Особенности написания курсовой работы по методике преподавания психологии

Целью курсовых работ по методике преподавания психологии является углубление теоретических знаний по предмету, совершенствование навыков применения теории в практической деятельности, формирование элементарных навыков преподавания психологии.

В соответствии с целью можно выделить специфические особенности написания курсовых работ по методике преподавания психологии. Курсовые работы по данному предмету могут быть теоретическими, теоретико-эмпирическими, экспериментальными, по обобщению педагогического опыта и работы по внедрению инноваций в преподавании психологии.

Теоретические работы представляют собой исследования наиболее важных теоретических проблем преподавания психологии, теоретических основ развития личности в процессе преподавания психологии. Структура теоретической работы включает в себя введение, главу, содержащую теорию обсуждаемой проблемы, главу теоретического анализа проблемы с позиции обобщения, систематизации теоретических положений, которые можно будет использовать в практической деятельности преподавателя психологии. Кроме этого, работа содержит заключение, список используемой литературы, и приложения.

Например, курсовая работа на тему: «Функции, структура и содержание учебника И.А.Зимней «Педагогическая психология», позволит студенту проанализировать дидактические возможности данного учебника в обучении педагогической психологии, определить функции учебника, теоретически осмыслить содержание учебника и в результате анализа рекомендовать студентам использовать различные виды самостоятельной работы с содержанием разных разделов книги. Как правило, теоретические работы по методике преподавания психологии являются наиболее трудоемкими,

Теоретико-эмпирические работы представляют собой исследования различных аспектов развития личности обучаемого (школьника или студента) в процессе обучения его психологии. Такого вида работы включают в себя введение, главу, содержащую теоретический анализ проблемы, главу представляющую анализ эмпирических данных исследования проблемы, заключение, список используемой литературы и приложения.

Например, курсовая работа на тему «Влияние личностной вовлеченности студентов содержанием темы «Эмоции и чувства» на показатели их тревожности» позволяет студентам теоретически осмыслить и эмпирически характеризовать возможность влияния содержания обучения психологии на личностное развитие студента. В данной работе во введении излагается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза, описываются предмет, объект, показывается предполагаемая практическая ценность выводов исследования. В первой главе автор работы сможет описать известные специфические принципы обучения психологии, показать возможности использования содержания темы «Эмоции и чувства» на развитие эмоциональной сферы личности обучаемого. Во второй главе автор курсовой работы может проследить динамику показателей тревожности личности испытуемых: сравнить данные показатели различных структурных компонентов тревожности до изучения темы «Эмоции и чувства» и после ее изучения. В заключении автор может обобщить теоретические положения и результаты собственного эмпирического исследования.

Экспериментальные работы по методике преподавания психологии требуют более продолжительного времени для проведения формирующего эксперимента. Такие работы включают в себя введение, первую главу, содержащую теоретический анализ изучаемой проблемы, вторую главу, в которой описывается суть эксперимента и его результаты, делаются выводы по результатам экспериментального исследования.

Например, курсовая работа на тему: «Формирование психологической культуры личности студента в условиях научно-исследовательской лаборатории» позволяет проследить, какие виды научно-исследовательской работы студента влияют на отдельные компоненты психологической культуры.

Курсовые работы по обобщению опыта обучения психологии позволяют формировать у студентов навыки анализа деятельности преподавателя психологии, формулировать теоретические положения, вытекающие из анализа, обобщать их и интерпретировать в виде рекомендаций.

Например, в курсовой работе на тему «Опыт использования активных форм обучения студентов по дисциплине «Психология развития» студент изучает опыт работы, как правило, педагогическую деятельность успешных преподавателей психологии, анализирует и обобщает опыт, формулирует основные положения, вытекающие из опыта, которые могут служить рекомендациями для других преподавателей. Работа может состоять из введения, первой главы, в которой содержится анализ теоретических работ по проблеме использования активных форм обучения психологии, второй главы, включающей анализ и обобщение опыта использования активных форм обучения преподавателями психологии. В заключении работы автор может сформулировать основные выводы на основе обобщения опыта использования активных форм обучения психологии и дать рекомендации.

Наиболее продуктивными в плане профессионального развития студентов являются курсовые работы по внедрению инноваций в преподавании психологии. В таких работах студент занимается не репродуктивной деятельностью, а творит сам. Например, в курсовой работе на тему «Обеспечение мультимедийного сопровождения чтения лекций по теме «Эмоции и чувства» в курсе общей психологии» студент сначала прорабатывает учебный материал по теме, подбирает материал и его систематизирует и затем создает по соответствующей программе макет сопровождения каждой лекции, включающей необходимые тексты, таблицы, схемы, рисунки, контрольные вопросы и др. Такая курсовая, как правило, состоит из введения, главы с теоретическим обоснованием использования инновационных технологий обучения психологии, в общем, и в частности по данной теме. Вторая глава содержит описание содержания и алгоритма подачи учебного материала, описываются таблицы, схемы и рисунки, используемые в сопровождении, кратко излагаются элементарные правила пользования программой. Заключение содержит основные выводы по двум главам. Приложением данной работы служит содержание мультимедийного сопровождения лекций по теме в электронном виде. Содержание на электронном носителе передается на кафедру для пользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: