1. Сравните политику военного коммунизма и Нэпа по выбранным вами самостоятельно критериям.
2. Заполните таблицу. Сделайте вывод о соотношении итогов Нэпа и модернизационных задач стоящих перед страной в 1920 – е гг.
Итоги Нэпа
Основные причины перехода к Нэпу | Итоги Нэпа | Модернизационные задачи стоящие перед Россией |
В политической сфере | ||
В сельском хозяйстве | ||
В промышленности, | ||
В социальной сфере | ||
В сфере культуры, образования, науки |
3..Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии в методах и результатах решения задач модернизации в дореволюционной и советской России и их причинах
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Методы и результаты их решения в 1907-1914 г. | Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. |
В политической сфере | ||
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В сфере культуры, образования и науки |
4. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии изменений в жизни двух типов западных стран в 1930-х гг. и их причинах.
Изменения | Страны «органической модернизации» | Страны «ускоренной модернизации» |
Политические | ||
Социальные | ||
Экономические | ||
Идеологические |
5. Сравните марксистскую доктрину социализма, сталинскую теорию построения социализма в СССР и задачу построения основ индустриального общества стоявшую перед нашим Отечеством. Что межу ними общего и что различного?
6. Сравните переход к индустриальной экономике в СССР и странах Запада. Какие трудности стояли в связи с этим перед СССР в процессе построения своей индустриальной базы?
7. Сравните планы индустриализации «правой оппозиции» и сталинского руководства, выдвигавшиеся ими на рубеже 1920-1930-х гг. В чём состояли их сходство и различия? Почему сталинский план одержал победу?
8. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различиях в методах и результатах решения задач модернизации советского государства в период Нэпа и в период форсированной модернизации 1930-х гг. и их причинах.
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. | Методы и результаты их решения в 1929-1939 гг. |
В политической сфере | ||
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В сфере культуры, образования и науки |
9. Заполните таблицу.
Модернизационные задачи стоящие перед Россией | Положительные итоги форсированной модернизации 1930-х гг. | Отрицательные итоги и издержки форсированной модернизации 1930-х гг. |
В социальной сфере | ||
В аграрном секторе экономики | ||
В промышленном секторе экономики | ||
В торгово-финансовой сфере | ||
В сфере культуры, образования и науки |
10. Докажите, что в СССР к концу 1930-х гг. было построено индустриальное общество.
11. Сравните индустриальное общество в странах «органического типа модернизации» и в СССР. Каковы причины различий?
12. Сравните проведение модернизации в России в XVIII − начале XX вв. и в 1930-е гг. Что общего и что различного вы находите в методах, задачах и целях этих вариантов модернизации. Как вы думаете, какой из этих вариантов модернизации был предпочтительнее? Почему?
13. Докажите, что политическая система сложившаяся в СССР в 1930-е гг. является разновидностью тоталитарного режима.
14. Сравните фашистские тоталитарные режимы и тоталитарный режим, сложившийся в СССР в 1930-е гг. в отношении: причин появления, идеологии, целей стоящих перед ними, а так же методов их реализации. Сделайте вывод.
15. Заполните таблицу и ответьте на вопрос: что такое «тоталитарная демократия» и в чём состоят её отрицательные и положительные стороны?
Основные положения Конституции СССР 1936 г. | Реальная правоприменительная практика | |
Права и свободы граждан | ||
Избирательное право | ||
Суверенитет союзных республик | ||
Разделение властей | ||
Верховенство закона |
Проблемные методы.
Ролевая игра
«Сталинская модернизация 30-х гг.: достижения, неудачи, возможность альтернативы».
Студенты делятся на несколько групп:
1) «Суд». Суду предоставляются документы, отражающую точку зрения «правой оппозиции» и сталинского руководства на источники, цели, методы и формы индустриализации.
2) «Свидетели обвинения». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий достижения сталинской модернизации и обрисовывающий её неудачи.
3) «Свидетели защиты». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий планы правой оппозиции и ставящий под сомнение возможность проведения успешной модернизации СССР предлагаемыми ими методами.
4) «Присяжные заседатели». Их задача знать в целом историческую ситуацию и определить степень реальности, успешности нравственной правоты авторов обоих планов построения в России основ индустриального общества.
5) «Наши современники». Их задача внимательно слушать ход процесса. Им разрешено дополнять, задавать вопросы, участвовать в неигровых спорах.
Сначала выслушиваются «свидетели обвинения», затем «свидетели защиты». Выступления сторон должны строиться по принципу нарастания интереса. Задача игры состоит в том, чтобы довести конфликт между сторонами до предела, а затем поднять смысл игрового акта на уровень этических категорий и задаться вопросом: нужна ли и возможна ли нравственность в политике, и при решении обществом стоящих перед ним насущных и актуальных социально-экономических задач?