К внешним факторам относятся:
- степень насыщенности рынка товарной массой: увеличение степени насыщенности приводит к снижению уровня цен, что ведет к уменьшению темпов роста чистого дохода при наращивании объемов реализации товаров;
- денежные доходы населения
- уровень цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материальные ресурсы: рост или снижение цен и тарифов вызывает увеличение или снижение как выручки, так и дохода от реализации;
- ценовая, налоговая и денежно-кредитная политики, проводимые государством и регионом: их основные направления определяются законодательными и нормативными правовыми актами.
- нормы торговых надбавок (скидок): с увеличением и или уменьшением их размеров пропорционально изменяется сумма доходов от реализации, и как следствие, их уровень;
- нормативы или ставки отчислений от доходов: здесь имеет место обратная зависимость дохода, остающегося в распоряжении торговой организации, от роста (снижения) их норм;
Внутренние факторы включают факторы прямого и косвенного влияния. К первой группе относятся:
- объем т/о: чем больше объем т/о, тем больше сумма дохода от реализации за счет реализации большей товарной массы;
- состав и ассортиментная структура т/о: может вызывать и уменьшение, и увеличение суммы и уровня дохода от реализации товаров, что определяется изменением соотношения в общем объеме реализации товаров с более высокой и низкой торговой надбавкой;
- уровень цен закупки товаров;
- экономическая обоснованность норм т/н: самостоятельность в установлении торговых надбавок (наценок) в современных условиях требует от торговых организаций, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить цены на конкурентоспособном уровне;
- звенность товародвижения: если увеличивается доля поставки товаров через оптово-посреднические звенья, то это приводит к уменьшению суммы дохода и снижению его уровня, поэтому целесообразно использовать поставки товаров по прямым связям;
- выбор поставщика и условия поставки товаров: правильный выбор поставщика определяет приемлемые цену поставки товаров, форму оплаты, обеспечивает гарантированную частоту и комплектность поставок, долю фасованных товаров, размеры уценки, переоценки и товарных потерь, тем самым способствуя стабильности и доходности работы торговой организации.
Вторая группа факторов включает:
- товарооборачиваемость, методы продажи товаров, производительность труда, издержкоемкость. Эти факторы влияют на объем товарооборота, а через него – и на величину доходов.
- количество и качество предоставляемых дополнительных услуг при продаже товаров,
- организация торгово-технологических процессов, использование достижений маркетинга и НТП