Трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и духовными способностями, знаниями и навыками для работы.
Трудоспособным возрастом считается для мужчин 16-59 лет, для женщин 16-54 года (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп).
Трудовые ресурсы – это главный ресурс организации, от эффективности использования которого зависят конечные результаты работы.
Трудовые ресурсы торговой организации – это численность работников, состоящих в списочном составе, и обладающих физическими и духовными способностями, профессиональными знаниями и навыками для работы в организациях, осуществляющих торговую деятельность. Т.е. это работники организации, занятые на постоянной, сезонной и временной (более одного дня) работе.
Классификация трудовых ресурсов организации:
1) по функциональному составу:
1. Аппарат управления и специалисты, т. е. работники, выполняющие функции управления (директор, заведующий объектом торговли, экономисты, менеджеры, бухгалтеры, товароведы).
|
|
2. Торгово-оперативный персонал – работники, занятые непосредственно обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры).
3. Вспомогательный персонал – работники, обслуживающие процесс продажи товаров (грузчики, фасовщики, уборщицы).
2) по профессиональному составу – по профессиям или специальностям, т. е. имеющих специальную подготовку для выполнения определенной работы.
3) по квалификационному составу – по степени наличия у них знаний и умений для выполнения определенной работы в рамках одной профессии (специальности). Например, продавцы, контролеры-кассиры – с 4-го по 6-й, продавец-консультант – 7-й.
Работники торговли выполняют функции:
- продолжение и завершение процессов производства в сфере обращения (транспортировка, фасовка, упаковка, хранение товаров и др.);
- смену форм стоимости (купля-продажа, ведение учета и отчетности, обслуживание покупателей, рекламирование товаров, изучение спроса и рынков сбыта и др.).
В отличие от других отраслей в торговле большой удельный вес занимают затраты живого труда. Эта связано, с одной стороны, с характером торговых операций купли-продажи товаров, с другой – высокой долей в составе торговой сети небольших по размеру торговых объектов, в которых ограничены возможности механизации труда.
Многие элементы процесса торгового обслуживания не поддаются механизации, что обусловливает в составе трудовых ресурсов достаточно высокий удельный вес работников, выполняющих функции торгового обслуживания (продавцы, контролеры, кассиры, консультанты и др.). Этой же особенностью обусловлен и высокий удельный вес женщин в составе тру-довых ресурсов организации. Он достигает во многих магазинах 76-80%.