Вопрос 48. Резервы увеличения прибыли

Факторный анализ рентабельности путем введения факторов второго порядка в следующую формулу рентабельности продаж:

где Рт – рентабельность продаж, %;

П – прибыль от реализации в торговле, млн р.;

Т – товарооборот, млн р.;

ВДр – валовые доходы от реализации, млн р.;

Рр – расходы на реализацию товаров, млн р.;

Ру – управленческие расходы, млн р.;

Тфиз – физический объем товарооборота, млн р.;

Уц – индекс цен.

Влияние факторов рассчитывается по следующим формулам:

D Рт = Р 1Р 0;

D ВД = Р 1Р 0;

D Рр = Р IIР I;

D Ру = Р IIIР II;

D Тфиз = Р IVР III;

D Уц = Р VР IV.

Резервами роста прибыли являются:

· упущенные возможности снижения расходов на реализацию в отчетном году и других расходов;

· упущенные возможности роста валового дохода от реализации и других доходов;

· сумма недополучения прибыли в результате невыполнения плана прибыли по структурным подразделениям (торговым объектам);

· сумма недополучения прибыли в результате убыточной работы отдельных структурных подразделений;

· возможности роста прибыли за счет изучения опыта работы однотипных организаций (торговых объектов) c более высоким уровнем рентабельности;

· упущенные возможности роста прибыли за счет достижения наибольшей доли рынка, занимаемой организацией в регионе;

· суммы отрицательного воздействия других факторов на прибыль торговой организации.

Завершающим этапом анализа прибыли является разработка направлений роста рентабельности торговой организации по достижению неиспользованных резервов ее роста. Наиболее общими из них являются следующие:

· увеличение физического объема розничного товарооборота;

· увеличение доли непродовольственных товаров с учетом глубокого изучения структуры спроса на эти товары;

· рост доли собственных средств в оплате товаров;

· внедрение инновационных форм и методов продаж;

· совершенствование уровня планово-аналитической работы;

· повышение эффективности коммерческой деятельности по закупке и реализации товаров, своевременное взыскание с поставщиков штрафных санкций;

· соблюдение режима экономии ресурсов и усиление экономической заинтересованности работников в этой экономии.


Вопрос 49. Организация планирования прибыли

Цель планирования прибыли - определение экономического обоснования ее размера с учетом упущенных резервов ее роста в предшествующем периоде.

Исходная информация:

· результаты анализа хозяйственно-финансовой деятельности за предшествующие годы;

· ожидаемые данные о товарообороте, доходах, расходах на реализацию товаров в текущем году;

· планы расходов на реализацию товаров и валовых доходов от реализации.

Основное место в планировании прибыли занимает расчет прибыли от реализации по ее составляющим (прибыли от торговли, прибыли других отраслей деятельности).

Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности является видом прибыли, не подлежащей точному расчету на перспективу.

Методы и приемы:

· прямой счет;

· определение прибыли на основании минимальной рентабельности;

· определение прибыли исходя из потребности в финансовых ресурсах для развития организации;

· метод скользящей средней;

· экономико-математическое моделирование.

Метод прямого счета основан на расчете плана прибыли от реализации исходя из плановых величин доходов и расходов на реализацию товаров.:

Пп = ВДпРп – Ру,

где Пп – план прибыли от реализации в торговле, млн р.;

ВДп – план валового дохода от реализации, млн р.;

Рп – план расходов на реализацию товаров, млн р.;

Ру – план управленческих расходов, млн р.

На основании минимальной рентабельности планируется минимальная прибыль до налогообложения (П min чист):

,

где Кп – сумма собственных средств в плановом году, млн р.;

Р min – минимальная рентабельность (не менее годовой ставки банковского процента по депозиту), %;

Дн – доля налогов и платежей в прибыли отчетного года, %.

Исходя из потребности в финансовых ресурсах прибыль за отчетный период (до налогообложения) планируется по следующей методике:

1. Исходя из бизнес-плана определяются суммы средств, направляемые на следующие цели:

· финансирование инвестиций (строительство, модернизация), рассчитываемое по формуле

Пкв = ПоквАДс,

где Пкв – потребность в инвестициях из прибыли, млн р.;

Покв – общая потребность в инвестициях на планируемый год, млн р.;

А – амортизационные отчисления (плановые), млн р.;

Дс – долгосрочные ссуды банка в плановом году, млн р.;

· пополнение собственного оборотного капитала, вычисляемого следующим образом:

где Псос – потребность торговой организации в собственных оборотных средствах в плановом году, млн р.;

Посос – общая потребность в оборотных средствах, млн р.;

Ду – доля собственных оборотных средств в оплате товаров, %;

· материальную поддержку и социальное развитие работников (приобретение путевок, оплата проезда, питания, строительство жилья и другие нужды);

· финансирование других мероприятий (благотворительный, резервный и другие фонды);

· выплату дивидендов, отчисления вышестоящим организациям.

2. плановая прибыль до налогообложения (Пп) определяется:

где Пчп – плановая чистая прибыль, млн р.;

Дпб – доля налогов из прибыли за отчетный период, %.

По методу скользящей средней можно спланировать как прибыль от реализации в торговле, так и прибыль в целом по организации.

За предшествующие пять лет берется уровень рентабельности продаж или уровень итоговой рентабельности торговой и рассчитываются средние величины отрезков динамического ряда. Затем определяется средний прирост уровня рентабельности. Плановый уровень рентабельности рассчитывается:

Пр = ,

где Пр – плановая рентабельность, %;

– средняя величина рентабельности последней части динамического ряда, %;

– среднегодовой размер прироста рентабельности.

Плановая сумма прибыли рассчитывается как произведение плановой рентабельности и товарооборота, деленное на 100.

При расчете всей прибыли по этому методу необходимо брать валовую выручку организации.

Экономико-математическое моделирование - прибыль планируется на основании корреляционно-регрессионной зависимости между прибылью и факторами, ее определяющими. Этот метод возможен при наличии соответствующего программного обеспечения.

Проверка плана прибыли осуществляется путем сопоставления плановых темпов роста следующих показателей:

ТПтп > ТПп > ТВДп > ТТп > ТРп,

где ТПтп – плановый темп роста прибыли от реализации, %;

ТПп – плановый темп роста прибыли до налогообложения, %;

ТВДп – плановый темп роста валового дохода от реализации, %;

ТТп – плановый темп роста товарооборота, %;

ТРп – плановый темп роста расходов на реализацию товаров с учетом управленческих расходов, %.

На завершающем этапе планирования прибыли производится ее распределение по периодам года исходя из удельного веса прибыли предшествующего года по кварталам и месяцам, а также по объектам торговой сети.
Вопрос 50. Эффект и эффективность

Под эффектом понимается результат производственной деятельности, инвестиций и т.п. Эффективность характеризует соотношение эффекта и затрат на его получение.

В качестве экономического эффекта торговой деятельности используются ряд показателей, основными из которых являются товарооборот, валовой доход от реализации, чистая продукция и прибыль

По характеру проявления эффективность торговли бывает экономической, социальной и социально-экономической.

Экономическая эффективность – это экономическая категория, отражающая уровень достижения определенного экономического эффекта торговой деятельности (объема продаж, доходов, прибыли и др.) от использования собственных и привлеченных ресурсов.

Социальный эффект может быть как внешним, так и внутренним. Внешний – это эффект, получаемый населением от торговли (эффект обслуживания). Эффект, связанный с улучшением условий и характера труда, жизни и быта самих работников торговли, представляет ее внутренний социальный эффект.

Социальная эффективность функционирования торговой организации – это экономическая категория, отражающая уровень достижения организацией определенного социального эффекта (удовлетворенного спроса, экономии затрат потребителей, повышения уровня жизни персонала и др.) от использования собственных и привлеченных ресурсов.

Таким образом, социально-экономическая эффективность функционирования торговой организации – это экономическая категория, которая характеризует уровень и качество удовлетворения спроса населения, жизни и быта работников, решения социальных задач общества, а также уровень прибыльности и доходности от оптимального использования экономических ресурсов.

Критерии эффективности организаций торговли выражаются коэф-фициентом, отражающим соотношение результатов деятельности к ресурсам или затратам, идущим на их достижение.

Критерий экономической эффективности организации торговли вообще – максимальное получение выручки, доходов и прибыли при оптимальном использовании ресурсов, тогда как для организации кооперативной торговли таким критерием может стать оптимальное соотношение между полученной прибылью и использованными ресурсами.

Критерий социальной эффективности функционирования торговой организации – достижение максимального результата по удовлетворению спроса потребителей при качественном их обслуживании и минимальных затратах, по улучшению уровня жизни и условий труда персонала, решению социальных задач общества при оптимальном использовании ресурсов.

Критерий социально-экономической эффективности организации торговли – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей по объему и структуре с учетом надлежащего качества их обслуживания и минимальных затратах при максимально выгодном (прибыльном, доходном) и оптимальном использовании ресурсов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: