Досовременные основы современных обществ

В книге «Общества...» обсуждалось развитие культурных инно­ваций в небольших обществах-«рассадниках» — в древних Израи­ле и Греции. Анализ был сосредоточен на условиях, при которых могло осуществиться значимое культурное новаторство, а со вре­менем отделиться от своих изначальных социальных корней. Две эти модели были избраны по причине их решающего вклада в последующую социальную эволюцию. Берущие начало в «класси­ческих» иудейских и греческих истоках элементы, претерпев ос­новательные изменения и взаимные комбинации, составили боль­шинство из главных культурных компонентов современного об­щества. Их ядром было христианство. Как культурная система оно в конечном счете доказало свою способность и впитать в себя наи­более значительные компоненты светской культуры античности, и создать матрицу, из которой смогли выделиться новые устои секу-лярной культуры.

Христианская культура, включая ее мирские компоненты, смог­ла утвердить более четкую и последовательную дифференциацию от социальных систем, с которыми находилась в отношениях вза­имозависимости, чем это удавалось любой из ее предшественниц. Благодаря такому отделению от общества христианская культура смогла выступить в качестве более действенной и новаторской силы в развитии всей социокультурной системы, чем другие культурные комплексы, появлявшиеся до нее.

Никакая культурная система, однако, не институционализиру-ется сама по себе; для этого она должна быть интегрирована с социальным окружением, которое обеспечивает удовлетворение функциональных потребностей реального общества (или несколь­ких обществ). Эволюция предполагает непрерывное взаимодейст­вие между культурной и социальной системами, равно как и меж­ду их соответственными компонентами и подсистемами. Соци-

альные предпосылки эффективности культуры таким образом не только меняются, но и на каждом из этапов могут зависеть от предыдущих этапов институционализации культурных элементов.

В этом плане для нашего анализа особое значение имеет Рим­ская империя. Во-первых, она была основной социальной сре­дой, в которой получило развитие христианство. Поскольку рим­ское общество исключительно многим было обязано греческой ци­вилизации, греческое влияние проникло в современную систему не только «культурным» путем, через христианскую теологию и светскую культуру Ренессанса, но и через структуру римского об­щества, особенно в восточной части империи, где образованные классы оставались эллинизированными после римского завоева­ния. Во-вторых, в основания современного мира было инкорпо­рировано наследие римских институтов. Чрезвычайно важный момент состоит в том, что греческое культурное и римское инсти­туциональное наследия оказали воздействие на одни и те же струк­туры. Правовой порядок империи оказался незаменимым условием для христианского прозелитизма, в результате чего произошло со­вмещение образцов, нашедшее отражение в том, что элементы рим­ского права вошли и в канонический закон церкви, и в светские законы средневекового общества и его преемников.

Начнем наш анализ с набросков, относящихся к двум глав­ным социальным «мостам» между древним и современным мира­ми — христианству и некоторым институтам Римской империи. Затем, перескочив через несколько веков, рассмотрим более близ­ких предшественников современного общества — феодальное об­щество с его кульминацией в позднем Средневековье, потом Ренессанс и Реформацию.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

Христианство зародилось как сектантское движение в палес­тинском иудаизме. Вскоре, однако, оно порвало со своей религи­озно-этнической общиной. Решающим событием в этом процес­се стало решение апостола Павла, согласно которому нееврей мог стать христианином без того, чтобы стать членом еврейской общины и соблюдать иудейский закон1. Таким образом, ранняя христианская церковь превратилась в религиозное сообщество типа ассоциации, независимое от каких бы то ни было естественно заданных сообществ аскриптивного типа, будь то этнических или

1 Nock A D St Paul NY Harper, 1938

территориальных. Она сосредоточилась вокруг чисто религиозной задачи — спасения души каждого отдельного человека — и в этом отношении особо отличалась от всякой светской социальной ор­ганизации. Благодаря прозелитской деятельности апостолов и дру­гих миссионеров христианская церковь постепенно распростра­нилась по всей Римской империи. На ранних этапах она пользо­валась успехом в основном в небогатых слоях городского населе-,ния — у ремесленников, мелких торговцев и т.п., которые были свободны и от крестьянского традиционализма, и от присущей высшим классам заинтересованности в status quo2.

С точки зрения религиозного содержания наиболее важными элементами преемственности от иудаизма был трансцендентный монотеизм и представление о договоре с Богом. Таким образом, сохранился дух «избранности» Богом для совершения особой бого­данной миссии. В классическом иудаизме этим статусом был наде­лен народ Израиля; в христианстве он закрепился за всеми испове-| дующими веру индивидами, через веру получающими доступ к веч-1 ной жизни3. Спасение можно было обрести в церкви и посредст-1 вом церкви, особенно после того как утвердился институт святых таинств. Ранняя церковь была добровольной ассоциацией, как со­циологический тип совершенно противоположной такой общнос­ти, как «народ». Иудеем можно было быть только в качестве то­тальной социальной личности, одного из «народа»; в христианстве на уровне участия в социуме человек мог быть одновременно хрис­тианином и римлянином или афинянином, членом церкви и этно-территориального сообщества. Этот шаг имел решающее значение для дифференциации и ролевых, и коллективных структур.

Это новое определение оснований религиозного коллектива и его отношения к мирскому обществу требовало теологической легитимизации. Новым теологическим элементом стал Христос, который не был просто еще одним пророком или мессией иудей­ской традиции — эти фигуры были чисто человеческими, без пре­тензий на божественность. Христос же был и человеком, и Бо­гом, «единосущным сыном» Бога-Отца, но также и человеком во плоти и крови. В этой своей двойной сущности он явился, чтобы дать человечеству спасение.

Трансцендентность Бога-Отца послужила основным источни­ком резкого разделения между тем, что позже получило название «духовного» и «светского». Основанием их интеграции послужи-

2 Harnack A. The mission and expansion of Christianity. N.Y.: Harper, 1961.

3 Bultmann R, Primitive Christianity. Cleveland: Meridian, 1956.

ли отношения между людскими душами и Богом через посредство и «во» Христе и его церкви, которая теологически определяется как «мистическое тело Христово» и сопричастна божественности Христа через Дух Божий4. Христос не только принес спасение ду­шам, но и освободил религиозное сообщество от прежних терри­ториальных и этнических привязок.

Отношения между тремя лицами Святой Троицы и каждого из них к человеку и другим сторонам бытия чрезвычайно слож­ны. Устойчивое теологическое упорядочение этих отношений тре­бовало интеллектуальных ресурсов, отсутствовавших в профети-ческом иудаизме. Именно в этом направлении сыграла решаю­щую роль поздняя греческая культура. Христианские теологи III в. н. э. (особенно александрийские отцы Ориген и Климент) мобили­зовали утонченные средства неоплатонической философии для ре­шения этих сложных интеллектуальных проблем5, тем самым со­здав прецедент сближения со светской культурой, каковое не было доступно другим религиозным движениям, в частности исламу.

Представление о христианской церкви как одновременно о божественном и человеческом учреждении имело теологическое происхождение. Представление же о ней как о добровольной ас­социации с весомыми признаками эгалитаризма и корпоратив­ной независимости по отношению к социальному окружению во многом сложилось на основе институциональных моделей антич­ности. Поразительным символом было использование св. Авгус­тином слова «град» в значении, близком к слову «полис»6. Безу­словно, церковь была ассоциацией религиозных «граждан», напо­добие полиса, особенно в том, что касалось местных конгрега­ции. Подобно тому как империю можно представить в виде городов-государств, так и церковь создала соответствующую модель, по мере того как разрастающееся движение стало нуж­даться во властных структурах для стабилизации отношений между ее местными конгрегациями. Необходима была и опре­деленная централизация, которая постепенно осуществлялась в утверждении римского папства. Хотя церковь институционально Дифференцировалась от всех светских организаций, в то же время структурно она стала больше соответствовать окружающей ее со­циальной реальности.

4 Neck A.D. Early gentile Christianity and its Hellenistic background. N.Y.: Harper, 1964.

1 Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1961.

Cochrane Ch.N. Christianity and classical culture. N.Y.: Oxford Univ. Press. 1957.

Важной чертой дифференциации христианской церкви от мир­ского общества была четкость и резкость проведенных границ: ранний христианин жил «в миру», но был «не от мира сего». Большое общество было языческим и представлялось христиа­нину совершенно обесцененным, царством неискупимого греха. Знаменитое предписание «кесарю — кесарево» нужно было пони­мать как признание того, что кесарь — языческий монарх, символ языческого политического и социального порядка. В том, что здесь выражалось «принятие» римской власти, проявлялась христиан­ская пассивность по отношению ко всему мирскому. Как реши­тельно настаивал Э. Трельч, раннее христианство не было дви­жением социальных реформ или революционным движением. Признание власти кесаря ни в коем случае не означало пози­тивной интеграции, ибо оно коренилось в эсхатологических ожи­даниях близкого второго пришествия, конца света и Страшно­го Суда7.

Христианское движение как целое было изначально двойст­венным в своем отношении к секулярному миру, что во многом опять-таки было унаследовано от иудаизма. С одной стороны, оно утверждало приоритет «вечной жизни» перед всеми мирски­ми делами. Поэтому, наряду с прозелитизмом, оно делало акцент на такие средства спасения, как личное благочестие и аскетизм. С другой стороны, Христос и его церковь, подобно народу Из­раиля, имели назначенную Богом миссию на этой земле, что на деле означало миссию в человеческом обществе. И хотя положе­ние церкви в имперском обществе вынужденно отодвигало этот компонент на второй план, его эволюционный потенциал был весьма значительным.

Христианская отрешенность от мирских дел сталкивалась со все более серьезными проблемами по мере обращения в христи­анскую веру широких слоев населения, и особенно представите­лей высших, социально и политически более ответственных клас­сов8. Этот процесс достиг кульминации в начале IV в. н. э. с про­возглашением новой имперской религиозной политики, нашед­шей отражение в Миланском эдикте (объявившем о терпимос­ти к христианству), в обращении в христианство императора Константина и в объявлении христианства государственной религией9.

1 Troeltsch E. The social teachings of the Christian Churches. Vol. 1. N.Y Harper, 1960. s Ibid. 4 Lietzinann H. A history of the early Church. Cleveland: Meridian, 1961. Vols 2. 3

Эта кульминация была не только великим триумфом, но и ис­точником огромных напряжений внутри христианства, поскольку церковь оказалась перед опасностью потерять свою независимость и превратиться в орудие светской политической власти. Знамена­тельно, что именно в этот период утверждается монастырство10. Предписание апостола Павла «оставаться в том положении, в ка­ком вы были призваны» уже в самом начале казалось недоста­точно радикальным определенному меньшинству христиан, которые целиком порывали с миром и становились отшельника­ми. Теперь же подобные настроения приводили к созданию орга­низованных общин верующих, полностью посвятивших свою жизнь религии и покинувших мир, приняв обет нестяжания, безбрачия и послушания11.

Хотя христианство было «рассадниковым» движением с по­тенциальными возможностями для будущего социального разви­тия, оно не могло преобразовать Римскую империю, поскольку там отсутствовали необходимые условия его институционализа-ции. Монастырское же движение образовало еще один, особый вид «питомника рассады» уже внутри христианства и стало мощ­ным и все более усиливающимся эволюционным рычагом воздей­ствия как на «мирскую» церковь, так и на секулярное общество.

Институциональное структурирование христианской миссии в мире, в котором монастыри играли повсюду важную роль, ока­залось теснейшим образом связано с процессом дифференциа­ции восточной и западной ветвей церкви. Отчасти в результате ослабления на Западе светской власти, включая потерю Римом статуса имперской столицы, церковь получила там большие возможности стать независимым «субъектом действия». Высту­пая как единая организация всех христиан, мирян и клира, за­падная церковь создала «универсальную» епископальную систе­му, централизованную под эгидой папского престола в Риме12. В период «мрачного Средневековья» и на протяжении почти всей эпохи более поздних Средних веков эта организация показала себя более эффективной, чем любая из числа светских, и произо­шло это благодаря длительному воздействию трех важных мо­ментов в развитии церкви.

Во-первых, во многом под влиянием Августина на самом вы­соком теологическом уровне за «градом людским» утвердилось

Tufari P. Authority and affection in the ascetics status group: St. Basilic definition of monasticism/Unpubl. dissert. Harvard University.

'' Workman H.B. The evolution of the monastic ideal. Boston. 1962. }~ Liet-mann H. Op. cit. Vol. 4.

почти легитимное место, при том, что проводилось различение между ним и «градом Божьим». В противоположность характерно­му для раннего христианства тотальному отчуждению от мирского I общества, в концепции Августина утверждалась мысль о «негатив­ной терпимости» по отношению к нему и допускалась возмож­ность его морального совершенствования под христианским влия- | нием как вполне законного стремления13. Августин также пошел гораздо дальше своих предшественников по пути принятия секу-лярной культуры древнего мира.

Во-вторых, с учреждением ордена бенедиктинцев западное монашество стало уделять гораздо больше внимания мирским де­лам, чем восточное монашество. Интерес к светскому миру укре­пился с появлением в западной церкви других орденов, таких, как клюнийские монахи, доминиканцы, францисканцы и, нако­нец, иезуиты.

В-третьих, организация церкви была скреплена посредством таинств, которые обрели свою окончательную форму до начала Средних веков. Священнический сан превратился в должность, независимую от личных качеств занимающих ее персон, а зна­чит, и от их партикуляристских связей14. Западная церковь до­стигла значительно более высокого уровня «бюрократической» не­зависимости своего белого духовенства, чем восточная церковь, где епископы обязательно должны быть выходцами из монахов, а при­ходские священники тесно вовлечены в жизнь местных общин.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РИМА

Хорошо известно, какой резкий упадок пережила Римская империя, достигшая высочайшего уровня цивилизации. Особен­но этот упадок выразился в дезинтеграции политической власти; на Западе и в появлении на ее месте множества меняющих свои очертания племенных и региональных группировок и авторите­тов. Эти перемены сопровождались фактическим исчезновением денежно-рыночной экономики и возвращением к местной само­достаточности и бартеру15.

n Cochrane С/7. N. Op. cit; Troeltsch E. Op. cit.

14 Weber M. The Sociology of religion Boston: Beacon, 1963. [Вебер М. Социоло­гия религии//А?5е/) М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.J

ь Moss H.St.L В. The birth of the Middle Ages. L.: Oxford Univ. Press, 1935: Lot F. The end of the Ancient World and the beginning of the Middle Ages. N.Y.. Harper, 1961.

Когда снова началось постепенное возрождение и консолида­ция, между церковью и светской властью возникло новое важное взаимоотношение. Легитимизация режима Карла Великого зави­села от его отношений с церковью, что нашло символическое выражение в его коронации папой Львом III в 800 г. н. э. Эта церемония послужила моделью для всей Священной Римской им­перии, которая хотя и не была никогда высокоинтегрированной политической системой, все же служила легитимизирующей ос­новой для единого христианского светского общества16.

В этих институциональных рамках великий средневековый «синтез» выглядел как дифференциация церкви и государства, пос­леднего — в специфически средневековом значении этого терми­на. Эта дифференциация определялась как разделение духовных и светских «орудий» христианской миссии. В результате этого особого способа дифференциации и интеграции образовалось ядро того, что Э. Трельч называл первым вариантом идеи Христиан­ского общества17. Главные институциональные элементы римско­го происхождения, пережившие Средние века, были, таким обра­зом, тесно связаны с развитием церкви.

В период переселения народов универсалистские структуры римского права были тяжелейшим образом подорваны ввиду «пер-сонализации» права, когда человека стали судить по закону его племени18. Эту партикуляристскую отсылку к племенной принад­лежности можно было преодолеть в юрисдикции и правопримене­нии только путем постепенного возрождения территориального принципа, ибо эта сторона права непосредственно связана со ста­тусом территориальной политической власти. Хотя и было при­знано, что гражданским правом вновь образованной империи яв­ляется римское право, империя была слишком рыхлой, чтобы слу­жить эффективным субъектом детальной разработки закона и его претворения в жизнь. Так что правовая традиция ограничивалась тем, что оказывала своего рода «культурное давление» в виде леги-тимизирующего воздействия на процесс установления территори­альных законодательств, не охватывающих всю империю целиком19.

Тем не менее едва ли ставилось под сомнение, что право, как таковое, означало римское право и что правовая система импер­ского Рима сохраняла силу даже в английском общем праве, кото­рое было не столько новой правовой системой, сколько адапта-

"' Pirenne H. A history of Europe. 2 vols. Garden City; N.Y.: Anchor, 1958.

" Troeltsch E. Op. cit. Vol. 1.

" Mcllwam C.H. The growth of political thought in the West. N.Y.: MacmiUan, 1932.

" Ibid; Gierke 0. van. Political theories of the Middle Ages. Boston: Beacon, 1958.

цией римского права к условиям Англии20. Более того, и церковь приспособила значительную часть римского права в виде канони­ческого закона для регулирования своих собственных дел и созда­ла внутри клира специальный разряд юридических экспертов. Воз­можно даже, что «бюрократизация» средневековой церкви имела меньшее значение, чем ее упорядочение средствами универсалист­ской правовой системы.

Твердая территориальная привязка политических институ­тов — это второй существенный компонент современных обществ, существованию которого они более, чем какому-либо иному ис­точнику, обязаны римскому наследию. Несмотря на многие раз­личия между римскими и современными государственными ин­ститутами, римское наследие и римская модель послужили важ­нейшим отправным пунктом для развития раннесовременного ев­ропейского государства, не в последнюю очередь через легитими-зацию, заложенную в представлениях о преемственности государ­ственной организации21.

Третьим основным компонентом институционального насле­дия античности был принцип и образец «муниципальной» орга­низации. Римский municipium вел свое происхождение от более древних городов-государств — греческого полиса и городов Рима и других италийских провинций. Municipium давно утратил по­литическую независимость, но сохранил многие из давних инсти­туциональных установлений. Самым важным из них было пред­ставление о его структурном ядре в виде корпорации граждан. В определенных основополагающих отношениях граждане muni­cipium представляли собой объединение равных, имеющих одина­ковые юридические и политические права и одинаково несущих военные и другие подобные обязанности граждан. Хотя во всех municipia, как и в Риме, постепенно возникли аристократии бога­тых и знатных граждан, которые монополизировали обществен­ные должности, в них все же в достаточной мере сохранялся, в отличие от сельского общества, особенно периода феодализма, дух ассоциации. Выживание таких городских общин составляло важ­ную отличительную особенность предсовременной Европы, если сравнивать ее с любым восточным обществом, находившимся на приблизительно такой же стадии развития22.

20 Maitland F.W. The constitutional history of England. Cambridge (Eng).: Cam­bridge Univ. Press, 1908.

21 Morrall l.B. Political thought in Mediaeval Times. N.Y.: Harper. 1962

22 Weber M. The city. N.Y.: Free Press, 1958. [Ведер М. Город//Вебер М. Избран-ноеХЭбраз общества. М.: Юрист, 1994.)

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО

То, что период развития и перехода от конца Средневековья к первым новообразованиям общества, вступившего на путь модерни­зации, был длительным и неровным, во многом объясняется тем, что в средневековом обществе прихотливо сочетались черты, благо­приятствующие этому процессу, с такими, которые в основе своей были несовместимы с современностью и становились очагами со­противления переходу к ней. Рассмотренное в качестве «типа» со-циетального устройства феодальное общество резко противополож­но более развитым типам — как тем, что предшествовали ему, так и тем, что пришли ему на смену. Оно характеризовалось кардиналь­ным отступлением почти от всех элементов развитого римского об­щества к более архаичным формам. Однако, как только была до­стигнута точка максимальной регрессии, быстро началось выздоров­ление и динамичное продвижение вперед. Ключевым моментом в этом развитии было то, что феодализм — продукт попятного движе­ния — получил лишь вторичную легитимизацию. Хотя лояльности феодального типа и были, несомненно, романтизированы и получи­ли, фактически, церковное благословение, это признание носило условный и ограниченный характер. В целом же они оказались до­вольно легко уязвимы со стороны иных притязаний, которые мог­ли появиться и раньше, и позже их и которые были глубже укоре­нены в культуре с достаточно высокорационализированными клю­чевыми компонентами.

Начиная с XI в. в обществе стали утверждаться элементы, спо­собные породить первичную легитимизацию, инициируя процесс дифференциации и связанные с ним изменения, которые в конце концов привели к созданию современного структурного типа. Об­щее направление этой эволюции определялось достижениями в рам­ках «структурных мостов», о которых уже было сказано выше: это основная ориентация западного христианства, относительная функ­циональная обособленность организационной структуры церкви, территориальный принцип политического подданства, высокий статус римской правовой системы и принцип ассоциации, лежа­щий в основе городских общин.

Дробление социальной организации Римской империи посте­пенно вело к созданию в высшей степени децентрализованного, локализованного и утратившего структурную дифференцированность типа общества, обычно именуемого «феодализмом»23. Общей тен-

"ч Наиболее авторитетным и полезным для социологического анализа, всеохва­тывающим источником может служить книга М. Блока: Block M Feudal society. Chicago, '°1- [Бюк М. Феодальное общество//Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973.j

денцией феодального развития было уничтожение универсалист­ской основы порядка и замена ее партикуляристскими связями, изначально «племенного» или местного характера. Попутно ста­рые элементы относительного равенства индивидуальных членов ассоциаций уступали место, по крайней мере на уровне основных политических и юридических прав, размытым иерархическим от­ношениям, базирующимся на неравенстве взаимных обязательств вассального подчинения, покровительства и служения.

Феодальные иерархические отношения начинались как «до­
говорные», когда вассал, давая присягу на верность, соглашался
служить господину в обмен на его покровительство и иные при­
вилегии24. На практике, однако, они быстро превратились в на­
следственные, так что только при отсутствии у вассала законно­
го наследника его господин мог свободно распорядиться его фе­
одом и назначить преемником «нового человека». Для крестьян
феодальная система устанавливала наследственную несвободу в
виде института крепостничества. Полное признание законной
наследственности статуса было, однако, и одним из признаков
аристократии. I

Вероятно, самой насущной повседневной проблемой в то время | было обеспечение простой физической безопасности. Беспоря- 1 док, порожденный «варварским» нашествием, продолжался и даль- I ше ввиду постоянных набегов (например, мусульман — на восто- ^ ке и на юге, гуннов — на востоке и севере, скандинавов — на севере и на западе) и непрерывной междоусобицы как следствия политической раздробленности25. Поэтому военная функция по­лучила преимущественное развитие, и военные средства проти­востояния насилию стали основой безопасности. Опираясь на мощные традиции античности, в светском обществе возвысилось военное сословие, закрепившее свое положение посредством ие­рархического института вассальной зависимости.

Однако с течением времени возможность поддерживать про- * стые и ясные иерархические отношения становилась все более 1 проблематичной. Они сделались настолько запутанными, что мно- I гие люди осуществляли свои феодальные права и обязанности в рамках сразу нескольких потенциально враждебных друг другу ие­рархий. Хотя ленные отношения, считавшиеся главными по отно­шению ко всем другим обязательствам, и были попыткой разре­шить эту проблему, все же, скорее, они являлись знаком того, что

-* Ganshoff F.L. Feudalism. N.Y.: Harper, 1961. 2-- Ibid. Part I.

институт королевской власти не феодализировался окончательно и постепенно восстанавливал свое верховенство26.

После XI в. территориальная организация государства, тесно связанная с монархическим принципом, стала уверенно набирать силу, хотя и не везде одинаково. В Европе постепенно увеличива­лась плотность населения, росла экономическая организованность, возрастала физическая защищенность, все это в целом вело к сдвигу в принципах равновесия от феодальной организационной зависи­мости вассалов (с ее весьма хрупкими равновесием) к территори­альному. Попутно совершалась важная кристаллизация института аристократии, который можно рассматривать как «компромисс» между феодальным и территориальным принципами организации27. В своих полностью раскрытых формах аристократия была явлени­ем позднего Средневековья. На макросоциальном уровне она пред­ставляла собой фокус двухклассовой системы, из которой развил­ся современный тип секулярной социальной стратификации на­ционального государства.

С политической феодализацией раннего Средневековья тес­но переплетался резкий экономический упадок. Ресурсная база общества становилась все более аграрной, обретая относительно устойчивую форму организации в виде института феодального землевладения. Поместье было относительно самодостаточным аграрным хозяйством с наследственно закрепленной за ним ра­бочей силой, зависевшей в своем-легализованном статусе «не­свободы» от феодала, обычно какого-то физического лица, но часто им выступала и какая-нибудь церковная корпорация — монастырь или соборный капитул. Функциональная размытость поместья отражалась в статусе 'землевладельца, который сочетал в себе роли собственника земли, политического лидера, военно­го предводителя, судьи и организатора хозяйственной жизни28. Такая диффузность вполне соответствовала манориальному по­местью как средоточию гарантированной безопасности посреди феодального хаоса, но помешала ему стать организацией, спо­собствующей осуществлению модернизации на местах. К такого типа организации гораздо ближе стояли города.

Можно утверждать, что в широком смысле социальная струк­тура церкви была основным институциональным мостом между Древним и современным (модернизованным) западным общест-

16 Block M. Op. cit. 27 Ibid.

Ibid. Part V; Pirenne H. Economic and social history of Medieval Europe. N.Y.: Harvest, 1937. Part Ш.

вом. Но для того чтобы эффективно повлиять на эволюцию, цер­ковь должна была в каких-то стратегически важных точках со­единиться со светскими структурами. М. Вебер настаивал на том, что именно одну из таких стратегических точек представ­ляла собой европейская городская община29. Что касается при­общенности к церкви, то социальные различия в рамках город­ских общин были в известном смысле приглушены, хотя и не уничтожены вовсе. Прежде всего это выражалось в том, что всем членам городской общины без всяких различий был открыт до­ступ к мессе30.

Какова природа религиозного компонента в городской орга­низации, наиболее наглядно продемонстрировал кафедральный собор, который был не просто зданием, а институтом, в котором соединялись два уровня церковной организации — местонахож­дение епархиальной власти и средоточие кафедрального капиту­ла, представляющего собой важный коллегиальный элемент цер­ковной структуры31. Весьма значительное участие гильдий в фи­нансировании капитулов и строительстве храмов указывает на то, что религиозная организация была тесно связана с экономи­ческой и политической жизнью набирающих силу городов.

Важнейшим явлением в развитии в городах ассоциаций се-кулярного типа стало возникновение городского варианта арис­тократии в виде патрициата — высшего слоя горожан, органи­зованного в корпоративное целое. Отличительная особенность этих групп заключалась в самом принципе их организации, про­тивоположном феодальному принципу иерархии32. Они были организованы в гильдии, среди которых наиболее заметное и влиятельное место занимали гильдии торговцев. Но сама каж­дая отдельная гильдия, следуя образцу полиса или municipium, была в основе своей ассоциацией равных^. Хотя в пределах од­ной городской общины существовали гильдии, находившиеся

29 Weber M. The city.

4 В сельской местности обычный порядок состоял в том, что хозяин поместья ходил к мессе в свою часовню, а простолюдины ходили в деревенскую церковь или в храмы близлежащего монастыря или города, если вообще посещали богослуже­ния. Всякий мало-мальски благородный человек имел собственного духовника. В этой связи примечательно, что Фома Аквинский утверждал большую по сравне­нию с сельским пригодность городского образа жизни для воспитания христиан­ской добродетели. См.: Troehsch E. Op. cit. Vol. 2. P. 255.

" Southern R W. The making of the Middle Ages. New Haven: Yale Univ Press, 1953. P. 193-204.

32 Block M. Op. cit. P. 416.

j3 Pirenne H. Early democracies in the low countries. N.Y.: Harper, 1963.

на разных уровнях престижа и власти,, занимавшие неравные позиции в политической структуре города, и хотя сами города могли занимать различное место в более широких политических структурах феодального общества, все-таки городские общины представляли собой образчик организации, противоположный феодализму и созвучный основному направлению будущего раз­вития34.

Вероятно, самые важные эволюционные события раннего Сред­невековья произошли в церкви — единственной достаточно все­объемлющей структуре, чтобы оказать влияние на институцио­нальное устройство по всей Европе. Поворотный момент насту­пил, возможно, в конце XI в., во времена папства Григория VII. В церкви к этому времени уже возобновился интерес к широким философско-теологическим темам, связанным с утверждением су­губо христианского свода знаний, который мог бы служить путе­водителем на пути создания Христианского общества35. На гори­зонте вырисовывалось создание первого великого схоластического синтеза. Уже началось систематическое изучение канонического закона и светского римского права, и папа Григорий VII поддер­жал эти начинания. На уровне социальной структуры, однако, ре­шающим моментом было, по всей вероятности, настояние Григо­рия на том, чтобы религиозная дисциплина в церкви в целом при­ближалась к монастырской, в сочетании с отстаиванием интересов церкви в миру36. Он и некоторые из его преемников возвели могу­щество церкви и ее структурную независимость на такие высоты, что противники такого положения говорили о преобладании цер­кви над секулярными структурами. Такое преобладание невозможно было вообразить в Византийской империи.

В некоторых отношениях главной новацией Григория VII было его требование безбрачия для белого духовенстве?1. В то время как в феодальной системе на смену более «личному» принципу фео­дальной верности стремительно шел принцип наследственности, он решительно изъял из сферы действия последнего духовенство и особенно епископат. Каковой бы ни была мораль белого духо­венства в области сексуальных отношений, у священников не могло быть законных наследников, а их приходы и должности не

ч Pirenne H. Mediaeval cities. Princeton: Prmceton Univ. Press, 1925. Ch.2 «Muni­cipal institutions».

ъ Southern R. W. Op. cit.; Troeltsch E. Op. cit. * Man-all J B. Op. cit.

' Lea H C. History of Sacerdotal Celibacv in the Cristian Church. N Y.: Macmil-lan. 1907.

стали институционализированной наследственной функцией, как это произошло с институтами монархии и аристократии. Это положе­ние не могло быть разрушено даже тем, что согласно распростра­ненной практике высшее духовенство назначалось из числа аристо­кратов. Хотя священнослужители, епископы и в общем-то папы в течение многих столетий избирались во многом с учетом их родовых связей, попытки узаконить такой порядок в основном отвергались, в то время как во множестве светских контекстов принцип наслед­ственности все более укоренялся. Состояние напряженности меж­ду духовным универсализмом церкви и феодальным мирским пар­тикуляризмом, которое проявлялось в организациях и религиоз­ного, и мирского типа, послужило мощным противодействием против соскальзывания западного общества в удобный традицио­нализм.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ

До сих пор речь шла о феодальном обществе в плане составля­ющих его структур безотносительно к их дифференцированному распространению по различным географическим ареалам европей­ской системы. Теперь остановимся на выяснении, насколько ны­нешняя дифференциация Европы как системы была предвосхи­щена в периоды, предшествующие началу модернизации, и рас­смотрим для этого, как распределялись по территории Европы различные институциональные компоненты38.

Социальная среда европейской системы складывалась из ее отношений с соседними обществами, которые сильно различались в зависимости от их географического положения39. Социальная сре­да на северо-западе Европы не была проблемной, так как этот регион граничил с Атлантикой, которая в те времена не представ­ляла собой зону сколько-нибудь значительных социальных и по­литических взаимообменов. На юге и востоке, однако, социальная среда была чрезвычайно важна. Испания на протяжении всего сре-

38 Четкое описание этого распределения можно найти у М. Блока в цитируе­мом здесь сочинении. В его подходе впервые обозначена идея о том, что подобное дифференцированное распределение, с определенными оговорками насчет после­дующих изменений в ходе развития, может быть отнесено к временам, далеко пред­шествующим первым основным этапам развития современной системы, как они трактуются в последующих главах этой книги,

" См.: Halecki О. The limits and divisions of European history. Notre Dame (Ind.)' Univ. of Notre Dame Press, 1962. Хейлескм описывает общий эволюционный ^°д социогеографической дифференциации в Европе.

невекового периода была частично оккупирована маврами, а для восточного Средиземноморья в тот период решающее значение имели отношения с сарацинами. На юго-востоке лежала Визан­тийская империя, к концу Средних веков оказавшаяся в руках турок, а к северо-востоку была область распространения пра­вославного христианства, в конце концов оформившаяся в Рос­сию. Восточное пограничье было зоной борьбы и колеблюще­гося по религиозному и этническому направлениям равнове­сия. Поляки, чехи и хорваты стали в большинстве своем рим­скими католиками, в то время как русские и большая часть южных славян обратились в православие. В то же время от Ав­стрии далее на север проходила неустойчивая граница между гер­манскими и славянскими народами, не совпадавшая с религиоз­ным разграничением. Стратегическим анклавом сразу к востоку от области германского заселения был венгерский этнос — осколок гуннского нашествия.

Таким образом, между восточным и западным пределами Ев­ропы существовала огромная разница относительно социальной среды этих мест — как в смысле физико-географических особен­ностей, так и по степени предшествующего проникновения рим­ского влияния, и по последствиям раскола западной и восточной церквей. Существовали также серьезные различия между севером и югом, порождаемые наличием физического барьера в виде Альп и Пиренеев. Италия была местонахождением центра управления римско-католической церкви, но никогда — столицы Священной Римской империи. Хотя латинская культура, прежде всего через язык, проникла в Испанию, Францию и некоторые другие при­граничные регионы, основной этнический состав трансальпийских обществ не был латинским.

Италия играла особую роль в становлении средневекового об­щества по двум главным причинам. Во-первых, в ней находился церковный престол и, следовательно, в наиболее концентриро­ванном виде осуществлялось влияние церкви. Во-вторых, здесь наиболее прочно были укоренены римские институты, которые и смогли быстрее восстановиться после минимального периода раз­вития феодализма.

В условиях Средневековья церковь переплеталась экономически и политически с секулярным обществом, конечно, гораздо теснее, чем в современную эпоху. Особенно важным аспектом вовлечен­ности церкви в мирские дела была прямая государственная юрис­дикция пап над территорией, получившей название Папской об­ласти. В то же самое время общая децентрализация средневеково-г° общества привела к тому, что городской компонент римского

наследия наиболее сильно проявился в Италии. К северу от Рима господствующей организационной формой в Италии стал город-государство. Высшие классы северных городских общин превра­тились в своего рода амальгаму укорененных в селе изначально феодальных аристократий и городских «патрициатов». И все-таки это были высшие классы городского типа; даже если их члены вла­дели почти всеми сельскохозяйственными землями, они решительно отличались от феодальной аристократии Севера411. Такие условия сильно препятствовали появлению сначала преимущественно фе­одальной структуры, а позднее территориальных государств, вы­ходящих по масштабам своей политической структуры за пределы того, что может контролироваться единым городским центром. Поскольку широкое применение римского права в секулярном обществе зависело от развития территориальных государств, то оно не достигло здесь расцвета вплоть до самых поздних времен. По­добно своим древним собратьям, городам-государствам античнос­ти, итальянские города не смогли отстоять свою политическую целостность в системе «больших держав». Тем не менее Италия на том этапе была, возможно, для европейского общества основной подсистемой сохранения и воспроизводства образца, главным рас­садником последующих изменений и в светской, и в церковной культуре41.

Восточное пограничье было в целом наиболее феодализиро-ванной частью европейской системы, хотя здесь, особенно в Гер­мании, сложились самобытные и весьма разнообразные формы организации42. К востоку от долины Рейна и к северо-востоку от Балтийского моря городской компонент постепенно ослабевал, снижаясь до самого низкого в Европе уровня. Экономические и культурные условия здесь безусловно были примитивнее, чем в других регионах, а близость границы заставляла делать упор на военные занятия. Феодальная структура и социальная стратифи­кация — в целом более жестко иерархизованы, чем в западных регионах, что создавало основу для более авторитарных режимов. Иерархическая дифференциация и политическая власть занима­ли, таким образом, преимущественное положение по сравнению с экономикой и культурой. Сложившаяся в результате иерархи­ческая политическая централизация создавала условия для свое­го рода накопления ресурсов политической эффективности, что имело важные последствия для будущего всей европейской сис-

411 См.: Schevill F. The Medici. N.Y.: Harcourt, 1949.

41 Plumb J.H. The Italian Renaissance. N.Y.: Harper, 1965. Ch. 10.

42 Bloch M. Op. cit.

темы. Можно сказать, что области восточного приграничья играли в европейской системе роль адаптивной подсистемы, так как соз­давали организационные формы для ее защиты от угроз социопо-литического, а за ними и культурного характера.

Почва, на которой появились важнейшие социальные и по­литические инновации, находилась главным образом на северо-западе Европы. Значение Парижа как центра схоластической фи­лософии и университетов в Оксфорде и Кембридже состояло в том, что и то и другое было культурным новаторством. Этот же географический ареал дал два особенно ценных социальных нов­шества. Во-первых, Англия и Франция дали самые ранние образ­цы территориальных государств, отличных от феодальных, хотя в их развитии была и феодальная подоплека43. Во-вторых, здесь, на северо-западе империи, достигли расцвета городские общины, которые сосредоточились в основном вдоль долины Рейна — от Швейцарии до Северного моря.

Все это произошло во многом из-за организационной рых­лости империи. В связи с периферийным положением Англии и Франции их короли могли с ранних времен игнорировать свою подчиненность императору. Кроме того, многие городские об­щины на континенте стали «вольными городами» империи, по­лучив существенные свободы от феодальных структур и от на­рождающихся территориальных монархий44. Поскольку эти горо­да обычно были и местонахождением кафедральных соборов, их позиция укреплялась союзом с церковью.

Процессы эти, имевшие первоначально центром Англию и Францию, составили первый этап дифференциации на пути ста­новления современной формы социетального сообщества. Раз­витие вольных городов, во многом параллельное развитию горо­дов Италии, послужило толчком для дальнейшей дифференциа­ции экономики от политических структур и от социетального со­общества как такового.

Ни одна из этих форм структурной дифференциации не была совместима с преобладавшей в целом феодальной организацией. Самые первые короли территориальных государств были одно­временно и королями в более позднем смысле этого слова и фе­одальными магнатами; теоретически они являлись знатнейшими вассалами императора Священной Римской империи, в то время как их «бароны» в свою очередь и главным образом были их фе­одальными вассалами. Феодальные сословия не просто вершили

' Petit-Dutaillis Ch. The feudal monarchy in England and France. L.: Routledge. 1936. Даже в наши дни Гамбург и Бремен имеют статус вольных городов.

власть в своих феодах, но образовывали ядро социетального сооб­щества; они как бы по должности представляли собой наиболее престижный слой, одновременно являясь символическим фоку­сом общественной солидарности. Расходящаяся от них сеть фео­дальных связей составляла основу социальной структуры. «Ниж­ние классы» вплетались в эту сеть через свой несвободный статус внутри поместья, напрямую принадлежа только своему господи­ну и никому больше. Практически никакая гражданская адми­нистрация не доходила до уровня владельца манора, не говоря уж о его крепостных. Одним из первых исключений из этих правил была прерогатива короля по поддержанию «мира», на­шедшая наиболее полное воплощение в английской судебной системе, через которую король мог вмешиваться в местные дела в случае серьезных преступлений или ссор между двумя феода­лами45. С развитием феодализма вассальные отношения станови­лись все разветвленней, и это вело к дальнейшему распростране­нию королевского вмешательства и способствовало «националь­ной» интеграции46.

Система феодального баронства постепенно трансформирова­лась в то, что стало аристократией ранних современных обществ. В политическом отношении, быть может, самым решающим нов­шеством стало присвоение королевскими правительствами двух тесно связанных между собой прерогатив — во-первых, иметь военные подразделения, независимые от феодальных контин-гентов, подчиняющихся в первую очередь баронам, и, во-вто­рых, установить прямое налогообложение, минуя феодальных посредников. Преемники системы баронства остались тем не менее «социальным» классом с наиболее престижным статусом, непосредственно связанным с монархией в том смысле, что король всегда был «первым джентльменом» государства и гла­вой аристократии. В результате этих перемен земельная собст­венность стала отрываться от статуса землевладельца, который пред­полагал политическую власть не только над землей, но и над людь­ми, но в то же время она оставалась основной экономической базой аристократии.

Там, где сил для установления государственного управления на больших территориях недоставало, бывало, что города стано­вились полностью независимыми. Помимо того, что зона воль­ного города стала местом появления традиции политической не­зависимости, препятствовавшей наступлению абсолютизма, она

45 Maitland F. W. Op. cit. 4(1 Block M. Op. cit.

также имела все условия для консолидации независимого соци­ального слоя, главной лидерской, альтернативной по отношению к аристократии группы — буржуазии47. Экономическая база этой группы была сосредоточена не в землевладении, а в торговле и финансах. Хотя в городской структуре заметное место занимали и гильдии ремесленников, но торговые гильдии, особенно в наи­более значительных городах, обычно обладали большей влиятель­ностью.

По обе стороны Альп города стали главными центрами воз­никающей рыночной экономики; вероятно, самым существен­ным обстоятельством этого была их независимость как от недав­но образовавшихся монархий в Англии и Франции, так и от гос­подства империи. В рамках большой системы независимое поло­жение группы рейнских городов не могло не укреплять позиции их собратьев в Англии и Франции. При определенных обстоя­тельствах и особенно в столичных городах возникали союзы между королями и буржуазией, составлявшие важный противовес зе­мельной аристократии. Особенно это характерно для ситуации постфеодального времени.

В условиях относительной изоляции и сильной власти, уста­новившейся на острове после норманнского завоевания, Англия достигла более высокой, чем на континенте, степени политичес­кой централизации. В то же время она не пошла по пути развития королевского абсолютизма благодаря солидарности новой аристо­кратии, состоявшей из приближенных Вильгельма Завоевателя. Менее чем за полтора столетия бароны оказались способными на достаточно единые корпоративные действия, чтобы навязать свое­му королю Великую хартию вольностей48. Эта корпоративная со­лидарность в свою очередь была связана с условиями, которые способствовали образованию парламента. Все это вело к тому, что английская аристократия дальше и быстрее, чем любая другая, отходила от своих феодальных начал, завоевывая тем самым осо­бенно значимые позиции власти и влияния в нарождающемся го­сударстве.

По сравнению с Фландрией и некоторыми другими областя­ми континента Англия долго оставалась экономически отсталой. Однако английская политическая структура создавала благопри­ятную почву для будущего экономического развития, поскольку мощь земельной аристократии в противостоянии королевской власти создавала для купечества ситуацию tertius gaudens. Таким

4 Pirenne H. Early democracies in the low countries. w Mankind F. VV. Op. cit.

образом, в Англии подспудно вызревали ингредиенты для будуще­го синтеза всех изменений, направленных в сторону дифферен­циации.

РЕНЕССАНС И РЕФОРМАЦИЯ

Ренессанс положил начало высокоразвитой секулярной куль­туре, выделившейся из бывшей до этого общей религиозной мат­рицы. Родиной Ренессанса была Италия, именно здесь произошло зарождение современных искусств и интеллектуальных дисцип­лин, включая смежную область правовой культуры. Действитель­но, даже сама теология испытала обратное воздействие новых эле­ментов секулярной культуры, что позже кристаллизовалось в виде философии.

Культурные компоненты, составившие культуру Ренессанса, своими историческими корнями уходили не только в глубь Сред­них веков, но еще дальше — в античность. Сама античная культу­ра, однако, не достигла такого же уровня дифференциации, так как оставалась религиозной в известном смысле, который не был характерен для западной культуры послесредневекового времени. Схоластическая философия — наиболее важный целостный ком­понент рационализированной средневековой культуры, — не скры­вавшая своих классических корней, особенно явных в обращении томистов к Аристотелю, была тесно привязана к теологической системе мысли и не обладала культурной автономией, свойствен­ной постренессансной мысли49.

Церковь в начале своего становления восприняла, а затем и развивала чрезвычайно важные элементы классической культуры. Эпоха Ренессанса ознаменовалась гигантским продвижением это­го наследия, главным образом в направлении его секуляризации. В соответствии с нашей аналитической схемой этот процесс мож­но определить как дифференциацию, но поскольку он оставлял возможность для восприятия элементов, которые в прежней, ме­нее дифференцированной культурной системе оказывались «неудо­боваримыми», то он был также и процессом включения.

Отличительной чертой этого процесса является то, что он про­ходил внутри религиозных рамок50. Церковь и аристократия были самыми важными патронами нового искусства, в большей своей части посвященного религиозным сюжетам и украшению хра-

49 Tmelrsch E. Op. cit. Vol. 2; Mcllwain С. Н. Op. cit. 30 Tmeltsch E. Op. cit. Vol. 2.

мов, монастырей и других религиозных сооружений. Однако ху­дожники, а позднее и ученые все чаше рекрутировались из свет­ских, а не из духовных кругов, а в развитии сознания своей корпо­ративной принадлежности и автономности (как мастеров своего дела) они далеко ушли от строителей и декораторов средневеко­вых соборов51. Университеты еще не были особенно заметны, раз­ве что в отдельных областях, например в юриспруденции. Тем не менее в этот период были сделаны гигантские шаги относительно вывода из-под опеки церкви ролевой деятельности любого мало-мальски профессионального специалиста в делах культуры. Хотя некоторые идеи позднего Ренессанса проникли в протестантские регионы только после Реформации, они при этом тоже не были открыто антирелигиозными, а воспринимались и распространя­лись в рамках религии.

Похоже, что Ренессанс начался с возрождения литературных стилей и интересов к латинской античности, особенно в светских сочинениях гуманистов52. Возвращенные к жизни сюжеты и темы немедленно оказали колоссальное влияние на изобразительное и пластическое искусство — архитектуру, живопись, скульптуру. Наука лишь позже достигла сравнимого уровня совершенства, в результате процессов как внутренней дифференциации, так и бо­лее общей дифференциации светской культуры из социальной матрицы. Например, Леонардо был мастером и в художествен­ной, и в научной областях, тогда как Рафаэль не был ученым, а Г. Галилей — живописцем. Эта дифференциация, по всей веро­ятности, легла в основу многих проявлений современной культу­ры, так как новая наука, достигшая своей кульминации в XVII в. в лице И. Ньютона, стала точкой отсчета для первой великой волны современной философии. Эта философия в свою очередь послужила непосредственным фундаментом для развития ком­плекса светского знания, именуемого нами «интеллектуальными дисциплинами».

Искусство Ренессанса все больше обращалось к светским сю­жетам, часто к сценам из классической мифологии (как во мно­гих картинах Боттичелли), а также к пейзажам, портретам и т.п. Даже когда сюжеты были религиозными, в них просматривались новые светские мотивы. Без преувеличения можно сказать, что место центрального символа в искусстве итальянского Ренессан-

м См. о на\т<е Ренессанса: Ben-David J. The sociology of science. Englewood Cliffs (N.J): Prentice-Hall, 1971.

Knsteller P.O. Renaissance thought: The classic, scolastic and humanist strains. ny.: Harper, 1961.

са занимала мадонна с ребенком. В сугубо религиозном значении
это был серьезный отход от таких сюжетов, как распятие Христа,
мученичество святых и др. На первое место выходит и даже вос­
славляется человеческая семья и особенно отношения матери и
ребенка. Материнство стремились сделать всеобще привлекатель­
ным, изображая Марию красивой юной женщиной, несомненно
любящей свое дитя. Разве этот символизм не отражает дальней­
ший сдвиг христианского сознания в направлении позитивного
утверждения правильного, по его меркам, светского мироустрой- (
ства? I

По своим главным характеристикам Ренессанс был не движе- I нием к синтезу, а скорее периодом стремительных культурных I инноваций. Столь внушительные изменения едва ли могли про- I изойти без вовлечения в общий процесс самых высоких уровней I культуры — философии и теологии. Эта мысль подтверждается I динамическим характером и разнообразием схоластической фи- 1 лософии. Хотя томизм стал основной формулой позднесредневе- I кового синтеза, но продолжали существовать и многочисленные 1 иные течения мысли. Может быть, самым значительным из них I был номинализм, который, питаясь классической мыслью и те­мами, почерпнутыми из исламской философии, составил самую развитую ветвь схоластики. Он был более непосредственно, чем томизм, открыт для эмпирических изысканий и свободен от то-мистских усилий создать законченную христианскую картину мира53.

В широком разнообразии других сфер культурной деятель­ности Ренессанс произвел не только дифференциацию религиоз­ного и светского, но и их взаимную интеграцию. Подобно тому как символ мадонны означал большую вовлеченность в «дела зем­ные», большее влияние приобрели новые течения в монашестве, в первую очередь ордена францисканцев и доминиканцев, про­являвшие повышенный интерес к благотворительности и интел­лектуальным занятиям. Ученые труды ренессансных гуманистов и правоведов имели глубокие философские, а по сути и теологи­ческие подтексты, которые стали особенно заметны, когда пер­вые великие достижения новой науки привлекли к себе внима­ние и потребовали истолкования. Осуждение Галилея церковью уж никак не назовешь демонстрацией простого безразличия к его работе. А проблемы, поднятые Галилеем, — никак не связанны­ми с более ранними идеями флорентийца Н. Макиавелли, перво­го европейского «социального мыслителя», который стремился

я McJIwain С.И. Op. cit; Kristeller P.O. Op. cit. 68

не обосновать заранее заданную религиозно-этическую точку зре­ния, а понять, как действительно устроено мирское общество.

Ренессанс родился в Италии и там достиг своего наивысшего развития. Однако очень рано такое же движение, наиболее про­явившее себя в живописи и также перемежающееся со средневе­ковой культурой, началось к северу от Альп. В Германии оно не имело таких высочайших достижений, как в Италии, но и здесь оно дало миру выдающихся художников — Кранаха, Дюрера и Хольбейна. Рано проникло оно и во Фландрию, где получило пол­нокровное развитие, и значительно позже — в Голландию, где продолжилось в период протестантизма и расцвело в полной мере в XVII в. Не только в Италии это культурное движение брало начало в социальной среде итальянских городов-государств. Его распространение на север также почти в точности совпадало с регионом вольных городских общин, концентрирующихся вдоль долины Рейна. Ничего подобного не происходило с изобрази­тельным искусством в феодальных по преимуществу регионах, игравших ведущую роль в формировании крупных территори­альных государств.

Реформация была эпохой еще более радикальных культур­ных перемен, глубоко повлиявшая на отношения между куль­турными системами и обществом. Главная культурная новация носила теологический характер и состояла в учении о том, что спасение достигается, по лютеранской версии, «одной только ве­рой», а по кальвинистской версии предопределения, путем пря­мого общения индивидуальной человеческой души с Богом без участия каких-либо усилий со стороны человека. Это новшество лишало протестантскую церковь и ее духовенство «власти над райскими ключами», то есть посреднической миссии по обеспе­чению спасения через свершение святых таинств. Более того, «видимая» церковь — конкретный коллектив верующих и их ду­ховных предводителей — стала мыслиться как чисто человечес­кое объединение. Качество святости, статус церкви как «мисти­ческого тела Христова» стали присваиваться только невидимой Церкви, соединению душ во Христе54.

Человеческое общество не могло базироваться на основе двух, столь глубоко различных, как это утверждал томизм, по своему религиозному статусу пластов — церкви, одновременно божест­венной и человеческой, и чисто человеческого земного мира. Ско-Рее, оно представляло собой единое общество, все члены которого

54 Mcllwam C.H. Op. cit.; Kristeller P. О. Op. cit.

были одновременно «телами» в своем качестве мирских существ и «душами» в своих взаимоотношениях с Богом. Такое понимание представляло собой гораздо более радикальную институционали-зацию индивидуалистических компонентов христианства, чем рим­ский католицизм33. В нем содержались также глубокие эгалитарные тенденции, развитие которых, однако, потребовало длительного вре­мени и осуществлялось очень неравномерно

Дальнейшим следствием того, что духовенство было лишено своей сакральной силы, стало разрушение той части римско-като­лической традиции, которую принято было именовать «вера и мо­раль» и по вопросам которой видимая церковь взяла опекунство над всеми людьми. Хотя многие протестантские движения пыта­лись сохранить церковное принуждение в нравственных вопросах, сам внутренний заряд протестантизма склонял к тому, чтобы счи­тать их делом в конечном счете личной ответственности индиви­да. Точно так же в протестантизме потеряла свою легитимность самая важная в рамках средневековой церкви форма стратифика­ции — противопоставление мирян и членов религиозных орденов. На человеческом уровне «образа жизни» все «призвания» получи­ли равноценный религиозный статус, и на пути мирского призва­ния можно было достичь высочайших религиозных заслуг и со­вершенств36. Такая установка коснулась и брака, сам Лютер, как бы создавая символ этих перемен, покинул монастырь и женился на бывшей монахине.

Эти крупные сдвиги в отношениях между церковью и миром часто интерпретируются как серьезное ослабление религиозного начала в пользу мирских утех Однако такой взгляд представляет­ся ложным, поскольку Реформация в гораздо большей степени была движением за поднятие мирского общества на высочайший религиозный уровень В делах религиозной веры, хотя и не в повседневной жизни, каждый человек был обязан вести себя, как монах, то есть руководствоваться прежде всего религиозными со­ображениями Это был решающий поворот в начавшемся еще на ранних стадиях христианства процессе освящения вещей «от мира сего» религиозными ценностями и устроения «града человечес­кого» по образу Божьему37

13 Webei M The protestant ethic and the spirit of capitalism N Y Cnbner, 1958 \Be6ep M Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М Избранные произве­дения М Прогресс, 1990]

* Ibid

^ Ibid TioelRch E Op cit Vol 2 Troeltsch E Protestantism and progress Boston Beacon 1953 Paiwnf Т Chnstiamtv//lnternational Encyclopedia of the Social Sciences N Y Macmillan 1968

Институционализация этого представления о стоящем на ре­лигиозных основаниях человеческом обществе содержала в себе возможность установления социетального сообщества корпора­тивного характера, наподобие самой церкви, особенно церкви в ее протестантском варианте, освобожденном от стратификации по римско-католическому образцу Чтобы это могло осуществить­ся в масштабах крупных секулярных обществ, требовался иной спо­соб и уровень политической интеграции, далеко превосходящий все те, что имели место в периоды Средневековья и Ренессанса Реформации было суждено сыграть центральную роль в легити-мизации некоторых наиболее важных новых территориальных мо­нархий, в самом начале — немецких княжеств, с которыми Лю­тер вступал в союзы38. Эти союзы были, вероятно, не только не­обходимы для выживания самого движения, но и породили осо­бый тип церковно-государственной организации, в которой смогли получить дальнейшее развитие некоторые существенные ингре­диенты современного общества В Англию Реформация пришла несколько иным способом, когда Генрих VIII обратился в про­тестантство и распахнул двери коренным преобразованиям в цер­кви и в ее отношениях с мирским обществом

Там, где образовались протестантские государственные цер­кви, везде (кроме Англии) наблюдалась тенденция религиозного и политического консерватизма, особенно в лютеранстве, открыто вступившем в союзы с территориальными монархическими ре­жимами Кальвинистская ветвь была гораздо более заметно во­влеченной в широкие движения, ставящие на первый план неза­висимость религиозных групп от политической власти39, что осо­бенно явно проявилось в Соединенных Штатах Эволюция аме­риканского протестантизма сделала и религиозно, и политичес­ки приемлемыми первые шаги на пути отделения церкви от го­сударства

^ El/on GR Reformation Europe Cleveland Mendian, 1965 11 Важные исключения см Lobsei J J Calvinism, equalitv, and inclusion//Max Weber on charisma/Ed bv S N Eisenstadt Chicago Univ of Chicago Press, 1968

Глава третья

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ КОМПОНЕНТОВ.
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ I

Мы предпочли датировать зарождение системы современных I
обществ не XVIII веком, с его эволюцией в сторону «демократии» I
и индустриализации, а XVII веком, с его изменениями в устройст- I
ве социетального сообщества и в особенности в отношении рели- I
гии к легитимизации общества. I

После того как Реформация сотрясла религиозное единство I западного христианского мира, появилось относительно устойчи- I вое разделение примерно по оси север—юг. Вся Европа к югу от I Альп осталась римско-католической; и римско-католический «полу- I остров» с Францией как его наиболее важной частью вторгся в I Северную Европу. Протестантизм в Швейцарии оказался защи- I щенным и гарантированным особым характером ее независимое- I ти. Хотя в начале XVII в. Вена была преимущественно протестант- I ской, Габсбурги сумели «рекатолизировать» Австрию, чему спо- Ц собствовала турецкая оккупация Венгрии, где были сильными по­зиции протестантизма.

По мере усиления религиозной борьбы происходила консоли­дация «южного пояса» политических образований. В XVI в. суще­ствовал союз двух наиболее важных государств, Австрии и Испа­нии, под личным правлением императора из династии Габсбургов Карла V. «Середина» этой империи была под покровительством Королевства обеих Сицилии, непосредственно граничившего с Папской областью. Присутствие в Италии папства и проникнове­ние в этот регион власти Габсбургов делали невозможным сколь­ко-нибудь продолжительное и действительно независимое суще­ствование здесь городов-государств.

Контрреформация навязала особо тесное единение церкви и государства, наиболее ярко проявившееся в инквизиции. В проти­воположность «либеральным» тенденциям в позднесредневековом и ренесс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: