Синтаксис текста опирается на теорию актуального членения. Коммуникативное членение текста основано на АЧ предложений, его составляющих. Их темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание текста.
Различают три основные модели тематических последовательностей предложений:
Простая линейная последовательность | Тема последующего предложения совпадает с ремой предыдущего: Т– Р. Т – Р. Т –Р. | Белка // выглянула из дупла и посмотрела вниз. Там, внизу, // были люди. Они // шумели, смеялись. |
2 Последовательность с константной темой | Рема первого предложения повторяется в предложениях как их тема: Т – Р. Т –Р.Т –Р. | Белка // выглянула из дупла и посмотрела вниз. Внизу // двигались какие-то фигурки. Внизу // было шумно, весело и беспокойно. |
3 Последовательность с производными темами | Реализуются различные производные одной гипертемы, которая или вводится предварительно, или содержится имплицитно во всех производных. | Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. (Пауст.). |
Эти основные модели обычно комбинируются в тексте, образуя сложные типы.
|
|
Наряду с непосредственной тема-рематической связью (Учитель вошел в класс. В классе стало тихо.) в ССЦ встречается ассоциативная связь (Учитель вошел в класс. Шум сменился напряженной тишиной.) При ассоциативной связи тема связана с одним из предыдущих фрагментов по ассоциации.
Функционально-коммуникативная типология ССЦ основана на выявлении рематической доминанты. В ССЦ может доминировать рема определенного семантического типа. На этом основании выделяют следующие разновидности:
Функционально-коммуникативные типы ССЦ | Рематические доминанты |
СТАТИЧЕСКИЙ | Предметная(описание места) |
Качественная(характеристика предмета или персонажа) | |
Статальная(описание состояния природы, среды, лица) | |
ДИНАМИЧЕСКИЙ | Акциональная(воспроизведение динамики действия) |
СМЕШАННЫЙ | Статально-динамическая (характеристика изменения состояния) |
Импрессивная (передача субъективно-оценочного восприятия действительности) |