Сбор фактического материала и его количественный и качественный анализ

Параллельно с анализом литературы по теме исследования необходимо начать и эмпирическое (экспериментальное) исследование. Для этого в соответствии со схемой эмпирического исследования подбираем методы (методики), наиболее полно соответствующие задачам курсовой работы.

Эмпирическое исследование предполагает определение (измерение) показателей изучаемых явлений, их количественный и качественный анализ.

Экспериментальное исследование, как правило, направлено на установление влияния специально меняющихся условий на показатели психического или личностного развития испытуемых. Чаще проводят естественный формирующий эксперимент, включающий в себя два или больше срезов: сначала определяются показатели развития испытуемых при одних условиях, а затем условия развития специально меняются и делается второй срез данных изучаемого явления, затем устанавливается с помощью математических (статистических) приемов влияние условий на показатели развития испытуемого. Как правило, формирующий эксперимент является лонгитюдным методом, то есть требует достаточно много времени на его проведение.

Меньше времени обычно занимает естественный констатирующий эксперимент, при котором определяются контрольные и экспериментальные группы. В контрольной группе, как правило, оставляют привычные для испытуемых условия развития, а в экспериментальной группе условия специально меняются. Затем определяют показатели изучаемого явления в обеих группах. Если условно считать, что в группах исходные показатели были примерно равными, то различия показателей изучаемого явления в контрольной и экспериментальной группе будут характеризовать в некоторой степени влияние условий на показатели изучаемого явления.

Например, при написании курсовой работы на тему «Влияние стиля педагогического общения учителя на межличностные отношения в классе младших школьников» можно успешно провести естественный констатирующий эксперимент. Для этого необходимо определить стиль педагогического общения учителей, затем выбрать два (три) учителя с разным стилем. Затем в школьных классах, у которых учителя имеют различные стили (отрицательный, ситуативно-нейтральный, положительный), провести социометрию (проксемический тест для изучения межличностных отношений в классе, или цветовой тест изучения межличностных предпочтений в школьном классе). Различия показателей благополучия, оптимальности, сплоченности, «звездности» и «изолированности» в классах, где учителя имеют стили положительный, ситуативно-нейтральный, отрицательный, показывают о влиянии стиля педагогического общения учителя на межличностные отношения в классах младших школьников.

При сборе фактического материала, диагностике, анкетировании, опросе испытуемых необходимо четко соблюдать этические принципы: добровольности конфиденциональности и др. В бланках и сводных таблицах не должны фигурировать полные фамилия и имена испытуемых, эмпирический материал должен быть доступен только тем лицам, которые имеют непосредственное отношение к исследованию и в случае нарушения принципа «Не навреди!» могут быть привлечены к ответственности.

Полученный эмпирический материал систематизируется, обобщается и при необходимости с помощью статистических методов обрабатывается. Для характеристики полученного распределения данных исследования (вариативного ряда) часто используют меры центральной тенденции (среднее арифметическое, мода, медиана. Для определения границ доверительного интервала, определения уровней, а также других различий используются меры изменчивости (размах, дисперсия, квадратическое отклонение и др.), для выявления зависимости, связи часто используют меры связи (линейная и ранговая корреляция), для выявления различий используются меры различий (Хи-квадрат критерий, показатели сопряженности и др.), используются и меры достоверности (критерий Стьюдента и др.) Для решения более сложных задач исследования используются более сложные математические методы – факторный анализ, семантический дифференциал и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: