ПРОГРАММа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
для специальности 08.02.04 (270813) Водоснабжение и водоотведение
(базовая подготовка)
Челябинск, 2015
| Составлена в соответствии с требованиями работодателя. . | ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией протокол № ______ от «__»____________20___ г. Председатель ПЦК Ю.А. Дженис | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР ________Т.Ю. Крашакова «___»__________2015 г. |
Составитель: Логинова М.Я. -преподаватель Южно-Уральского государственного технического колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. | |
| 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
| 3. условия реализации учебной дисциплины | |
| 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | |
| 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ |
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика отрасли»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.02.04 (270813) Водоснабжение и водоотведение (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла (ОП.11).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- рассчитывать основные экономические показатели деятельности организации;
- оценивать эффективность деятельности организации;
- определять материально-технические, сырьевые, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования.
знать:
- организационно-правовые формы организаций;
- перечень материально-технических, сырьевых, финансовых ресурсов, показатели их эффективного использования;
- производственную, организационную структуру и инфраструктуру организаций;
- перечень основных и оборотных средств;
- нормы и правила оплаты труда;
- производственную программу и мощность;
- ценообразование, экономические показатели хозяйственной деятельности;
- формы оплаты труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 97 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
| в том числе: | |
| лабораторные работы | - |
| практические занятия; | 8 |
| курсовая работа | 12 |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
| в том числе: | |
| - работа с различными источниками информации (в т.ч. с нормативно-справочной литературой и Интернет-ресурсами), выполнение домашней контрольной работы - подготовка отчетов по практическим работам - выполнение курсовой работы | 78 8 18 |
| Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел 1. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект | |||
| Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | ||
| Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние. Предприятие и цель его функционирования. | |||
| Тема 1.2. Предприятие – основное звено экономики | Содержание учебного материала | - | |
| Предприятие и цель его функционирования. Место и роль предприятия в экономической системе. Организационно-правовые формы организаций. | |||
| Производственная структура предприятия. Типы организации производства. Предпринимательская деятельность предприятия. | - | ||
| Самостоятельная работа по разделу «Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект»: - Изучение конспектов занятий, учебной литературы и других источников информации по темам: «Предприятие и цель его функционирования. Место и роль предприятия в экономической системе. Организационно-правовые формы организаций», «Производственная структура предприятия. Типы организации производства. Предпринимательская деятельность предприятия» - Выполнение домашней контрольной работы. | |||
| Раздел 2. Экономические ресурсы предприятия | |||
| Тема 2.1. Основные фонды предприятия | Содержание учебного материала | ||
| Основные средства организации: понятие, состав, структура. Виды оценки основных фондов. Амортизация. | |||
| Показатели эффективности использования основных фондов. | - | ||
| Показатели движения и состояния основных фондов | - | ||
| Практические занятия | |||
| Определение стоимости основных фондов | |||
| Расчет показателей использования основных фондов | - | ||
| Расчет амортизационных отчислений | - | ||
| Тема 2.2. Оборотные средства предприятия | Содержание учебного материала | - | |
| Понятие, состав и структура оборотных средств; | |||
| Оценка эффективности использования оборотных средств | |||
| Практические занятия | - | ||
| Определение потребности организации в оборотных средствах | |||
| Самостоятельная работа по разделу «Экономические ресурсы предприятия»: - Изучение конспектов занятий, учебной литературы и других источников информации по темам: «Показатели эффективности использования основных фондов», «Показатели движения и состояния основных фондов», «Расчет показателей использования основных фондов», «Расчет амортизационных отчислений», «Понятие, состав и структура оборотных средств» - Подготовка к практическим работам. - Выполнение отчётов. - Выполнение практической работы «Определение потребности организации в оборотных средствах» - Выполнение домашней контрольной работы. | |||
| Раздел 3. Организация, нормирование и оплата труда | |||
| Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда | Содержание учебного материала | ||
| Трудовые ресурсы: их состав, структура, движение. | |||
| Производительность труда | - | ||
| Практические занятия | |||
| Расчет показателей состояния и движения кадров на предприятии | |||
| Расчёт распределения общего фонда оплаты труда между членами бригады по тарифной и бестарифной системе. | |||
| Тема 3.2. Нормирование и оплата труда | Содержание учебного материала | - | |
| Сущность функции оплаты труда. | |||
| Формы и системы оплаты труда в строительстве. Бестарифная система оплаты труда | |||
| Тарифная система: ее сущность, состав и содержание. | - | ||
| Практические занятия | - | ||
| Расчёт сдельной расценки и средней тарифной ставки бригады. | |||
| Расчёт заработной платы работников по сдельной и повременной форме оплаты труда. | - | ||
| Расчёт распределения общего фонда оплаты труда между членами бригады по тарифной и бестарифной системе. | - | ||
| Самостоятельная работа по разделу «Кадры строительной организации»: - Изучение конспектов занятий, учебной литературы и других источников информации по темам: «Производительность труда», «Сущность функции оплаты труда», «Тарифная система: ее сущность, состав и содержание» - Выполнение отчётов. - Выполнение практических работ: «Расчёт сдельной расценки и средней тарифной ставки бригады», «Расчёт заработной платы работников по сдельной и повременной форме оплаты труда», «Расчёт распределения общего фонда оплаты труда между членами бригады по тарифной и бестарифной системе» - Выполнение домашней контрольной работы. | |||
| Раздел 4. Планирование и основные технико-экономические показатели деятельности организации | |||
| Тема 4.1. Ценообразование в строительстве | Содержание учебного материала | - | |
| Издержки производства и реализации продукции, их состав и классификация.Смета затрат на производство. Методы калькулирования. | |||
| Особенности ценообразования в строительстве. Проектирование, его значение, этапы и стадии. Сметная стоимость строительства и строительно-монтажных работ. Порядок определения договорной цены на строительную продукцию | |||
| Сметные нормативы в строительстве. Сметная документация, её значение и виды. | - | ||
| Порядок составления локальной сметы. | |||
| Себестоимость строительной продукции, её виды и методы определения. | |||
| Практические занятия | |||
| Расчёт сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ. Расчёт договорной цены строительной продукции. | |||
| Составление и расчёт локальной сметы на комплекс СМР. | - | ||
| Расчёт сметной, плановой и фактической себестоимости СМР. | - | ||
| Тема 4.2. Планирование деятельности организации, прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | ||
| Сущность прибыли, её источники и виды. | |||
| Планирование деятельности организации.Планы по труду, заработной плате, себестоимости и прибыли | |||
| Практические занятия | - | ||
| Расчёт суммы прибыли и анализ уровня рентабельности строительной организации. | |||
| Самостоятельная работа по разделу «Издержки производства и себестоимость продукции»: - Изучение конспектов занятий, учебной литературы и других источников информации по темам: «Издержки производства и реализации продукции, их состав и классификация.Смета затрат на производство. Методы калькулирования», Сметные нормативы в строительстве. Сметная документация, её значение и виды». - Выполнение практических работ: «Составление и расчёт локальной сметы на комплекс СМР», «Расчёт сметной, плановой и фактической себестоимости СМР», «Расчёт суммы прибыли и анализ уровня рентабельности строительной организации». - Выполнение домашней контрольной работы. | |||
| Курсовая работа: «Расчет стоимости и технико-экономических показателей выполнения строительно-монтажных работ по устройству инженерных сетей водоотведения (по вариантам)» | |||
| Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы - Работа с нормативными документами; - Выполнение расчетов по индивидуальным заданиям; - Оформление курсовой работы. | |||
| Всего: |
условия реализации программы дисциплины






