть Несколько предложений Развитие темы ССЦ
Концовка 1 последнее предложение (или несколько предложений) Подведение итогов микротемы не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении

Синтаксическая специфика ЗАЧИНА

Синтаксическая специфика зачина связана с оформлением его в виде первого предложения строфы, выражающего начало мысли. Первое предложение начинает сообщение, содержит «новое». Так называемые классические зачины (1, 2) обычно открывают повествование спокойное, обстоятельное. В роли зачинов также часто выступают специфические синтаксические структуры (3 – 5). Особую роль в организации текста играют модальные зачины (7 – 9), в которых в той или иной степени выражено авторское присутствие, желание установить контакт с читателем, его точка зрения. Такие зачины можно встретить в различных литературных стилях.

Синтаксические конструкции Примеры
  Полные распространенные предложения, начинающиеся с обстоятельства времени или места Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (М. Булгаков).
  Препозиция сказуемого Служил на Кавказе офицером один барин (Л.Толстой).
  Именительный темы Море… Здесь он родился, сюда он вернулся после окончания Академии художеств и пребывания в чужих краях. Здесь он будет жить до конца дней своих, потому что любит родной город и море у его берегов (Н. Григорович).
  Инфинитив темы Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников… а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, - нет! Трудиться ты не будешь, сражаться ты не сумеешь (И. Тугренев).
  Вопросительные предложения (риторические, медитативные вопросы) Было ли случайностью, что наша гимназия за короткое время воспитала стольких людей, причастных к литературе и искусству? Я думаю, нет. Это не было, конечно, случайностью. Причины этого явления так многочисленны и трудно уловимы, что по лености своей мы не хотим в них углубляться и предпочитаем думать, что все произошло по счастливой случайности (К.Паустовский).
  Апелляция к читателю Теперь попросим у читателя позволенияобъяснить последние происшествия повести нашей... (А. Пушкин).
  Сказуемое в форме 1-го лица множественного числа (создает эффект соучастия) Продолжаем подниматься на перевал (Из газет).
  Вводные конструкции Известно, что успех экономических преобразований зависит от политической стабильности (Из газет).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: