Под мультимедийным сопровождением научного доклада подразумевается передача или представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании – это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления.
Использование мултимедийных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность. Доказано, что эффективность подачи материала повысится при одновременном использовании зрительного и слухового каналов восприятия. Результаты психофизиологических исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременная активизация повышает продуктивность восприятия до 65%.
Преимуществами мультимедийной презентации являются:
· наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией;
|
|
· привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов;
· акцентирование наиболее важных моментов доклада;
· сохранение логической последовательности изложения доклада;
· эстетичность и выразительность представляемой информации;
· простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации.
Основным инструментом для подготовки и показа презентаций в студенческой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.
Цели мультимедийной презентации:
визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации;
демонстрация достижений докладчика в различных сферах деятельности с помощью современных информационных технологий.
Психолого-коммуникативные требования к мультимедийной презентации:
1. Представление материала доклада в презентации должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному уровням когнитивного процесса.
2. Мультимедийную презентацию необходимо создавать, учитывая особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь.
3. Изложение материала доклада в презентации должно ориентироваться на специфику подготовки обучаемых.
4. Содержание мультимедийной презентации должно не только соответствовать зоне актуального развития, но и обеспечивать зону ближайшего развития.
Этапы создания мультимедийной презентации
|
|
В процессе создания мультимедийной презентации выделяют три этапа: этап проектирования, этап конструирования, этап моделирования.
1. Этап проектирования предполагает следующие шаги:
· определение целей использования презентации;
· сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.);
· формирование структуры и логики подачи материала;
· создание папки, в которую помещается собранный материал;
В процессе проектирования определяются главные идеи доклада, и происходит их обоснование статистикой, документами, аналогиями или наглядными примерами. Необходимо иметь в виду, что все основные идеи должны быть связаны с темой доклада. Учитывая, что слушатели помнят от 4 до 6 разных позиций, следует тщательно отбирать главные идеи. Они должны составить около 85% от продолжительности всей презентации.
2. Этап конструирования – это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:
· определение дизайна слайдов;
· наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией;
· включение эффектов анимации, аудио,- видеофайлов и музыкального сопровождения (при необходимости). На отдельных слайдах могут быть использованы эффекты анимации, в виде различных способов появления текста, рисунков, таблиц, фотографий и динамики их движения на экране при просмотре. Однако следует помнить, что в ходе доклада не следует злоупотреблять анимационными возможностями презентации;
· установка режима показа слайдов.
Необходимо также принять во внимание, что в любой презентации присутствуют стандартные слайды (титульный, содержательный и заключительный), которыми не следует пренебрегать при ее оформлении. Кроме того, каждый слайд презентации должен иметь заголовок
Титульный слайд включает: полное название образовательного учреждения, наименование кафедры, где выполнена работа, название презентации, город и год.
Содержательный слайд - это список слайдов презентации (дизайн любой), сгруппированный по темам сообщения (например, слайды 1-5 – «Введение», слайды 6-9 – «Понятийный аппарат темы» и т.д.). Использование содержательного слайда позволит быстро найти необходимый раздел презентации и воспроизвести его.
Заключительный слайд содержит выводы, пожелания, список литературы и др.
3. Этап моделирования – это репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку и коррекцию подготовленного материала и определить его соответствие содержанию доклада.
Требования к содержательной части мультимедийной презентации