double arrow

Основные методологические компоненты научного социально-психологического исследования

Квалификационная работа имеет следующую структуру:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основной текст (главы, параграфы);

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложения.

3.1. Титульный лист (лист не нумеруется).

На титульном листе должно быть:

· наименование учебного заведения (университета, факультета \ института, кафедры);

· обозначение характера работы (курсовая \ выпускная квалификационная);

· тема работы;

· фамилия, имя, отчество студента;

· номер учебной группы (только для курсовой работы);

· фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя;

· название города, в котором находится данное учебное заведение,

· год написания работы.

Образец оформления титульного листа дается в настоящих рекомендациях (приложениях 1,2).

3.2. Содержание .

После титульного листа следует содержание. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами без кавычек. В содержании отражаются основные структурные элементы работы: введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы и приложения с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание работы помещалось на одной странице.

Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение 3).

Введение

Во вводной части квалификационной работы обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы.

Объем введения не должен превышать 5 страниц.

Обращаем внимание на то, что введение к квалификационной работе должно содержать следующие подразделы, распо­лагаемые в указанном порядке:

· Актуальность исследования

· Состояние и степень разработанности проблемы

· Объект исследования

· Предмет ис­следования

· Цель и задачи исследования

· Гипотеза исследования

· Теоретико-методологические основы исследова­ния

· Методы и методики исследования

· Теоретическая значимость исследования

· Практическая значимость исследования

· Эмпирическая база исследования

· Структура работы

Подготовка введения требует особого внимания по­тому, что в нем в концентрированной форме представлены основ­ные идеи научной работы.

Актуальность исследования содержит поло­жения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и приклад­ной значимости решения проблемы, исследуемой в работе. Актуальность исследования – это ответ на вопрос о необходимости его проведения.

Актуальность может быть теоретической, то есть обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, то есть вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где студент проводит прикладное исследование. Основными аспектами актуальности социально-психологического или психологического исследования могут быть:

· необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

· потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

· потребность в разработке методов (технологий, проектов), имеющих более широкие возможности (эффективности социально-психологического воздействия, обучения, развития, адаптации, реабилитации и т.д.);

· потребность в разработке социально-психологических или психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования имеющихся знаний.

Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».

Обоснование актуальности не должно занимать более 1 листа введения квалификационной работы.

Обязательно должны присутствовать следующие слова: «актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем ….», или «актуальность работы заключается (или проявляется) в следующем…», или «вопросы, касающиеся того-то и того-то, являются очень актуальными…», либо просто «Актуальность исследования», а потом начало фразы с нового предложения.

После описания актуальности темы можно резюмировать: «актуальность темы исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области», или «этим и обусловлена актуальность темы данного исследования».

Например:

1) Актуальность исследования. Демографическая политика в России направлена на создание благоприятных условий для роста населения, воспитания детей в семье. Предупреждение негативных тенденций формирования личности ребёнка (Т.В. Андреева, В.Б Голофаст,С.В. Дармодехин, Н.А. Коваль, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, В.М. Целуйко и др.).

Решение задач воспитания подрастающего поколения в российском обществе осложняется те, что пока ещё нередкими остаются случаи лишения родителей их прав на воспитание ребёнка, отказ от ребёнка и недобросовестное отношение родителей к своим обязанностям по обучению и воспитанию детей.

Одной из современных тенденций решения проблемы воспитания детей, оставшихся без родительской заботы, является увеличение количества приёмных семей, в которых дети обретают свой «второй дом», получают возможность развиваться в нормальной семейной среде и чувствовать себя полноправными участниками детско-родительских отношений (В.А. Маглыш, Н.М. Тычило, Е.В. Ушакова, И.А.Фурманов, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

В связи со сложившейся ситуацией большое значение приобретают исследования социально-психологических аспектов адаптации детей в приёмных семьях.

2) Актуальность исследования. Происходящие социальные и экономические изменения в российском обществе существенно повышают актуальность и роль руководителя, от компетентности и профессионализма которого зависит не только эффективность деятельности самой организации, но и уровень благосостояния граждан нашего общества (Т.А. Комиссарова, С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева т др.). Это в полной мере относится к личности руководителя коммерческого банка, включая руководителей среднего звена.

Социально-экономическая ситуация выдвигает повышенные требования к профессиональной компетентности руководителей среднего звена коммерческих банков. Компетентность руководителя может считаться достаточной, если он не только адаптируется к ситуации, но и преобразует её, изменяясь и развиваясь с инновационной динамикой.

Повышенные требования к компетентности руководителя среднего звена важны не только для конкретизации задач его профессионального развития, но и в связи с поиском резервов управленческих кадров, организацией профессиональной подготовки и развития молодых лидеров. Следует отметить, что в банковской сфере до сих пор нет чёткого научно обоснованного подхода в подготовке и развитии руководителей среднего звена.

Состояние и степень разработанности проблемы. В этом пунктепроизводится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой темы в литературных источниках, обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по теме исследования. Следует подробно и полно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также очертить существующие, по мнению исследователя, пробелы в рассмотрении темы. Отражается также уровень теоретической раз­работки проблемы, ее новизна.

Например:

Исследование девиантного (отклоняющегося) поведения и в мировой, в отечественной науке имеет богатые традиции.

Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение» Я.И. Гилинский.

Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харе.

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В. Г. Бочаровой, Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, И. А. Двойменного, А. Н. Елизарова, Е. Н. Заборовой, В. А. Лелекова, А. В. Меренкова, В. Д. Москаленко, Г. П. Орлова, Б. С. Павлова, В. Г. Попова, Л. Л. Рыбцовой, Л. Я. Рубиной, В. В. Солодовникова, В. Т. Шапко. Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Кроме того, на современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы профилактики девиантного поведения в принципе (С.А.Храбров, В.Г.Гетманский, О.В.Бакушин, Ю.Н.Дюндик, С.П.Поляков, С.Н.Буранов, К.А.Разуванов, А.М.Каминер и др.); превентивной педагогики (С.А.Беличева, В.Н.Герасимов, Д.В.Колесов, А.Г.Макеева, С.М.Соловьев и др.).

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения. В стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения (В.Д. Менделевич, 2001).

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: