1. Докажите, что в начале XX века Россия продвинулась по пути модернизации своей политической системы.
2. Докажите, что в начале XX века Россия продвинулась по пути модернизации экономики.
3. Сравните особенности формирования политических партий в Западной Европе и России по выбранным вами критериям. Объясните причины различий по каждому из критериев.
4. Сравните партийный состав I и II Государственных дум. Установите причины и сделайте выводы.
5. Сравните партийный состав I, II и III, IV Государственных дум. Установите причины и сделайте выводы.
6. Заполните таблицу.
Программные положения | Монархисты | Октябристы | Кадеты | Эсеры | РСДРП |
По вопросу о политической системе России | |||||
По аграрному вопросу | |||||
По рабочему вопросу | |||||
По национальному вопросу |
7. Заполните таблицу.
Критерии сравнения | Монархисты | Октябристы | Кадеты | Эсеры | РСДРП |
Идейно-политическая ориентация | |||||
Методы политической борьбы | |||||
Социальная база | |||||
Особенности партийной структуры |
8. Сравните программно-тактические положения меньшевиков и большевиков по выбранным вами критериям. Объясните причины различия этих внутрипартийных позиций.
|
|
9. Сравните программу «Прогрессивного блока» и программные положения партий входящих в него. Сделайте вывод.
Проблемные методы.
Деловая игра.
«Предвыборная компания в III Государственную думу».
1) Студенты разделяются на группы 1) монархисты, 2) октябристы, 3) кадеты, 4) эсеры, 5) РСДРП, 6) избиратели – рабочие, 7) избиратели-крестьяне, 8) избиратели – землевладельцы, 8) избиратели – буржуа, 9) избиратели – служащие и городская интеллигенция. Каждая группа избирателей по численности должна пропорционально соответствовать закону 3 июня 1907 г.
2) Каждая группа получает в качестве источников программы всех основных политических партий России.
3) Каждая «партийная группа» подготовляет свой вариант предвыборной агитационной речи и листовки с лозунгами
4) Каждая из «групп избирателей» высказывает cвое отношение к предвыборной программе каждой из партий и «голосует» за них.
5) Подводится итог и делается вывод о степени соответствия третьеиюньской политической системы интересам гражданского общества.
Практическое занятие № 7.
Тема:
Форсированная модернизация 1930-х гг.
План.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия.
|
|
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества.
Вопросы.
1. Какие модернизационные задачи стояли перед Россией накануне первой мировой войны? Как и насколько успешно они решались?
2. Какие изменения произошли в мировой капиталистической экономике в 1920-30 гг.?
3. В чем состояли причины введения Нэпа и его сущность.
4. Каковы итоги и причины (политические, социальные, экономические) свёртывания Нэпа?
5. Каковы причины и цели «модернизации 1930-х гг.» в СССР? Почему она приняла форсированный характер? Как модернизация соотносилась с доктриной построения социализма в СССР?
6. Каковы предпосылки и источники средств, для проведения политики «индустриализации»?
7. Каковы темпы и методы проведения политики индустриализации? Как они взаимосвязаны?
8. Каковы итоги политики «индустриализации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?
9. Каковы причины проведения политики коллективизации в СССР? В чем состояла её сущность?
10. Каковы темпы и методы проведения политики коллективизации? Как они взаимосвязаны?
11. Каковы были экономические и социальные последствия политики коллективизации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?
12. В чем состояла сущность политической борьбы в руководстве правящей партии в 1920-е гг.? Какие методы борьбы и почему использовались и преобладали в ней? Кто и почему одержал в ней победу?
13. Как и почему формирование политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. было связано с проведением «форсированной модернизации 1930- гг.»?
14. Назовите главные черты политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. и подтвердите их наличие конкретными примерами и фактами.
15. Кто и почему стал объектом массовых репрессий в 1930-е гг.? Каково было теоретическое обоснование массовых репрессий? Каков был их механизм? Как и насколько репрессии были связаны с «форсированной модернизацией 1930-х гг.»?
16. В чём состояли цели «культурной революции», произошедшей в СССР в 1930-е гг.? Каковы были её основные направления?
17. Каковы были итоги политики партии в области культуры, образования, науки и искусства? Как они соотносились с целью «построения социализма» и объективной необходимостью модернизации стоящей перед СССР?
18. Каковы сильные и слабые стороны тоталитарных режимов?
19. Обрисуйте основные положения дискуссии о сущности тоталитаризма в современной историографии? Аргументируйте свою точку зрения на этот вопрос.
Понятия
Модернизация, аграрно-индустриальное и индустриально-аграрное общества, сталинская (форсированная) модернизация 1930-х гг., коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, тоталитаризм, Нэп, социализм.
Хронологическая таблица
Дата | События | Содержание |
Декабрь, 1925 | ||
Декабрь, 1927 | ||
1928-1933 | ||
1933-1937 | ||