Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

Образовательная автономная некоммерческая организация

Высшего образования

«Московский психолого-социальный УНИВЕРСИТЕТ»

В г.Рязани

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

По специальности «Психология служебной деятельности»»

Методические рекомендации

Рязань 2015

Рецензент:

Сухов А.Н., заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, доктор психологических наук, профессор.

Подготовка и защита квалификационных работ по специальности «Психология служебной деятельности»: методические рекомендации / Сост. М.Г. Гераськина, В.В. Горячев, МПСУ в г.Рязани, 2015. - 87 с.

Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию вводной и реферативной части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению квалификационной работы, подготовке и проведению защиты квалификационной работы.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ в области научной и практической психологии. В пособии даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию вводной и реферативной части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению квалификационной работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа, выпускная квалификационная работа, психология служебной деятельности, программа исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………5

1. Специфика научного исследования ……………………………………….6

1.1. Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание……….6

1.2. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании……………………………………………………………………………….7

2. Виды квалификационных работ …………………………………………8

2.1. Общие положения………………………………………………………….8

2.2. Курсовая работа…………………………………………………………….9

2.3. Выпускная квалификационная работа…………………………………..10

2.4. Порядок выполнения квалификационных работ………………………..11

3. Основные методологические компоненты научного исследования в области психологии …………………………………………………………..15

3.1. Титульный лист…………………………………………………………....15

3.2. Содержание……………………………………………………………......16

3.3. Введение…………………………………………………………………...16

3.4. Теоретическая часть исследования………………………………………25

3.5. Эмпирическая часть исследования……………………………………...28

3.6. Заключение…… …………………………………………………………40

3.7. Список использованной литературы ……………………………………40

3.8. Приложения……………………………………………………………….40

4. Оформление квалификационной работы ……………………………41

4.1 Требования к оформлению основного текста работы…………………...41

4.2. Требования к оформлению списка использованной литературы……...48

5. Критерии оценки выпускной квалификационной работы …………..49

5.1. Примерные критерии оценки теоретической и эмпирической частей работы……………………………………………………………………………..49

5.2. Типичные ошибки, допускаемые при написании выпускной квалификационной работы………………………………………………………………...51

6. Защита выпускной квалификационной работы ……………………….53

6.1. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите…………..54

6.2. Процедура защиты выпускной квалификационной работы …………....55

7. Приложения ………………………………………………………………....57

Приложение 1. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………………………....57

Приложение 2. Образец оформления титульного листа курсовой работы…58

Приложение 3. Образец оформления содержания квалификационной работы………………………………………………………………………………..59

Приложение 4. Лексические средства научного произведения…………....60

Приложение 5. Образец оформления списка использованной литературы.63

Приложение 6. Аннотированный указатель литературы по методам и методикам исследования……………………………………………………………66

Приложение 7. Примерные темы квалификационных работ ………………81

Приложение 8. Примерные темы курсовых работ по психологии личности84

Приложение 9. Примерные темы курсовых работ по пенитенциарной психологии……………………………………………………………………………86

Приложение 10. Примерные темы курсовых работ по психотерапии……..87

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации разработаны на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 (Психология служебной деятельности). Методические рекомендации отражают общие требования к квалификационным работам, требования к их содержанию, объему и структуре, научному руководству, критериям оценивания и процедуре защиты. Рекомендациями определяется также порядок и особенности работы над курсовой и выпускной квалификационной работой с учетом уровня квалификационных требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами к подготовке специалистов.

Основная цель методических рекомендаций – помочь начинающим исследователям-психологам освоить форму научного произведения при написании курсовых и дипломных работ. Предлагаемые материалы являются учебным пособием по курсам «Психология личности», «Психотерапия», «Пенитенциарная психология», которые предусмотрены учебным планом при подготовке студентов по специальности«Психология служебной деятельности». В ней показана специфика научного исследования по сравнению с житейски-эмпирическим познанием и диагностическим обследованием, характеризуются элементы понятийного аппарата научной работы, раскрываются её этапы, рассматриваются вопросы оформления научного произведения. Для лучшего усвоения студентами языка науки на каждый элемент понятийного аппарата научного исследования приводится по несколько примеров из дипломных работ, защищённых в последние годы на открытом за­седании Государственной Экзаменационной Комиссии (ГЭК) в МПСУ.

Оформление понятийного аппарата и описание библиографических источников даётся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диссертационным исследованиям. Такой подход представляется оправданным, поскольку различные виды научного произведения (курсовая, дипломная, диссертационная работы) имеют единый язык и различаются лишь объёмом проделанной работы.

1. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

1. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между этими видами деятельности в том, что там и здесь реализуется акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавания, является определённое состояние обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

Возьмём пример из медицинской диагностики. К врачу приходит больной и излагает свои жалобы на состояние здоровья. Врач его внимательно расспрашивает (собирает данные анамнеза), направляет на анализы и затем ставит диагноз. В самом начале врач не знал, какое у больного заболевание, а в конце он его называет. Познавательный акт налицо – у врача знания не было, а потом оно появилось. Но является ли оно новым для общества? Нет. Потому что врач действует в рамках известной классификации болезней, которых современная медицина насчитывает несколько десятков тысяч. Его задача состояла лишь в том, чтобы определить какое из известных обществу заболеваний имеет место в данном конкретном, единичном случае.

После специальных методов исследования новизна получаемых результатов, пожалуй, - самый важный признак, определяющий его специфику. Это то, ради чего проводится исследование. Если в исследовании не получают новые данные, оно бесплодно.

5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и, соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остаётся то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или созидающего произведение искусства. Например, если человек в силу индивидуальных особенностей его эмоциональной сферы или его индивидуального опыта лишен чувства музыки, то передать его этому слушателю практически невозможно, и поэтому он в данный момент не в состоянии понять исполняемое произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: