В Российской Федерации к настоящему времени подготовлены и приняты методические рекомендации по установлению следующих видов платежей: за использование минерально-сырьевых ресурсов; плата за право добычи полезных ископаемых; плата за воспроизводство минеральных ресурсов; плата за нерациональное использование природных ресурсов. Предусматривается введение в систему недропользования системы лицензирования и других платежей.
По расчетам российских ученых, около 80% прибыли в народном хозяйстве носит рентный характер. Избыточная прибыль у отдельных предприятий превышает нормальную в 10 и более раз. С помощью налогов изымается около 60% прибылей, 40% остаются у высокорентабельных предприятий. У низкорентабельных предприятий с помощью налогов изымается около 13% нормальной прибыли, что приводит их к банкротству.
В каждом государстве размеры и виды платежей соответствуют действующему законодательству и поэтому существенно отличаются друг от друга.
Порядок взимания платежей за пользование недрами в Республике Казахстан установлен в соответствии с Методическими рекомендациями Госкомитета РК по экологии и природопользованию (Алматы, 1991). Эти методические указания устанавливают единый порядок определения размеров их взимания:
- платы за право разработки месторождений полезных ископаемых;
- платы за охрану природы и воспроизводство природноресурсного
потенциала, отчислений на геологоразведочные работы;
- штрафной платы за нерациональное использование минеральных ресурсов.
Плата за право разработки месторождений полезных ископаемых является формой экономической реализации прав народов, проживающих на данной территории, по распоряжению недрами в рамках горных отношений.
Суммы платы за право разработки месторождений используются на социальное развитие территории, на которой расположены эти месторождения, в интересах всех проживающих на ней народов.
Плата за охрану природы и воспроизводство природно-ресурсного потенциала и отчисления на геологоразведочные работы являются целевым источником образования централизованных государственных средств, которые необходимы в соответствующем периоде для финансирования работ по подготовке минерально-сырьевой базы по данному виду полезных ископаемых.
Штрафные платежи за нерациональное использование полезных ископаемых являются формой экономической ответственности предприятий за ущерб, причиненный собственникам недр в результате несоблюдения этими предприятиями действующих на соответствующей территории норм и правил охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Штрафные платежи обеспечивают создание экономических условий, в которых несоблюдение указанных норм и правил становится заведомо невыгодным с позиций интересов предприятий.
Платежи за минеральные ресурсы вносятся по месту нахождения предприятий, отдельно расположенных филиалов, других структурных единиц и подразделений предприятий или по иному месту пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых или месту ограничения возможностей такого пользования вследствие незаконных действий предприятий.
В соответствии со сформулированной сущностью платежей за право пользования величина их может определяться, исходя из затрат на замещение рассматриваемого источника, вида природных ресурсов другими возможными альтернативными источниками, видами, обеспечивающими получение аналогичной продукции, а также из величины процента на капитал, монопольной ренты.
Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают «естественную производительность труда», и, следовательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности - горной, лесной, водной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности использования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их использование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ресурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов.
Земельная рента
Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которую земельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшего земельный участок во временное пользование за арендную плату.
Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования.
Абсолютная рента
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово "рента" означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.) другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.
Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество.
Следует подчеркнуть, что историческая отсталость сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, представляющая собой одно из главных проявлений закона неравномерности капиталистического развития, проистекает не из природы земли, а из общественных отношений. Частная земельная собственность, препятствующая вложению капиталов в землю и присваивающая себе все возрастающую часть прибавочной стоимости, является одной из главных причин этой отсталости. Объяснение возникновения абсолютной ренты следует из факта более низкого органического состава капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью.