Оценка рентабельности функционирования торговой организации производится путем расчета темпов и размеров изменения показателей рентабельности за ряд лет. Показатели рентабельности будут увеличиваться в том случае, если прибыль будет расти более быстрыми темпами, чем другие показатели результатов деятельности, объемов деятельности, ресурсов и затрат. Для такой оценки используются следующие соотношения:
Тпч > Тп;
Тпт > Твд > Тт > Тэр > Тр > Тч,
где Тпч – темп роста чистой прибыли, %;
Тп – темп роста прибыли до налогообложения, %;
Тпт – темп роста прибыли от реализации в торговле, %;
Твд – темп роста валового дохода от реализации, %;
Тт – темп роста товарооборота, %;
Тэр – темп роста экономических ресурсов, %;
Тр – темп роста расходов по реализации товаров, %;
Тч – темп роста численности работников, %.
Для углубления этого этапа анализа также возможен расчет факторов, влияющих на отдельные показатели рентабельности.
Показатели рентабельности экономических ресурсов
|
|
где Рок – рентабельность оборотного капитала, %;
Пт – прибыль от реализации в торговле, млн р.;
Т – товарооборот, млн р.;
ОСт – стоимость оборотных средств торговли, млн р.;
Оос – оборачиваемость оборотных средств, раз;
Росн к – рентабельность основного капитала, %;
ОФт – стоимость основных средств торговли, млн р.;
Рт – рентабельность товарооборота (продаж), %;
ФО – фондоотдача, р.;
ФЗП – фонд заработной платы работников торговли, млн р.;
Ртр – рентабельность трудовых ресурсов, %;
ТО – трудоотдача, р.
Влияние вышеуказанных факторов производится методом цепной подстановки.
Оценка распределения и использования прибыли идет при помощи следующих показателей:
· удельного веса платежей в бюджет в составе прибыли и его изменения в динамике;
· доли чистой прибыли в прибыли до налогообложения и изменения этой доли в динамике;
· удельных весов фондов накопления, потребления и других фондов в составе чистой прибыли и изменения этих удельных весов
в динамике.
Оценка прибыли и рентабельности по структурным подразделениям торговой организации (торговым объектам) идет при помощи следующих показателей:
· степени выполнения плана прибыли по каждому структурному подразделению (торговому объекту);
· рентабельности, размеров ее отклонения и темпов изменения по каждому структурному подразделению (торговому объекту) торговой организации.