При организации БЗ исходят из характера той информации, которую она должна содержать. Это прежде всего некие факты, данные, представляющие собой быстро меняющуюся информацию, например, в ритме изменений, происходящих при функционировании процесса. Другой тип информации — это модели знаний или правила, которые изменяются значительно реже данных. Кроме того, правила несут в себе содержательные сведения об объекте. Они активны и могут порождать новые факты или гипотезы из тех сведений, которыми располагает БЗ в текущий момент. В связи с этим структурно БЗ можно организовать в виде двух основных подбаз - базы правил (БП) и базы данных (БД).
В БД хранится фактографическая информация о решаемых на объекте задачах и данные, которые относятся к указанной предметной области. База правил определяет отношения между элементами данных, хранящихся в БД, на основе моделей представления знаний о предметной области, а также способы активизации этих знаний. Модель представления знаний основывается на одной или нескольких рассмотренных выше форм представления знаний.
|
|
Таким образом, очень обобщенно можно говорить о двух уровнях представления знаний: первый уровень — фактографическая информация, данные; второй уровень — описания, отношения, правила и процедуры, определяющие способ манипулирования фактографической информации.
Помимо знаний о предметной области в БЗ должны храниться и другие типы знаний: модель мира системы, знания о пользователе, целях и т. д. Эти знания в основном содержатся на втором уровне представления в виде блоков или органических частей БП.
Возможно хранение некоторых типов названных знаний и на первом уровне (в БД). Это зависит от характера проблемной области и выбора способа представления знаний.
При больших объемах знаний и правил время обработки информации значительно возрастает. Возникает задача уменьшения области поиска решения. Интеллектуальная система должна обладать при решении поставленной перед ней задачи способностью к целенаправленным действиям, в какой-то степени «осознанной» и конструктивной работе со знаниями, исключающей анализ всех знаний или полный перебор. Поэтому во многих интеллектуальных системах, особенно работающихв реальном времени, реализуется еще один, третий, уровень представления знаний - уровень метазнаний, который необходим для обеспечения рационализации процессов оперирования знаниями в БЗ.
Рис. 8.2. Обобщенная структура БЗ
Как уже отмечалось выше, метазнания - это знания системы о себе, т. е. знания о своих знаниях, их структуре и о принципах своего функционирования. На основе этих знаний на уровне метазнаний (в блоке метазнаний) среди имеющегося набора стратегий поиска определяется наиболее эффективная.
|
|
На рис. 8.2. представлен вариант структуризации БЗ.
Таким образом, структуризация знаний в БЗ тесно связала с проблемой поиска необходимой информации. Эффективной стратегией поиска будет, вероятнее всего, та, при которой на всех этапах решения задачи используется не вся информация из БЗ; а лишь соответствующая ее часть. При правильной структуризации БЗ существенно упрощается проблема поиска и выбора необходимых знаний для данной задачи.
При варианте структуры БЗ, представленном на рис. 8.2, функции интерпретатора правил, рациональным образом реализующего механизм вывода решений, по существу выполняет верхний уровень БЗ - метазнания (или блок метазнаний).
Необходимо подчеркнуть, что существуют различные варианты как организации самой БЗ, так и взаимодействия БЗ с другими компонентами ИС.
На рис. 8.3 приведен фрагмент системы ИИ, отражающий взаимодействие БЗ с основными модулями системы при поиске и генерации знаний. В БЗ представлена как фактографическая информация, так и правила, или эвристики.
Рис. 8.3. Структура взаимодействия БЗ с основными компонентами ПСИИ для продукционных систем
Кроме того, на верхнем уровне БЗ приведены метазнания, необходимые для выработки рациональной стратегии поиска. Однако вывод решения либо генерация новых правил и знаний осуществляется здесь с помощью блока вывода, который взаимодействует с метауровнем БЗ при интерпретации правил и данных БЗ.
Решение задачи и работа с правилами и данными осуществляются в специальном блоке - рабочей области. В рабочей области представляются описания запроса - или решаемой задачи, данные и правила из БЗ, процедуры или стратегия механизма вывода.
При использовании наиболее распространенных в настоящее время продукционных систем представления знаний возможен вариант структурной и функциональной организации основных компонентов системы, представленный на рис. 8.4
Рис.8.4. Структура взаимодействия БЗ с основными компонентами ИС для продукционных систем.
Когда факты и эвристики о проблемной области хранятся в виде продукционных правил, БЗ представляется часто как «база правил», а механизм вывода — как «интерпретатор правил». В БЗ хранятся факты и описания предметной области, а также эвристики, связанные с проблемой. Управляющая структура (реализующая механизм вывода и интерпретацию правил) использует БЗ при решении проблемы. В рабочей памяти (или глобальной базе данных) хранятся информация о состоянии проблемы или задачи, входные данные конкретной задачи.
При разработке БЗ проектируемой интеллектуальной системы важно, как уже отмечалось, определить и исследовать имеющиеся в распоряжении знания, т. е. известные факты и информацию. Ими может быть производственная информация об измерениях, отношениях между переменными, оборудовании и операциях регулирования, о различных ситуациях при управлении процессом. Основу производственной информации составляют знания двух типов: основные (глубинные) и экспертные.
Основное знание представляет собой детальное понимание экономического процесса и его функционирования, основывающееся на фундаментальных принципах. Инженеры могут описать с помощью математических уравнений процессы переноса тепла, потока жидкости, химических реакций, разделения смесей и т. д. Уравнения и правила математического решения определяют структуру, организацию или порядок для знания. Для процедурных задач, полные или всесторонние эксплуатационные процедуры, равноценны основному знанию.
|
|
Экспертные знания получают из опыта или наблюдения. Измерения условий процесса легче даются и описываются в качественных терминах. Отношения между переменными могут быть известны или оценены в качественных терминах. Ход процесса проявляется во многих различных ситуациях. Он может наблюдаться и прогнозироваться с использованием качественных характеристик. Однако процесс не всегда может быть объяснен в терминах фундаментальных принципов. Качественная природа многих показателей, непостоянные отношения и результаты обусловливают логическую форму выражения уравнений вместо описаний с помощью математических уравнений.
На практике БЗ ИС обычно содержат комбинацию экспертных и основных знаний. Некоторая часть знаний может иметь полностью качественный характер, тогда как другая - количественный.