Вопрос 46. Методические подходы к анализу прибыли и рентабельности

Цель анализа прибыли – выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности в отчетном периоде и определение направлений достижения этих резервов.

Информационная база:

1. Бизнес-план организации.

2. Бухгалтерская отчетность:

· баланс организации (форма № 1);

· Отчет о прибылях и убытках;

· Отчет об изменении капитала;

· Отчет о расходах, доходах и финансовых результатах от реализации товаров (форма бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации).

3. Статистическая отчетность:

· Отчет о розничном товарообороте и запасах товаров (форма
№ 12-торг (товарооборот));

· Отчет о розничной торговле (форма № 1-торг (розница));

· Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)
(форма № 4-ф (затраты));

· Отчет о финансовых результатах (форма № 12-Ф (прибыль));

· Отчет по труду (форма № 12-Т (торг));

· Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов (форма № 1-ф (ОС));

4. Среднерыночные (отраслевые) показатели рентабельности.

Анализ прибыли организаций торговли осуществляется в определенной последовательности согласно следующим этапам:

1. Оценка структуры, выполнения плана и динамики видов прибыли.

2. Оценка влияния факторов на изменение прибыли.

4. Изучение распределения и использования прибыли.

5. Оценка прибыли и рентабельности по структурным подразделениям торговой организации (торговым объектам).

6. Определение резервов роста прибыли от торговой деятельности и других видов прибыли.

7. Разработка направлений повышения рентабельности торговой организации.


Оценка структуры, выполнения плана и динамики прибыли

1. Удельные веса в прибыли до налогообложения, прибыли от текущей деятельности и прибыли от инвестиционной, финансовой и иной деятельности и их изменения.

2. Абсолютное отклонение фактической суммы прибыли за отчетный период от плановой. В отличие от расходов на реализацию товаров и валового дохода от реализации прибыль анализируется только по абсолютному отклонению, так как организацию интересует абсолютный рост прибыли.

3. Абсолютное отклонение фактической суммы прибыли от реализации по отраслям деятельности от плановой.

4. Абсолютное отклонение фактической суммы прибыли по финансовой и инвестиционной деятельности от плана (если эти виды прибыли планируются).

5. Процент выполнения плана прибыли от реализации, реализации в торговле и прибыли в целом.

6. Структура плановой и фактической прибыли и ее изменение.

7. Структура плановой и фактической прибыли от реализации по отраслям и ее изменение.

Оценка динамики прибыли проводится при помощи следующих показателей:

· цепных и базисных темпов роста видов прибыли;

· цепных и базисных темпов прироста видов прибыли;

· значения 1% прироста прибыли;

· структуры прибыли и ее изменения за ряд лет;

· структуры прибыли от реализации и ее изменения за ряд лет.

Если организация в отчетном году сработала с убытком, то темп снижения прибыли рассчитывается по формуле

где Тс – темп снижения прибыли, %;

У 1 – сумма убытка отчетного года по модулю, млн р.;

П 0 – сумма прибыли предыдущего года, млн р.

В данном случае значение темпа изменения прибыли следует обозначить знаком минуса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: