Оценка рентабельности, распределения и использования прибыли

Оценка рентабельности функционирования торговой организации производится путем расчета темпов и размеров изменения показателей рентабельности за ряд лет. Показатели рентабельности будут увеличиваться в том случае, если прибыль будет расти более быстрыми темпами, чем другие показатели результатов деятельности, объемов деятельности, ресурсов и затрат. Для такой оценки используются следующие соотношения:

Тпч > Тп;

Тпт > Твд > Тт > Тэр > Тр > Тч,

где Тпч – темп роста чистой прибыли, %;

Тп – темп роста прибыли до налогообложения, %;

Тпт – темп роста прибыли от реализации в торговле, %;

Твд – темп роста валового дохода от реализации, %;

Тт – темп роста товарооборота, %;

Тэр – темп роста экономических ресурсов, %;

Тр – темп роста расходов по реализации товаров, %;

Тч – темп роста численности работников, %.

Для углубления этого этапа анализа также возможен расчет факторов, влияющих на отдельные показатели рентабельности.

Показатели рентабельности экономических ресурсов

где Рок – рентабельность оборотного капитала, %;

Пт – прибыль от реализации в торговле, млн р.;

Т – товарооборот, млн р.;

ОСт – стоимость оборотных средств торговли, млн р.;

Оос – оборачиваемость оборотных средств, раз;

Росн к – рентабельность основного капитала, %;

ОФт – стоимость основных средств торговли, млн р.;

Рт – рентабельность товарооборота (продаж), %;

ФО – фондоотдача, р.;

ФЗП – фонд заработной платы работников торговли, млн р.;

Ртр – рентабельность трудовых ресурсов, %;

ТО – трудоотдача, р.

Влияние вышеуказанных факторов производится методом цепной подстановки.

Оценка распределения и использования прибыли идет при помощи следующих показателей:

· удельного веса платежей в бюджет в составе прибыли и его изменения в динамике;

· доли чистой прибыли в прибыли до налогообложения и изменения этой доли в динамике;

· удельных весов фондов накопления, потребления и других фондов в составе чистой прибыли и изменения этих удельных весов
в динамике.

Оценка прибыли и рентабельности по структурным подразделениям торговой организации (торговым объектам) идет при помощи следующих показателей:

· степени выполнения плана прибыли по каждому структурному подразделению (торговому объекту);

· рентабельности, размеров ее отклонения и темпов изменения по каждому структурному подразделению (торговому объекту) торговой организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: