Функционирование комплекса задач диспетчерского управления и планирования на предприятии с непрерывным характером производства происходит не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими задачами иерархической системы управления в составе ИСУП, которая была охарактеризована выше.
При объединении отдельных систем и задач различных уровней в единую систему на принципах информационной, технической, программной и организационной интеграции возникает ряд научно-методологических проблем, рассмотренных и решенных в [8].
Как описано выше, ИСУП можно представить в виде трехуровневой иерархической структуры, включающей уровни текущего и календарного планирования, уровень оперативного управления и уровень оптимизации режимов и регулирования агрегатов.
На уровне календарного и текущего планирования на основе модели планирования производственной программы, модели оптимизации графиков планово-предупредительных ремонтов и модели календарного планирования вырабатываются текущие и календарные планы. Эти планы служат исходным данным для расчета оперативных заданий для производства на оперативные промежутки времени.
Уровень оперативного управления состоит из следующих комплексов задач: прогнозирования, планирования, оперативного управления и диспетчерского управления. На этом уровне обеспечивается выполнение планов, сформированных на уровне календарного и текущего планирования. На основании анализа состояния технологического оборудования, прогнозирования поступления сырья и отгрузки готовой продукции по моделям оперативного планирования и управления рассчитываются оперативные задания для производства на оперативные промежутки времени (одни сутки). После этого, на этапе выполнения заданий, диспетчерское управление осуществляет контроль за ходом выпуска продукции в реальном масштабе времени и регулирование.
Система диспетчерского управления предприятием предназначена для координации работ систем управления цехами и производствами, сбора от нижестоящих систем агрегированной информации о ходе технологического процесса, состояния оборудования и отгрузке готовой продукции, использования ее для полученной оперативной информации, использования ее для целей управления и анализа производственной ситуации.
От диспетчерского управления на уровень календарного планирования поступает оперативная информация о реальном положении дел на производстве. Такая информация, как например о срыве графиков поставки сырья или внеплановой остановке агрегатов может привести к необходимости пересчета текущих и календарных планов.
Рассмотренная выше интеллектуальная имитационная система, ее архитектура и функциональные возможности предназначена, как отмечалось, для решения задач и планирования и оперативного управления в реальном времени.
ИИС может быть использована в процессе принятия решений по управлению НПЗ в целом, а также при выработке управляющих решений по группе резервуаров или технологических установок.
Выходная информация ЭИС может поступать к пользователям в двух формах:
- в виде видеограмм (на экране дисплея);
- в виде документов (распечатанные на печатающем устройстве ЭВМ).
Комплекс задач ЭИС при диспетчеризации решается круглосуточно, результаты выдаются пользователю через 2 часа или по запросу.
Для функционирования задач ИИС при диспетчеризации должны быть обеспечены:
- сбор информации о замерах уровня заполнения по всем резервуарам предприятия;
- сбор информации о функционировании основных технологических установок;
- ввод этой информации в распределенную базу данных (РБД) ИСУП при помощи средств локальной вычислительной сети;
- наличие в РБД ИСУП информации о плановых заданиях по всем цехам и установкам, а также по заводу в целом на периоды: смена, сутки, пятидневка, декада, месяц, квартал, полугодие, год;
- наличие в РБД ИСУП информации о фактическом выполнении плана.
Для функционирования ЭМС необходима следующая входная информация:
1) Замеры уровня заполнения по всем резервуарам завода. Источник информации - РБД ИСУП.
2) Параметры основных технологических установок. Источник - РБД ИСУП.
3) Плановые задания по заводу, цехам и установкам. Источник - РБД ИСУП.
4) Информация о фактическим выполнении плановых заданий. Источник – РБД ИСУП.
Выходную информацию ИИС при оперативно-диспетчерском управлении можно классифицировать следующим образом:
1) Информация о замерах уровня в резервуарах:
- форме представления - видеограмма или документ (по желанию пользователя);
- периодичность выдачи - через 2 часа или по запросу;
- получатели информации - директор, главный инженер, начальник производственного отдела, дежурный диспетчер.
2) Информация о функционировании технологических установок.
- форма представления и получатели информации те же, что и в п.1.
- периодичность выдачи - через I час.
3) Рекомендации пользователю по действиям в сложившейся производственной ситуации.
- форма представления - видеограмма;
- периодичность выдачи - по запросу пользователя;
- сроки выдачи и получатели те же, что и в п.2.
Процесс информационного взаимодействия осуществляется через РБД ИСУП, состоящую из локальных и центральной БД, и реализуемую средствами ЛВС ИАСУ.
Т. о., уровень оперативно-диспетчерского управления вместе с интеллектуальной имитационной системой является связующим звеном между задачами организационно-экономического управления и технологическими задачами (рис. 11.1).
Рис.11.1 Информационные и функциональные связи и место ИИС в иерархической структуре задач ИСУП ИИС.
Схема взаимодействия ИИС с РБД ИСУП была представлена на рис. 10. 4. Блок связи с РБД ИСУПявляется важным компонентом ИИС диспетчерского управления и планирования производства. Он обеспечивает, во - первых, пользователям верхнего уровня управления доступ к производственной информации с объектов нижнего уровня в информационном режиме работы ИИС; во - вторых, поддерживает содержание базы знаний и данных в актуальном состоянии путем постоянного обновления данных о ходе производственных процессов; в - третьих, обеспечивает функции мониторинга при диспетчерском управлении путем периодического отслеживания производственной ситуации с целью выявления отклонений от заданных показателей и предупреждения возникновения критических ситуаций [6].
При функционировании ИИС в реальном времени возрастает важность темпоральных (т. е. непостоянных) данных и рассуждений, увеличивается количество обрабатываемых данных. Факты, показания технологических датчиков и аварийные сигналы являются динамичными. Количество их достигает нескольких сотен, и они могут менять состояние и величину в течение нескольких минут. Задача ИИС в этих условиях - учитывать изменяющиеся во времени ситуации, верно оценить состояние производства, рекомендовать необходимые действия по обеспечению рациональных или плановых режимов процесса, либо аварийные действия для устранения критических ситуаций. При необходимости система может, для повышения надежности и обоснованности рекомендаций, оперативного обосновывать их адекватность ситуации на основании прогноза на ММ процесса путем проведения некоторых расчетов. Прогнозирование осуществляется по запросу пользователя. Вместе с тем, в процессе периодического мониторинга состояния резервуаров, в ИИС предусмотрена возможность анализа поступательной информации и, в случае возникновения тенденций развития критических ситуаций, запуска встроенного механизма логического вывода для инициализации правил по устранению этих ситуаций и оповещения пользователя. Помимо критических ситуаций, в процессе мониторинга происходит постоянная корректировка содержания знаний и фактов в БЗ на основании информации от РБД и с датчиков путем активизации необходимых правил и процедур-демонов при помощи того же механизма вывода. Происходит постоянное поддержание состояния БЗ в актуальном состоянии. Подробнее этот механизм и выполнение процедур будет рассмотрен ниже.
Т. о., основными принципами, заложенными в ИИС для реализации ее работы в реальном времени, являются следующие:
- постоянный доступ к текущим данным и эффективные средства передачи, промежуточного накопления и обработки этих данных в реальном
масштабе времени, обеспечивающие интерфейс между ИИС и распределений ной измерительной системой;
- основные механизмы прямой и обратной цепочки рассуждений должны быть также встроены в программное обеспечение, реализующее работу в реальном времени;
- постоянная актуализация и корректировка содержания знаний в БЗ по результатам мониторинга состояния процессов и резервуаров.