Практическое задание

1. Докажите, что в начале XX века Россия продвинулась по пути модернизации своей политической системы.

2. Докажите, что в начале XX века Россия продвинулась по пути модернизации экономики.

3. Сравните особенности формирования политических партий в Западной Европе и России по выбранным вами критериям. Объясните причины различий по каждому из критериев.

4. Сравните партийный состав I и II Государственных дум. Установите причины и сделайте выводы.

5. Сравните партийный состав I, II и III, IV Государственных дум. Установите причины и сделайте выводы.

6. Заполните таблицу.

Программные положения Монархисты Октябристы Кадеты Эсеры РСДРП
По вопросу о политической системе России          
По аграрному вопросу          
По рабочему вопросу          
По национальному вопросу          

7. Заполните таблицу.

Критерии сравнения Монархисты Октябристы Кадеты Эсеры РСДРП
Идейно-политическая ориентация          
Методы политической борьбы          
Социальная база          
Особенности партийной структуры          

8. Сравните программно-тактические положения меньшевиков и большевиков по выбранным вами критериям. Объясните причины различия этих внутрипартийных позиций.

9. Сравните программу «Прогрессивного блока» и программные положения партий входящих в него. Сделайте вывод.

Проблемные методы.

Деловая игра.

«Предвыборная компания в III Государственную думу».

1) Студенты разделяются на группы 1) монархисты, 2) октябристы, 3) кадеты, 4) эсеры, 5) РСДРП, 6) избиратели – рабочие, 7) избиратели-крестьяне, 8) избиратели – землевладельцы, 8) избиратели – буржуа, 9) избиратели – служащие и городская интеллигенция. Каждая группа избирателей по численности должна пропорционально соответствовать закону 3 июня 1907 г.

2) Каждая группа получает в качестве источников программы всех основных политических партий России.

3) Каждая «партийная группа» подготовляет свой вариант предвыборной агитационной речи и листовки с лозунгами

4) Каждая из «групп избирателей» высказывает cвое отношение к предвыборной программе каждой из партий и «голосует» за них.

5) Подводится итог и делается вывод о степени соответствия третьеиюньской политической системы интересам гражданского общества.

Практическое занятие № 7.

Тема:

Форсированная модернизация 1930-х гг.

План.

Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия.

Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Политическая система советского общества.

Вопросы.

1. Какие модернизационные задачи стояли перед Россией накануне первой мировой войны? Как и насколько успешно они решались?

2. Какие изменения произошли в мировой капиталистической экономике в 1920-30 гг.?

3. В чем состояли причины введения Нэпа и его сущность.

4. Каковы итоги и причины (политические, социальные, экономические) свёртывания Нэпа?

5. Каковы причины и цели «модернизации 1930-х гг.» в СССР? Почему она приняла форсированный характер? Как модернизация соотносилась с доктриной построения социализма в СССР?

6. Каковы предпосылки и источники средств, для проведения политики «индустриализации»?

7. Каковы темпы и методы проведения политики индустриализации? Как они взаимосвязаны?

8. Каковы итоги политики «индустриализации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?

9. Каковы причины проведения политики коллективизации в СССР? В чем состояла её сущность?

10. Каковы темпы и методы проведения политики коллективизации? Как они взаимосвязаны?

11. Каковы были экономические и социальные последствия политики коллективизации? Как они соотносились с поставленными перед ней советским руководством целями? Как они сказались на дальнейшем экономическом и политическом развитии СССР?

12. В чем состояла сущность политической борьбы в руководстве правящей партии в 1920-е гг.? Какие методы борьбы и почему использовались и преобладали в ней? Кто и почему одержал в ней победу?

13. Как и почему формирование политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. было связано с проведением «форсированной модернизации 1930- гг.»?

14. Назовите главные черты политического режима сложившегося в СССР в 1930-е гг. и подтвердите их наличие конкретными примерами и фактами.

15. Кто и почему стал объектом массовых репрессий в 1930-е гг.? Каково было теоретическое обоснование массовых репрессий? Каков был их механизм? Как и насколько репрессии были связаны с «форсированной модернизацией 1930-х гг.»?

16. В чём состояли цели «культурной революции», произошедшей в СССР в 1930-е гг.? Каковы были её основные направления?

17. Каковы были итоги политики партии в области культуры, образования, науки и искусства? Как они соотносились с целью «построения социализма» и объективной необходимостью модернизации стоящей перед СССР?

18. Каковы сильные и слабые стороны тоталитарных режимов?

19. Обрисуйте основные положения дискуссии о сущности тоталитаризма в современной историографии? Аргументируйте свою точку зрения на этот вопрос.

Понятия

Модернизация, аграрно-индустриальное и индустриально-аграрное общества, сталинская (форсированная) модернизация 1930-х гг., коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, тоталитаризм, Нэп, социализм.

Хронологическая таблица

Дата События Содержание
     
Декабрь, 1925    
Декабрь, 1927    
     
1928-1933    
1933-1937    
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: