При подготовке к защите ВКР студент составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Планируя выступление, важно предусмотреть, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные пункты:
1. Общий обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.
2. Цель и задачи исследования, его новизна.
3. Общий план исследования, характеристика выборки.
4. Методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры).
5. Процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика).
6. Основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.
7. Выводы.
Каждый из разделов должен быть освещен в выступлении пропорционально его значимости. При этом особое внимание должно быть обращено на наиболее существенную информацию. При подготовке выступления студенту рекомендуется предварительно вслух проговорить выступление, провести его хронометраж, чтобы скорректировать объем доклада. На выступление обычно отводится 8-10 минут.
Типичные ошибки выступления, которых следует избегать студенту-выпускнику:
1) чрезмерно обстоятельно доказывается актуальность исследования;
2) слишком много времени отводится теоретическому обзору проблемы на основе изучения литературы, при этом остается недостаточно времени на описание эмпирического исследования;
3) не остается времени на изложение выводов по проведенной работе.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании Государственной Экзаменационной Комиссии (ГЭК). В состав ГЭК включаются ведущие преподаватели вуза, председателем ГЭК назначается высококвалифицированный специалист в области психологии из внешней организации. На заседание ГЭК приглашаются студенты, преподаватели, специалисты других учреждений.
График и последовательность всех защит составляется и обнародуется заранее. Перед защитой секретарь ГЭК передает ВКР и другие документы ее председателю. После этого студент получает слово для выступления, на которое ему отводится обычно 8 – 10 минут.
Он докладывает основные положения работы, характеризует актуальность темы, теоретические и методологические положения исследования, его результаты, выводы и возможности практического применения. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и положениях, выносимых на защиту. Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представления служит существенным критерием при оценке ВКР членами экзаменационной комиссии.
Для наглядности и убедительности защиты основных положений ВКР студенту рекомендуется использовать иллюстративный материал, представляющий основные графические и цифровые данные, полученные в ходе исследования. Это могут быть рисунки на прозрачной пленке, проецирующиеся на экран, или распечатки таблиц и рисунков в количестве, достаточном для членов экзаменационной комиссии и слушателей, присутствующих на защите. Однако целесообразнее иллюстративный материал представить в виде компьютерной презентации, которая будет сопровождать выступление студента.
После выступления студент отвечает на вопросы членов комиссии и всех присутствующих на защите. Ответы на вопросы должны быть краткими, по существу поставленного вопроса. При ответах он должен проявить компетентность в проблеме, владение материалом работы, что учитывают члены аттестационной комиссии. За достоверность информации и обоснованность выводов работы ответственность несет сам студент.
Далее оглашается отзыв научного руководителя и зачитывается рецензия на работу, подготовленная компетентным специалистом. Научный руководитель и рецензент имеют право лично выступить на защите.
После этого студенту предоставляется слово для ответов на замечания, содержащиеся в рецензии и выступлениях слушателей, присутствующих на защите.
После окончания защиты всех студентов члены ГЭК на закрытом заседании обсуждают результаты защиты ВКР, оценивают их с учетом качества подготовленной работы и процесса защиты. Затем результаты оглашаются в присутствии всех студентов-выпускников и присутствующих.
Защищенные ВКР сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранения в архиве в течение пяти лет.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный УНИВЕРСИТЕТ» Допущена к защите Заведующий кафедрой ________________/ Гераськина М.Г. / (подпись) Выпускная квалификационная (дипломная) работа по специальности «Психология» специализация «Социальная психология» на тему: «Особенности ценностно-смысловой сферы подростков из неблагополучных семей» Студент группы 10/СПО-5-1 Пономарева Ирина Геннадиевна Научный руководитель Гераськина М. Г., зав. кафедрой психологии и общенаучных дисциплин, филиал ОАНО ВО «МПСУ» в г.Рязани, к. псх.н., доц. ___________________________ (подпись, дата) Рязань, 2015 |
Приложение 2
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный УНИВЕРСИТЕТ» Допущена к защите Заведующий кафедрой ________________/ Гераськина М.Г. / (подпись) Курсовая работа направление 030300.62 «Психология» по дисциплине Клиническая психология на тему: «Психофизиология и патология речи» Студент группы 11/34/БПЗ-5-1 Новожеева елена Юрьевна Научный руководитель Глобин В.И. доцент кафедры психологии и общенаучных дисциплин, филиал ОАНО ВО «МПСУ» в г.Рязани, к. мед.н., доц. ___________________________ (подпись, дата) Рязань 2015 г. |
Приложение 3
Образец оформления содержания квалификационной работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования ценностно-смысловой сферы.......................................................................................................................... 7
1.1. Понятие, виды, структура и история изучения ценностно-смысловой сферы 7
1.2. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков из неблагополучных семей........................................................................................................................ 25
1.3. Методы и методики исследования ценностно-смысловой сферы подростков 38
Глава II. Эмпирический анализ ценностно-смысловой сферы.................... 48
2.1. Организация исследования ценностно-смысловой сферы подростков из благополучной и неблагополучной семьи................................................... 48
2.2. Результаты исследования ценностно-смысловой сферы подростков из благополучной и неблагополучной семьи............................................................................. 49
2.3. Рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы подростков 72
Заключение.................................................................................................... 78
Список литературы....................................................................................... 81
Приложения................................................................................................... 88
Приложение 4