Развитие западноевропейской культуры в XIX в

Революция в умах.
Революции конца XVIII - ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII - ХVIII вв. все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных усилий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Эта идея стала обоснованием революций.
Литература. Конец ХVIII в. и почти вся первая половина ХIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европейские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклонялись перед природой и стремились непосредственно прочувствовать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили неповторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери » В.Гюго.
. В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые романтики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления проявляется интерес к многостороннему воспроизведению действительности, к широким обобщениям.
Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в полноценных художественных образах - основная заслуга писателей критического реализма. Великие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у представителей критического реализма XIX в.
Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой разворачивалась в его произведениях.
Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.
Поэт Г. Гейне - «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих читателей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, широко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.
В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadeпce - упадок).
Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.
Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грею». Бельгийский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).
Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе - документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей натурализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить исключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи».
Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А. Франс мастер философско-сатирической повести.
Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.
Изобразительное искусство.
В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живописи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учеников Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему пришлось выдержать упорную борьбу с художниками нового романтического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.
Реализм утвердился только через посредство жанровой живописи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве первой половины XIX в. прочно связаны с именем Г.Курбе. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.
В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х. Хант - составили союз, чтобы общими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализму и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.
В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусстве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих работах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие единство при взгляде с некоторого расстояния.
Музыка.
Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце реалистической оперы, как «Кармен» Ж Бизе.
Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кругом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф. Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, героическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.
В музыке 70-80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Р. Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Кольца Нибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на композиторов, не разделявших его взглядов на музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: