double arrow

Объект и предмет исследования

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет определяет тему исследования.

Таким образом, предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта квалификационной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета социально-психологического или психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объектом исследования явля­ются психические процессы, то предметом могут стать струк­тура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их про­явления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, про­явления, факторы и механизмы развития, связь с другими свой­ствами. Таким образом, понятия предмета и объекта социально-психоло­гического и психологического исследования относительны и характеризуются толь­ко во взаимной связи.

Предмет во введении к квалификационной работе указывается после определения объекта.

Например:

1)«Объектом исследования являются конфликты в образовательных учреждениях. Предметом исследования являются конфликты среди учащихся среднего звена в общеобразовательных учреждениях».

2) «Объект исследования – агрессивность учащихся. Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и самооценки старшеклассников».

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что них изучается.

Например:

1) «Объект исследования – дети 12-летнего возраста. Предмет исследования – особенности поведения детей 12-летнего возраста».

2) «Объект исследования: 74 здоровых ребёнка 5-10 лет и 124 ребёнка того же возраста с диагнозами: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутистические особенности.

Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.

Цели и задачи исследования. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование глав­ной цели квалификационной работы. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемой.

В соответствии с основной целью следует вы­делить несколько целевых задач, которые необходимо решить для дос­тижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из целевых задач способна форми­ровать отдельный параграф квалификационной работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобще­ния, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспек­тов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Задачи могут вводиться словами:

- выявить;

- раскрыть;

- изучить;

- разработать;

- исследовать;

- проанализировать;

- систематизировать;

- уточнить и т.д.

Рекомендуется придерживаться однообразия в формулировании задач: или все в форме инфинитива совершенного вида (см. выше) или в форме именительного падежа имени существительного (рассмотрение, анализ, раскрытие и т.д.).

Количество задач должно быть 4-5.

Задачи обязательно должны быть структурно раскрыты в содержании, отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Пример формулирования цели и задач исследования:

Цель исследования – провести теоретико-методологический и эмпирический анализ проблемы возникновения девиантного поведения у старшеклассников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, решение которых составляет содержание данной работы:

1. Дать характеристику понятия «девиантное поведение»; изучить историю и современное состояние проблемы девиантного поведения; описать его структуру и механизм формирования.

2. Изучить и выбрать методы и методики исследования девиантного поведения старшеклассников.

3. Провести эмпирический анализ девиантного поведения старшеклассников.

4. Определить факторы, влияющие на девиантное поведение старшеклассников.

5. Рассмотреть особенности психологической помощи старшеклассниками с девиантным поведением, разработать программу социально-психологического тренинга.

Гипотеза исследования — это логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления и т.д. Это предполагаемый результат, который студент планирует достигнуть в результате написания квалификационной работы.

Чтобы построить научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

- не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы;

- не должна содержать ценностных суждений;

- не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

- должна быть проверяемой.

Предположение (гипотеза) может быть выражено следующими фразами:

- «заключается в предположении о том, что …»

- «это возможно, если…»

- «…будет осуществляться более эффективно при наличии (при условии) …….»

- «создание …. позволит обеспечить … ».

Например,

В основу организации и проведения исследования положена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что жизненные смыслы подростков будут успешно развиваться, если учитывать:

- структуру внутрисемейных отношений, включающую внутрисемейные роли, позиции и связи между членами семьи;

- проявление факторов семейного воспитания;

- уровни взаимоотношений в семье;

- стили семейного воспитания, доминирующие во внутрисемейных отношениях.

Или:

В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения:

1. Для старшеклассников с девиантным поведением характерен высокий уровень враждебности и агрессивности.

2. Уровень отклонений в поведении у старшеклассников зависит от личностных (социально-демографических, индивидуально-психологических и социально-психологических) особенностей.

3. Уровень девиаций старшеклассников может измениться при проведении коррекционных мероприятий, направленных на психологическую и социальную адаптацию девиантов, гармонизацию эмоциональной сферы личности, формирование навыков контроля эмоциональных реакций.

Теоретико-методологические основы исследования. Формулирование этого разделаобычно носит стандартный харак­тер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема квалификационной работы.

Так, например, в психологических исследованиях принято упоминать в качестве основы теорию деятельности, социального познания, теоретические концепции общего развития личности, принципы психологического детерминизма и развития, единства сознания и деятельности, развития; системный, гуманистический, компетентностный, деятельностный, акмеологический подходы и т. д. с обязательным указанием персоналий. Также обязательно указываются наиболее значимые труды в области темы исследования.

Например:

Теоретико-методологической основой исследования послужили философские и психолого-педагогические положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития, о закономерностях этого развития, о детерминированности развития личности системой общественных отношений и социальным окружением, в котором она оказывается в процессе жизнедеятельности, разработанные в трудах отечественных педагогов и психологов: И. П. Башкатова, С. А. Беличевой, Я. И. Гилинского, Е. В. Змановской, А. Е. Личко, Ю. А. Клейберга, В. Н. Кудрявцева, В.Д. Менделевича, А. А. Реана, А. Н. Сухова, Л. И. Фоминой, Л. Б Шнейдер. А. В. Мудрика, М. А. Галагузовой - и зарубежных исследователей: Коэна А., Смелзера Н., Фоке В., Д. Уолкса, Г. Беккера и др.

Или:

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, концепции межличностной совместимости (А.Я. Варга, Е.В. Новиков, В.В. Смехов, В. Шутц); фундаментальные идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические концепции общего развития личности (Ж. Пиаже, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.); а также труды отечественных философов, педагогов по проблемам формирования ценностей (О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, Б.Т. Лихачев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); труды психологов и педагогов по проблемам развития ценностной сферы личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Д. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); специфике внутрисемейных отношений (А.Я. Варга, Х.Дж. Джинотт, Н.А. Коваль, И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Методы и методики исследования. В данном разделе необходимо указатьисполь­зованные в квалификационной работе методы и методики исследования. Они определяются исходя из задач и предмета исследования. Основными методами исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наиболее распространенными методами являются: методы си­стемного анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод моделирования, метод экспертных оценок, метод тестирования, метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся отдельные индивиды, малые группы, коллективы другие социальные общности), метод интервью, метод беседы, методы статистической обработки результатов исследования и др.

Целесообразно методы и методики исследования, используемые в работе, объединить в следующие группы:

- методы теоретико-методологического анализа научных источников;

- диагностические;

- методы математической обработки результатов исследования.

Например:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучных: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской и социально-психологической литературы по проблеме исследования; психодиагностических: «Опросник половых различий» (С. Бэм); «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лири), методика многофакторного исследования личности R. Catell (№187), методика «Самооценка физического, психического и социального здоровья» (Г.С. Никифоров, Л.И. Августова.); методы математической статистики: корреляционный анализ по Спирмену; анализ различий по критерию Кускала-Уоллеса, двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Теоретическая значимость исследования формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы квалификационной работы. Она формулируется по-разному для теоретических исследований и исследований практической направленности. Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете.

Например:

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что жизненные смыслы подростков развиваются в зависимости от внутрисемейных ролей, позиций, связей между членами семьи, то есть структуры внутрисемейных отношений.

Конкретизировано понятие «жизненный смысл подростка», представляющий собой ментальный ориентир, образуемый триединством цели. Мотива и ценностей акта жизнедеятельности, направляющий, стимулирующий и объясняющий активность личности представлением о результате, реализацией потребностей и личностной значимостью достигаемой жизненной цели.

Выявлена структура жизненных смыслов подростков, включающая в себя цели, мотивы и ценности акта жизнедеятельности.

Расширено представление о структуре внутрисемейных отношений, включающей внутрисемейные роли, позиции и связи между членами семьи.

Или:

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- определена сущность, содержание аддиктивного поведения у подростков;

- выявлены социально-психологические механизмы и факторы, обуславливающие возникновение и развитие аддиктивного поведения у подростков;

- сформированы принципы психологической работы с подростками с аддиктивным поведением.

Или:

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных теоретических материалов по характеристике девиантного поведения подростков в современных условиях и профилактике зависимого поведения старшеклассников в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость обуславливает необходимость написания квалификационной работы. Иными словами определить практическую значимость – значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к квалификационной работе.

В этом пункте принято перечислять, в каких областях прикладной деятель­ности, какими органами и организациями, в какой форме использу­ются и могут быть использованы результаты выполненного исследо­вания и рекомендации, высказанные в работе. Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности.

Примеры формулировок практической значимости работы:

- «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста».

- «Разработанная программа социально-психологического тренинга может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем девиантного поведения старшеклассников».

- «Предложена программа (проект) оказания социально-психологической помощи подросткам и их родителям по развитию жизненных смыслов».

Эмпирическая база исследования. Данный пункт содержит информацию о конкретном месте (местах) проведения эмпирического исследования.

Например:

1) «ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Рязань».

2) «Основой опытно-экспериментальной базой исследования явились учителя, проходившие курсы повышения квалификации в Рязанском институте развития образования. Всего в исследовании приняли участие 54 педагога разных образовательных учреждений г. Рязани.

Структура работы. Данный пункт введения содержит информацию о структуре квалификационной работы, обусловленной логикой ее изложения.

Например:

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 48 источниками, и приложений.

Квалификационная работа содержит, как правило, две главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа.


Сейчас читают про: