Определение методологии собственного исследования

Для того, чтобы рационально организовать работу по написанию курсовой работы, целенаправленно работать с литературой, подбирать методы и методики эмпирического исследования, необходимо определить основные методологические характеристики исследования. Во-первых, следует определить цель исследования и цель конкретизировать в задачах; во-вторых, определить предмет и объект исследования и выдвинуть гипотезу собственного исследования; в третьих, определить методы и методики исследовании и методы обработки данных. Если в работе ставится цель установить связь или зависимость между психологическими явлениями, то следует определиться, какая переменная является зависимой, а что является независимой переменной в эмпирических измерениях.

После того, как сформулировали цель, и конкретизировали ее в задачах, на наш взгляд, очень удобно использовать такую схему, с которой вытекает вся логика собственного исследования.

Обратимся к примеру. Например, тема курсовой работы по педагогической психологии «Взаимосвязь тревожности младшего школьника с его школьной успеваемостью». Целью данной работы, может быть – выявить наличие взаимосвязи между тревожностью младших школьников и их школьной успеваемостью. Чтобы точнее определить дальнейшие действия обратимся к следующей таблице. В первом столбике формулируем задачи эмпирического исследования, во втором столбике определим методы, которые позволяют решить данные задачи. В третьем столбике формулируем частные гипотезы, которые позволяют выдвинуть общую гипотезу исследования. В нашем примере, общей гипотезой может быть предположение о том, что дети со средним уровнем тревожности будут более успешными в учебной деятельности. Данная схема позволяет определить предмет исследования - в нашем примере - взаимосвязь между тревожностью младших школьников и их школьной успеваемостью, а объектом исследования является состояние тревожности младшего школьника в процессе обучения в школе.

Таблица 1. Схема проведения эмпирического исследования.

Задачи Методы Ожидаемые результаты
1. Выявить уровень тревожности младших школьников Тест Филипса Выявим уровень тревожности младших школьников
2. Определить школьную успеваемость испытуемых Анализ документов (классных журналов) Определим успеваемость испытуемых
3. Выявить наличие взаимосвязи между тревожностью школьников и их успеваемостью Хи-квадрат критерий и коэффициент Фишера Выявим наличие взаимосвязи на статистическом уровне между тревожностью испытуемых и их школьной успеваемостью

Приведенная схема позволяет более четко структурировать курсовую работу. Задачи позволяют определить содержание теоретической и эмпирической глав курсовой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: