Комплексная совокупность научных подходов к управлению НКО

Таким образом, основой предлагаемой методики являются выявленные фундаментальные аспекты теории управления или 14 научных подходов. Указанная совокупность подходов при необходимости легко может быть дополнена новыми научными подходами, возможно и качественное изменение содержания какого-либо подхода при необходимости, если этого потребуют изменившиеся условия практики или видоизменение положений теории.

Непосредственно сама методика включает в себя 14 разделов, состоящих из специального перечня вопросов, разработанных в определенной последовательности, учитывающей ход анализа в соответствии с необходимостью стратегического управления. Получение ответов на предлагаемые вопросы и их последующий анализ позволяют получить всю необходимую информацию для принятия оптимальных управленческих решений, разработать или уточнить стратегию и тактику развития организации по достижению уставных целей.

Рассмотрим краткое содержание разделов методики стратегического управленческого анализа для некоммерческих организаций.

В разделе 1 исследуются административно-правовые аспекты управления: организационно-правовая форма НКО, законодательное обеспечение ее деятельности, содержание учредительных документов, уставные цели деятельности, основы и механизм управления НКО.

В разделе 2 исследуются динамические аспекты управления: история и тенденции развития области (отрасли), в которой функционирует НКО, основные проблемы области, имеющийся опыт их решения, ключевые факторы успеха в данной области, история развития предприятия, стадия жизненного цикла организации.

В разделе 3 исследуются системные аспекты анализа: характеристика внешней среды (макро и микроокружения), угрозы и возможности внешней среды, характеристика основных элементов внутренней среды (направлений уставной и предпринимательской деятельности, имеющихся человеческих, финансовых, материальных, информационных и неосязаемых ресурсов организации), взаимодействие между элементами, слабые и сильные стороны организации.

В разделе 4 исследуются маркетинговые аспекты управления: характеристика товара (услуги или идеи), себестоимость товара (услуги), конкурентная цена, приемлемость цены для потребителей, спрос на товар (услугу), реальные потребности покупателей, способы как распространения рекламы, так и бесплатного продвижения товара (услуги) на рынок (PR), наличие специалистов по маркетингу, цели и методы проведения маркетинговых исследований.

В разделе 5 исследуются нормативные аспекты управления: наличие нормативных и методических документов (стандартов, положений, методик, нормативов и т. д.), разработанных на различных уровнях: мировом, федеральном, региональном и местном, оптимальность стандартов и нормативов, возможные последствия их невыполнения.

В разделе 6 исследуются качественные аспекты управления: реальный уровень качества товаров (услуг), соответствие или несоответствие определенным стандартам, требования к качеству потребителей, уровень качества у конкурентов, контроль за качеством товаров (услуг), направления повышения качества товаров (услуг).

В разделе 7 исследуются ситуационные аспекты управления: характеристика сложившейся ситуации, ее уникальность, степень риска, степень неопределенности, наличие заинтересованных лиц в решении проблемы, используемые методы решения проблемы, ее структурированность и ограничения, затрудняющие решение проблемы (человеческие, технологические, законодательные ограничения, степень методичности и регламентированности работы).

В разделе 8 исследуются воспроизводственные аспекты управления: потребность в помещении, оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для достижения уставных целей фирмы и для ведения предпринимательской деятельности, возможности использования собственных ресурсов или привлечения извне, возможности снижения расходов, связанных с выполнением основной уставной и возможной предпринимательской деятельности, необходимость ремонта, возможность расширения, требования к трудовым ресурсам, технологии, техническому оснащению, схема производственного процесса или предоставления услуг.

В разделе 9 исследуются процессные аспекты управления: обеспечение функций управления (планирования, организации, мотивации, контроля и координации).

В разделе 10 исследуются функциональные аспекты управления: содержание уставной и предпринимательской деятельности, ограничения, налагаемые на предпринимательскую деятельность данной НКО, особенности финансовой деятельности, управления персоналом, связей с общественностью, взаимодействия со СМИ.

В разделе 11 исследуются психолого-поведенческие аспекты управления: характеристика морально-психологического климата, неформальных правил поведения в организации, возникающих конфликтов и способов их разрешения.

В разделе 12 исследуются количественные аспекты управления: используемые количественные методы оценок, расчетов, пути улучшения их применения.

В разделе 13 исследуются интеграционные аспекты управления: сотрудничество с другими организациями, взаимодействие структурных элементов самой организации (например, в случае филиальной структуры), возможность получения синергетического эффекта, требования к участникам формального или неформального объединения.

В разделе 14 исследуются комплексные аспекты управления: конкурентные позиции организации, имеющиеся конкурентные преимущества, источники конкурентных преимуществ, их очевидность, пути достижения конкурентных преимуществ более высокого класса, прогноз действий конкурентов или изменения потребительских предпочтений.

Таким образом, в предлагаемой методике стратегического управленческого анализа некоммерческих организаций представлена комплексная оценка осуществляемого управления в соответствии с совокупностью научных подходов к управлению некоммерческими организациями. Применение методики возможно при проведении внешнего и внутреннего анализов (или их одновременном проведении), при разработке стратегии и при разработке тактики. Сам стратегический управленческий анализ проводится непосредственно органами управления НКО (высшими или исполнительными), а необходимая для анализа информация предоставляется соответствующими отделами или службами (маркетинга, финансовым отделом, отделом по связям с общественностью и т. д.).

Предлагаемая методика является универсальным инструментом, руководством по оценке стратегической ситуации, классификации информации, рассмотрения перспектив организации и альтернативных вариантов развития и может быть применена в практической деятельности НКО.

Рекомендация:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: