Организация риск-менеджмента на предприятии

Определяя, нужен ли вам, как директору, риск-менеджер или нет, необходимо в первую очередь понять, чего вы от него ждете.

Обычно в обязанности риск-менеджера входит не только страхование как таковое, но и работа по выявлению рисков, их оценке и разработка схем защиты либо параллельно со страхованием, либо до страхования, либо без страхования, так как страховать абсолютно все риски просто нецелесообразно.

Однако не стоит думать, что риск-менеджер – это волшебник, наняв которого, вы сможете решить все свои проблемы. Всегда есть риск того, что та или иная форс-мажорная ситуация наступит.

Говоря о работе риск-менеджера, мы подразумеваем, что при анализе каким-то образом можно предвосхитить (именно предвосхитить, а не застраховать) тот или иной риск, риск-менеджеру, несомненно, придется сталкиваться практически со всеми службами. Отдел риск-менеджмента на предприятии можно образно сравнить с губкой, которая постоянно впитывает в себя информацию по тому или иному риску. Ведь не зря в западных компаниях позиция управляющего отдела риск-менеджмента – это вице-президентская должность.

Примерный состав функций отдела риск-менеджмента на предприятии:

– Определение возможных рисков при осуществлении основной/смежной деятельности предприятия.

– Сбор, обработка и анализ статистики прошлых лет по возможному наступлению риска.

– Определение возможных потерь, как финансовых, так и производственных, при реализации риска.

– Определение максимально возможного убытка.

– Разработка превентивных мер по предвосхищению рассматриваемого риска.

– Определение соотношения страховой ставки к франшизе при страховании рисков.

– Проведение тендера на страхование рисков предприятия.

– Организация работы с сюрвейером.

– Подготовка необходимой документации для страховой компании при наступлении страхового случая.

Внесение предложений при рассмотрении ввода той или иной технологии производства с точки зрения увеличения/уменьшения затрат на предвосхищение/страхование возникающих возможных рисков.

Еще один плюс работы риск-менеджера на предприятии – это "прогнозирование завтрашнего дня", т.е. уже сегодня, определив ту группу рисков, которая будет сопутствовать вам на протяжении выпуска какого-либо вида товаров или всей цепочки, связанной с его жизненным циклом, риск-менеджер сможет довольно четко сказать, сколько это будет стоить сегодня, если принять необходимые меры по устранению этих рисков, и завтра, когда наступит рисковый случай.

Для принятия оптимального решения по управлению риском важно иметь четкую информацию о том, какой объект подвергается риску. Прежде чем оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два основных этапа:

1) сбор информации о структуре объекта риска;

2) выявление опасностей или инцидентов.

Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб – это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход.

Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.

Каждое предприятие имеет свою информационную среду для определения источников хозяйственного риска, и одна из функций риск-менеджера как раз и заключаются в своевременном выявлении, группировке и ранжировании опасностей.

Важной составной частью организации работ по сбору информации и выявлению рисков является разработка специальной программы по контролю и выявлению новых рисков, которая имеет собственный бюджет и экономическое обоснование.

Итак, к основным методам получения исходной информации и выявления опасностей относятся:

1. Опросные листы. Существует два типа – стандартизированные и специализированные. Стандартизированные, или универсальные, листы разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных и применимы для большинства предприятий. Опросный лист включает несколько разделов, каждый из которых содержит перечень вопросов, позволяющих составить полное представление о структуре и количественных показателях описываемого объекта. Специализированные опросные листы разрабатываются для конкретных видов деятельности и стимулируют респондентов выявлять характерные для них особенности рисков.

2. Структурные диаграммы, позволяющие выявлять, прежде всего, внутренние риски, связанные с качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.д. Структурные диаграммы описывают особенности структуры предприятия и зависят от сложившегося типа управления и принципов разделения функций. В основном структурные диаграммы предоставляют возможность выявления внутренних рисков, таких как дублирование функций одного отдела другими, зависимость и концентрация, а также позволяют определить отсутствие или недостаточность хорошо налаженных связей между подразделениями.

3. Карты потоков или потоковые диаграммы выявляют основные опасности производственного процесса и позволяют примерно оценить надежность и устойчивость узловых элементов производства. В то же время, без привлечения дополнительных источников информации потоковые диаграммы не дают возможности определить степень вероятности наступления риска. Виды карт потоков делятся на три группы: описывающие отдельный технологический процесс внутри предприятия; совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном.

4. Инспектирование дает возможность получения дополнительной информации и проверки ее достоверности и полноты на местах. Существует практика неожиданных инспекций объектов и заблаговременного извещения. В любом случае при планировании посещения объекта, прежде всего, необходимо четко определить перечень задач и вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе прямой инспекции. После предварительной оценки задач и учета различных особых факторов составляется программа посещения объекта, содержащая логическую схему выявления рисков, которая позволяет не упустить что-либо существенное. Все результаты инспекции оформляются в виде отчета, в котором указывается цель обследования, дата и место проведения, краткое содержание, результаты, заключение. Эффективность инспекции зависит от умения риск-менеджера отмечать важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов или специалистами, осуществляющими определенные технологические операции.

5. Анализ отчетности важен для выявления финансовых, коммерческих, предпринимательских рисков. В финансовой и управленческой документации фиксируются все события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Риск-менеджер, анализируя финансовые и управленческие документы, систематически использует всю доступную информацию для идентификации опасностей, связанных с условиями заключения договоров, эффективностью использования финансовых ресурсов предприятия и выполнением обязательств. Наличие у менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принимать оптимальное финансовое или коммерческое решение, влияет на правильность таких решений и ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.

Некоторые принципы управления рисками на предприятии:

Высококвалифицированные риск-менеджеры. В группу риск-менеджеров на уровне подразделений и корпоративного центра надо стянуть мощные интеллектуальные ресурсы, чтобы эти группы могли давать руководителям по-настоящему дельные советы и настаивать на своей точке зрения. Для этого нужно сделать так, чтобы назначение в группу риск-менеджмента рассматривалось как скачок в карьерном росте. Успех многих компаний, грамотно управляющих рисками, объясняется тем, что в них должность старшего риск-менеджера занимает опытный профессионал, он напрямую подчиняется генеральному директору или главному финансовому директору и благодаря своему статусу и авторитету на равных взаимодействует с руководителями подразделений.

Разделение обязанностей. Нельзя допускать, чтобы одни и те же сотрудники определяли стратегию рисков и следили, насколько соответствует ей деятельность компании, и в то же время инициировали бы решение о принятии рисков и управляли ими. Сотрудникам торгового отдела, например, выгодно заключить как можно больше сделок, поэтому они не должны разрабатывать стратегию рисков и определять, кому из клиентов предоставлять кредит.

Четкие личные обязанности. Нужно четко определить должностные обязанности риск-менеджера – это разработка стратегии рисков и контроль за ее реализацией – и строго разграничить полномочия корпоративного риск-менеджмента и риск-менеджеров отдельных подразделений. Нужно четко определить, может ли группа корпоративного риск-менеджмента пересматривать решения подразделений о размере прибыли с учетом риска или устанавливать стандарты для подразделений, например формат отчетности.

Ответственность за риск. Если даже в компании есть корпоративная группа риск-менеджмента, это не значит, что структурные подразделения организации не должны отвечать за принятые ими риски, тем более что они лучше других понимают природу этих рисков и обеспечивают первый уровень защиты компании от неразумных рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: