Платежи за право пользования природными, в частности минерально-сырьевыми, ресурсами - новое понятие экономики бывших стран социалистического содружества. Поэтому смысл его трактуется неоднозначно, а научно обоснованной методики установления размера таких платежей пока еще не существует. Анализ доступного нам мирового опыта, связанного с пользованием минерально-сырьевыми ресурсами, в целях выяснения сущности и разработки методики установления величины указанного вида платежей показывает следующее.
Под платежами за право пользования природными ресурсами в основном понимают экономическую реализацию титула собственности на природные ресурсы, способствующую рациональному, комплексному их использованию. Так, например, согласно действующему кодексу Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья "плата за пользование недрами вводится для экономического стимулирования рационального, комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов, охраны недр и окружающей природной среды, регулирования хозрасчетных условий для добывающих и перерабатывающих производств, решения социально-экономических проблем республики и административно-территориальных единиц, в пределах которых расположены месторождения полезных ископаемых и техногенные образования". Как видно из приведенной цитаты, специального определения понятию "платежи за право пользования минерально-сырьевыми ресурсами" в этом документе не дается. Назначение платежей характеризуется в целом. Однако в большинстве случаев платежам за право пользования природными ресурсами отводится первостепенная роль в экономическом стимулировании их рационального использования. Под платежами за пользование минерально-сырьевыми ресурсами зачастую понимают платежи за право пользования ими.
Кроме описанной, существуют также иные трактовки сущности понятия платы или платежей за право пользования природными ресурсами. Так, по представлению некоторых исследователей этой проблемы, платежи за право пользования природными ресурсами отождествляются с ценами на природные ресурсы. При этом природные ресурсы рассматриваются в одном случае как основной капитал, приносящий с течением времени проценты, во втором — как источник - фактор производства, повышающий прибыль природопользователя (за чет "естественной производительной силы"), в третьем - как вид национального богатства, который имеет несколько большую ценность для страны, чем ожидаемая сумма капитализированной прибыли)
На основе изложенного представляется более правильным при определении величины платежей за право пользования природными ресурсами исходить из величины ожидаемого от их эксплуатации эффекта, а не из стоимости природных ресурсов или стоимости готовой продукции, получаемой в результате их использования.
Имеются также предложения рассматривать платежи за право пользования природными ресурсами как часть дифференциальной земельной ренты. Однако такое толкование экономической сущности рассматриваемого вида платежей представляется неправомерным, так как нет необходимости в специальном выделении части дифференциальной земельной ренты, когда она является основой самостоятельного вида платежей — рентных платежей.
В странах с развитой рыночной экономикой официально платежей за право пользования природными ресурсами не существует. Они заменяются различными видами налогов на пользование природными ресурсами, в частности роялти. Эти налоги практически не связываются с рациональным, комплексным использованием природных ресурсов. Они рассматриваются как доход собственника природных ресурсов, возникающий в результате экономической реализации его права свободно распоряжаться ими.
Экономическая реализация собственности и стимулирование рационального, комплексного использования природных ресурсов осуществляются в этих странах проведением комплекса мероприятий в результате налогообложения за использование природных ресурсов, регулирования цен на эти ресурсы, продукцию, получаемую в результате их использования, а также путем составления прямого договора между собственником природных ресурсов и природопользователем.
В последнее время в странах СНГ, особенно в нашей республике, имеются попытки отождествлять платежи за право пользования природными ресурсами с практикуемым в странах с развитой рыночной экономикой роялти. Поэтому рассмотрим смысл этого понятия и методы его установления несколько полнее.
Смысл роялти в мире трактуется неоднозначно, в основном как местный муниципальный налог за пользование природными ресурсами определенной территории. При этом величина роялти устанавливается, исходя из обобщения статистических данных, зафиксированных при заключении договора между природо-пользователями и собственниками природных ресурсов.
Отождествление роялти с платежами за право пользования природными ресурсами, на наш взгляд, является неправомерным по следующим соображениям.
Во-первых, роялти, как уже отмечено, является муниципальным налогом. Как известно, под налогом подразумевается изъятие определенной части дохода населения для содержания государственного аппарата, армии и т. д. Налоги не имеют никакого отношения к рациональному использованию природных ресурсов.
Во-вторых, роялти взимается только с негосударственных природопользователей, так как взимание его с государственных природопользователей бессмысленно в том плане, что, по существу, не повышая доходы государства, это способствует развитию инфляционного процесса.
В-третьих, роялти, как правило, изымается из избыточного дохода природопользователя, связанного с природными свойствами, решенными благоприятными экономико-географическими условиями эксплуатации используемого объекта природных ресурсов, что является функцией рентных платежей.
Использование термина "налоги на природные ресурсы" в условиях Республики Казахстан является недопустимым в то время как введены и вводятся специальные платежи за пользование природными ресурсами, призванные обеспечить их рациональное использование.
Как уже указывалось, установление платежей за право пользования природными ресурсами является новой проблемой, возникшей с проведением экономической реформы, и методики определения величины этого вида платежей пока еще не существует. Поэтому понятны попытки установления конкретных величин платежей за право пользования природными ресурсами по аналогии с роялти, в принципе отражающим экономическую реализацию титула собственности в условиях стран с развитой рыночной экономикой. Несмотря на определенное сходство с изъятием рентного дохода, экономическая сущность этого понятия не вполне соответствует содержанию понятия платежей за право пользования природными ресурсами в нашем случае. И отсюда следует, что способы установления конкретной величины роялти не могут в полной мере использоваться для установления величины платежей за право пользования природными ресурсами.
Итак, величина роялти, справедливая применительно к условиям стран с развитой рыночной экономикой, не может быть пригодной раз в условиях Республики Казахстан, которая находится на начальной стадии рыночной экономики. К тому же, природные ресурсы и большинство предприятий, эксплуатирующих эти ресурсы, являются государственной собственностью, и это обусловливает необходимость своеобразного, отвечающего конкретным условиям развития экономики Республики Казахстан подхода к определению оптимальной величины платежей за право пользования природными ресурсами.
Платежи за право пользования природными ресурсами по своему существу во многом носят рисковый, волевой характер, и они не столько связаны с ожидаемыми затратами или эффектами от использования рассматриваемого источника природных ресурсов, сколько решимостью собственника ресурсов и природопользователя идти на определенную деловую сделку, исходя из общей экономической конъюнктуры. Поэтому неслучайно, что окончательная величина платежей устанавливается в результате торга между собственником природных ресурсов и природопользователем.
Очевидно, что если установленная величина платежей превышает ожидаемую нормативную прибыль природопользователя, производство оказывается убыточным, и ни о каком стимулировании объема использования природных ресурсов речи быть не может. Поэтому здравый смысл подсказывает, что верхний уровень платежей за право пользования природными ресурсами не может превысить сумму ожидаемой нормативной прибыли природопользователя.
Здесь следует подчеркнуть, что установление и взимание платежей за право пользования природными ресурсами, когда пользователями природных ресурсов выступают государственные предприятия, существенного дополнительного дохода собственнику не приносят (плата взимается с государственных предприятий и попадает в государственный карман). В этом случае платежи за право пользования выступают в основном как экономический инструмент, принуждающий природопользователя рационально использовать выделенные ему природные ресурсы. При установлении же и взимании платежей за право пользования природными ресурсами с негосударственных природопользователей возникает их экономическая заинтересованность в рациональном использовании выделенных им природных ресурсов, собственник же получает реальный дополнительный доход, равный по величине взимаемым платежам. Поэтому представляется желательным взимание платежей за право пользования природными ресурсами в наших условиях, как с государственных, так и с негосударственных природо-эксплуатирующих предприятий.
В странах с развитой рыночной экономикой платежи за право пользования и дифференциальная земельная рента на практике, как правило, взимаются в пользу собственника с природопользователя одновременно — в виде уже рассмотренного нами роялти. Такое совместное взимание различных видов платежей в странах с развитой рыночной экономикой в практике заключения контрактов в развитых государствах с цивилизованной регулируемой рыночной экономикой. Отсюда следует, что при соблюдении указанных условий величина платежей за право пользования природными ресурсами применительно к условиям Республики Казахстан в принципе должна определяться как одна шестая часть нормативной прибыли, получаемой или ожидаемой от использования отдельных источников природных ресурсов.
С точки зрения марксистской экономической теории рента является превращенной формой прибавочной стоимости наряду с прибылью, зарплатой и процентом. К. Маркс писал: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, веем ее типам обще то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь, предполагает земельную собственность...». На поверхности явления рента выступает как плата за землю, что создает впечатление, будто бы сама земля порождает эту ренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться только живым трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости, которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков, уплачивается ими земельным собственникам.
В трактовке теории факторов производства и теории предельной производительности рента является вознаграждением, которое получает владелец природных ресурсов, в частности земли, в соответствии с предельной производительностью этих факторов. Суть одной из трактовок заключается в том, что рента не является самостоятельной формой дохода, а представляет собой ссудный процент на тот капитал, который вложен в землю. В соответствии с теорией физиократов рента – это чистый продукт природы, единственный доход, который реально получает общество.Существует еще одна трактовка, которая считает ренту несправедливым паразитическим доходом. В Соединенных Штатах критика в адрес рентных платежей приняла форму движения за единый налог, которое получило значительную поддержку в конце XIX века. Оно было порождено нашумевшей книгой Генри Джорджа "Прогресс и бедность". Джордж считал, что существование ренты не справедливо, и что этот доход должно получать общество в целом, а не собственники земли. Поэтому он предлагал обложить земельную ренту полным (100%) налогом и использовать на общественные нужды, а все другие налоги отменить
Виды ренты
Всеми государствами не зависимо от формы их экономического развития и объема природных ресурсов, с целью их рационального использования должна устанавливаться научно обоснованная величина платежей, наряду с природными ресурсами специализированного назначения.
Обобщение вышерассмотренных существующих видов платежей, с точки зрения выполняемых ими производственных функций, назначения, позволяет классифицировать их в следующем порядке:
1. Платежи за право пользования природными ресурсами.
2. Платежи за использование природных ресурсов.
3. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
4. Платежи за отчуждение природных ресурсов.
5. Платежи за охрану окружающей природной среды.
6. Платежи за несоблюдение природоохранного законодательства.
В основе первого класса платежей за право пользования
природными ресурсами лежит экономическая реализация титула собственности на эти ресурсы. В результате экономической реализации собственник природных ресурсов получает денежное вознаграждение, как правило, в виде платежей за право пользования, а природопользователь, арендатор или владелец - право доступа к пользованию природными ресурсами. Однако это не означает ни продажу, ни полную арендную плату.Платежи за право пользования носят в основном договорной волевой характер, и они не столько связаны с величиной эффектов или затрат, обусловленных с использованием природных ресурсов, сколько решимостью собственника природных ресурсов и природопользователя идти на определенную деловую сделку. Поэтому неслучайно величина и порядок взимания платежей за право пользования в мировой практике в конечном счете определяются на основе соглашения - договора, заключаемого между заинтересованными сторонами как по конкурсу, так и внеконкурсной основе. При этом величина платежей за право пользования аналогичными природными ресурсами, фигурировавшими в подобных сделках в мире являются ориентиром при ведении торга и затем при заключении соглашения - договора. Для примера можно рассмотреть ренту за использование месторождений полезных ископаемых.
Плата за право разработки месторождений полезных ископаемых является формой экономической реализации прав народов, проживающих на данной территории, по распоряжению недрами в рамках горных отношений.
Суммы платы за право разработки месторождений используются на социальное развитие территории, на которой расположены эти месторождения, в интересах всех проживающих на ней народов.
Плата за охрану природы и воспроизводство природно-ресурсного потенциала и отчисления на геологоразведочные работы являются целевым источником образования централизованных государственных средств, которые необходимы в соответствующем периоде для финансирования работ по подготовке минерально-сырьевой базы по данному виду полезных ископаемых.
Платежи за право пользования природными ресурсами выступают как первоначальные затраты, связанные с пользованием, следовательно, являются составной частью издержек пользования, производства продукции. Отсюда понятно, что они отражаются в ценах на продукцию пользователя. В этом отношении платежи за право пользования природными ресурсами являются по существу данью, уплачиваемой населением страны за рациональное использование ее природных ресурсов.
Единственной функцией платежей за право пользования является экономическое стимулирование рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. В экономическом плане совершенно очевидно, что природопользователь заинтересован в скорейшем и экономном использовании природных ресурсов, за право пользования которых внесены платежи.
В соответствии со сформулированной сущностью платежей за право пользования величина их может определяться, исходя из затрат на замещение рассматриваемого источника, вида природных ресурсов другими возможными альтернативными источниками, видами, обеспечивающими получение аналогичной продукции, а также из величины процента на капитал, монопольной ренты.
Второй класс платежей, главным образом, состоит из двух видов платежей. Понятно, что экономическая эффективность использования природных ресурсов зависит от их природной ценности, продуктивности, экономико-географических, горно-геологических условий их источников. Эти условия отражают «естественную производительность труда», и, следовательно, отражаются в величине дифференциальной земельной и ее разновидности - горной, лесной, водной ренты. Естественно, собственник природных ресурсов в зависимости от потенциальной эффективности использования передаваемых природных ресурсов взимает, дифференцируя величину платежей за их использование, т.е. взимает рентные платежи с природопользователя. Одновременно собственник природных ресурсов заинтересован в экономном, рачительном использовании передаваемых природных ресурсов. В этом плане право собственника на природные ресурсы реализуется в платежах за сверхнормативное использование, потери и загрязнение природных ресурсов.