Для того чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ представим пример другого государства СНГ

В Российской Федерации к настоящему времени подготовлены и приняты методические рекомендации по установлению следующих видов платежей: за использование минерально-сырьевых ресурсов; плата за пра­во добычи полезных ископаемых; плата за воспроизводство минеральных ресурсов; плата за нерациональное использование природных ресурсов. Предусматривается введение в систему недропользования системы лицен­зирования и других платежей.

По расчетам российских ученых, около 80% прибыли в народном хозяйстве носит рентный характер. Избыточная прибыль у отдельных предприятий превышает нормальную в 10 и более раз. С помощью нало­гов изымается около 60% прибылей, 40% остаются у высокорентабельных предприятий. У низкорентабельных предприятий с помощью налогов изымается около 13% нормальной прибыли, что приводит их к банкротству.

В каждом государстве размеры и виды платежей соответствуют действующему законодательству и поэтому существенно отличаются друг от друга.

Порядок взимания платежей за пользование недрами в Республике Казахстан установлен в соответствии с Методическими рекомендациями Госкомитета РК по экологии и природопользованию (Алматы, 1991). Эти методические указания устанавливают единый порядок определения раз­меров их взимания:

- платы за право разработки месторождений полезных ископаемых;

- платы за охрану природы и воспроизводство природноресурсного
потенциала, отчислений на геологоразведочные работы;

- штрафной платы за нерациональное использование минеральных ресурсов.

Плата за право разработки месторождений полезных ископаемых является формой экономической реализации прав народов, проживающих на данной территории, по распоряжению недрами в рамках горных отно­шений.

Суммы платы за право разработки месторождений используются на социальное развитие территории, на которой расположены эти месторож­дения, в интересах всех проживающих на ней народов.

Плата за охрану природы и воспроизводство природно-ресурсного потенциала и отчисления на геологоразведочные работы являются целе­вым источником образования централизованных государственных средств, которые необходимы в соответствующем периоде для финанси­рования работ по подготовке минерально-сырьевой базы по данному виду полезных ископаемых.

Штрафные платежи за нерациональное использование полезных ис­копаемых являются формой экономической ответственности предприятий за ущерб, причиненный собственникам недр в результате несоблюдения этими предприятиями действующих на соответствующей территории норм и правил охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Штрафные платежи обеспечивают создание экономических ус­ловий, в которых несоблюдение указанных норм и правил становится за­ведомо невыгодным с позиций интересов предприятий.

Платежи за минеральные ресурсы вносятся по месту нахождения предприятий, отдельно расположенных филиалов, других структурных единиц и подразделений предприятий или по иному месту пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых или месту ограничения возможностей такого пользования вследствие незаконных действий пред­приятий.

В соответствии со сформулированной сущностью платежей за право пользования величина их может определяться, исходя из затрат на заме­щение рассматриваемого источника, вида природных ресурсов другими возможными альтернативными источниками, видами, обеспечивающими получение аналогичной продукции, а также из величины процента на ка­питал, монопольной ренты.

Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают «естественную производительность труда», и, сле­довательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности - горной, лесной, водной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности ис­пользования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их использование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ре­сурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов.

Земельная рента

Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату.

Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования.

Абсолютная рента

Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово "рента" означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.) другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.

Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество.

Следует подчеркнуть, что историческая отсталость сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, представляющая собой одно из главных проявлений закона неравномерности капиталистического развития, проистекает не из природы земли, а из общественных отношений. Частная земельная собственность, препятствующая вложению капиталов в землю и присваивающая себе все возрастающую часть прибавочной стоимости, является одной из главных причин этой отсталости. Объяснение возникновения абсолютной ренты следует из факта более низкого органического состава капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: