Параллельно с анализом литературы по теме исследования необходимо начать и эмпирическое (экспериментальное) исследование. Для этого в соответствии со схемой эмпирического исследования подбираем методы (методики), наиболее полно соответствующие задачам курсовой работы.
Эмпирическое исследование предполагает определение (измерение) показателей изучаемых явлений, их количественный и качественный анализ.
Экспериментальное исследование, как правило, направлено на установление влияния специально меняющихся условий на показатели психического или личностного развития испытуемых. Чаще проводят естественный формирующий эксперимент, включающий в себя два или больше срезов: сначала определяются показатели развития испытуемых при одних условиях, а затем условия развития специально меняются и делается второй срез данных изучаемого явления, затем устанавливается с помощью математических (статистических) приемов влияние условий на показатели развития испытуемого. Как правило, формирующий эксперимент является лонгитюдным методом, то есть требует достаточно много времени на его проведение.
|
|
Меньше времени обычно занимает естественный констатирующий эксперимент, при котором определяются контрольные и экспериментальные группы. В контрольной группе, как правило, оставляют привычные для испытуемых условия развития, а в экспериментальной группе условия специально меняются. Затем определяют показатели изучаемого явления в обеих группах. Если условно считать, что в группах исходные показатели были примерно равными, то различия показателей изучаемого явления в контрольной и экспериментальной группе будут характеризовать в некоторой степени влияние условий на показатели изучаемого явления.
Например, при написании курсовой работы на тему «Влияние стиля педагогического общения учителя на межличностные отношения в классе младших школьников» можно успешно провести естественный констатирующий эксперимент. Для этого необходимо определить стиль педагогического общения учителей, затем выбрать два (три) учителя с разным стилем. Затем в школьных классах, у которых учителя имеют различные стили (отрицательный, ситуативно-нейтральный, положительный), провести социометрию (проксемический тест для изучения межличностных отношений в классе, или цветовой тест изучения межличностных предпочтений в школьном классе). Различия показателей благополучия, оптимальности, сплоченности, «звездности» и «изолированности» в классах, где учителя имеют стили положительный, ситуативно-нейтральный, отрицательный, показывают о влиянии стиля педагогического общения учителя на межличностные отношения в классах младших школьников.
|
|
При сборе фактического материала, диагностике, анкетировании, опросе испытуемых необходимо четко соблюдать этические принципы: добровольности конфиденциональности и др. В бланках и сводных таблицах не должны фигурировать полные фамилия и имена испытуемых, эмпирический материал должен быть доступен только тем лицам, которые имеют непосредственное отношение к исследованию и в случае нарушения принципа «Не навреди!» могут быть привлечены к ответственности.
Полученный эмпирический материал систематизируется, обобщается и при необходимости с помощью статистических методов обрабатывается. Для характеристики полученного распределения данных исследования (вариативного ряда) часто используют меры центральной тенденции (среднее арифметическое, мода, медиана. Для определения границ доверительного интервала, определения уровней, а также других различий используются меры изменчивости (размах, дисперсия, квадратическое отклонение и др.), для выявления зависимости, связи часто используют меры связи (линейная и ранговая корреляция), для выявления различий используются меры различий (Хи-квадрат критерий, показатели сопряженности и др.), используются и меры достоверности (критерий Стьюдента и др.) Для решения более сложных задач исследования используются более сложные математические методы – факторный анализ, семантический дифференциал и другие.