Мультимедиа и гипермедиа

Пользовательский интерфейс может быть обогащен мультимедийными средствами. Использование мультимедиа в системах поддержки решений является все более преобладающей тенденцией.

Мультимедиа может быть также частью процесса обработки информации и принятия решений. Мультимедиа относится к медиа-средствам человеко-машинного взаимодействия, некоторые из которых могут быть объединены в одном приложении (таблица 8.1). В информационной технологии основной идеей интерактивного мультимедийного подхода является использование компьютеров для улучшения человеко-машинного взаимодействия путем использования нескольких медиасредств с компьютеризированной системой в центре и в основе приложения. Такая интеграция позволяет объединять усилия и возможности звука, текста, графики и других медиасредств. Один из классов мультимедиа называется гипермедиа.

В настоящее время усиливается тенденция включения мультимедийные типы данных непосредственно в интеллектуальные СПР и ЭС при поддержке их хранения, поиска и манипулирования.

Гипермедиа описывает документы, которые могут содержать несколько типов медиасредсв, позволяющих связывать информацию путем ассоциаций.

Таблица 8.1

Медиасредства человеко – машинного взаимодействия.

Компьютеры СD-ROM Интерактивный компьютерный видеодиск Цифровое видео взаимодействие Компьютерная имитация Телетекст/ видеотекст Гипертекст Интеллектуальная обучающая система Перевод образа в цифровой вид Сканеры Проецирование экрана Объектно-ориентированное программирование Движущийся образ Видео диск (кассета) Движущиеся картинки Телевидение Телеконференция/ видеоконференция Анимация Виртуальная реальность Проектируемы визуальные кадры Слайд Графопроектор Графические материалы Картинки Напечатанные наглядные пособия Визуальный показ Аудио Лента/кассета/запись Телеконференция/ аудио конференция Перевод изображения в цифровой вид Микрофон Компакт диск Музыка Текст

Гипермедиа может содержать несколько информационных пластов таких как:

- естественно языковой интерфейс на основе меню для обеспечения простого и прозрачного способа для пользователей при эксплуатации системы\;

- объектно-ориентированную БД, которая допускает одновременный доступ к ее структурам данных и одновременные действия;

- реляционный вопросный интерфейс, который может эффективно поддерживать сложные вопросы;

- абстрактный механизм гипермедиа, который дает возможность пользователям соединять различные типы информации;

- медиаредакторы, которые обеспечиваю способы обозрения и редактирования текста, графиков, образов и голоса.

Гипертекст – это подход для обращения с текстовой и графической информацией, который позволяет пользователям перескакивать от данной темы, когда они захотят, к относящимся к ней идеям. Гипертекст позволяет пользователям осуществлять доступ к информации нелинейно, следуя мысленному ряду. Он позволяет пользователю управлять уровнем детализации и выбирать тип отображаемой информации. Он также позволяет осуществлять быстрый поиск в соответствии с интересом пользователя.

Т.о., под гипертекстом понимают систему информационных объектов, объединенных между собой направленными связями, образующими cеть [26]. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на которой пользователь может ассоциативно выбирать одну из связей. Информационные объекты могут быть текстовыми, графическими, музыкальными, анимационными и др. Гипертекстовая технология открыла новые возможности освоения информации, качественно отличающиеся от традиционных. Поиск информации осуществляется не по ключу, а путем перемещения от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой связанности. Эта технология ориентирована на вовлечение человека в процесс обработки информации. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного использования.

Гипертекстовая технология является основой для инструментальных средств Web браузеров и играет важную роль в облегчении процессов поиска.

Гипертекст пока находится на стадии своего развития. Эта технология может способствовать улучшению интерфейсов пользователя в системах поддержки решений, а также усиливать способности ЛПР. Гипертекст является эффективным подспорьем инструментальных средств развития интеллектуальных и экспертных систем. Обе технологии имеют дело с переносом знаний. Однако, в гипертекстовой технологии, пользователь управляет инструментами поиска, и он не всегда может делать это наиболее эффективным способом.

ЭС могут вести и направлять пользователей. Поэтому плодотворной является интеграция высокоуровневого гипертекста, мультимедиа и объектно-ориентированных языков со способностями интеллектуальных систем поддержки решений и ЭС. Такая интеграция дает возможности более мощного, полного и всестороннего представления знаний. Реализуется эффективное взаимодействие между экспертом и новичком, учителем и учеником, консультантом и менеджером.

По мере того как СУБД развивается в объектно-ориентированные системы, возрастает тенденция к управлению объектами в БД. Эти объекты могут представлять собой некоторое число мультимедийных типов данных и содержать мультимедийные документы. Индивидуальные пиктограммы графического интерфейса пользователя характеризуются как стандартные объекты, которые используются для взаимодействия с пользователями. Детали программ, которые описывают объекты, скрыты от пользователя. Все, что видит пользователь – это то, что появляется на экране. Например, кнопка или специальное поле.

Сложные объектно-ориентированные модели данных и их результаты могут быть обработаны и представлены ЛПР в 10-100 раз быстрее, чем это могут сделать реляционные базы данных.

Другим аспектом объектно–ориентированного подхода является визуальное программирование: Visual Basic, Visual C++ и другие визуальные программные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: