Практическое задание

1. Сравните политику военного коммунизма и Нэпа по выбранным вами самостоятельно критериям.

2. Заполните таблицу. Сделайте вывод о соотношении итогов Нэпа и модернизационных задач стоящих перед страной в 1920 – е гг.

Итоги Нэпа

Основные причины перехода к Нэпу Итоги Нэпа Модернизационные задачи стоящие перед Россией
В политической сфере    
В сельском хозяйстве    
В промышленности,    
В социальной сфере    
В сфере культуры, образования, науки    

3..Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии в методах и результатах решения задач модернизации в дореволюционной и советской России и их причинах

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Методы и результаты их решения в 1907-1914 г. Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг.
В политической сфере    
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В сфере культуры, образования и науки    

4. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различии изменений в жизни двух типов западных стран в 1930-х гг. и их причинах.

Изменения Страны «органической модернизации» Страны «ускоренной модернизации»
Политические    
Социальные    
Экономические    
Идеологические    

5. Сравните марксистскую доктрину социализма, сталинскую теорию построения социализма в СССР и задачу построения основ индустриального общества стоявшую перед нашим Отечеством. Что межу ними общего и что различного?

6. Сравните переход к индустриальной экономике в СССР и странах Запада. Какие трудности стояли в связи с этим перед СССР в процессе построения своей индустриальной базы?

7. Сравните планы индустриализации «правой оппозиции» и сталинского руководства, выдвигавшиеся ими на рубеже 1920-1930-х гг. В чём состояли их сходство и различия? Почему сталинский план одержал победу?

8. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве и различиях в методах и результатах решения задач модернизации советского государства в период Нэпа и в период форсированной модернизации 1930-х гг. и их причинах.

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Методы и результаты их решения в 1921-1929 гг. Методы и результаты их решения в 1929-1939 гг.
В политической сфере    
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В сфере культуры, образования и науки    

9. Заполните таблицу.

Модернизационные задачи стоящие перед Россией Положительные итоги форсированной модернизации 1930-х гг. Отрицательные итоги и издержки форсированной модернизации 1930-х гг.
В социальной сфере    
В аграрном секторе экономики    
В промышленном секторе экономики    
В торгово-финансовой сфере    
В сфере культуры, образования и науки    

10. Докажите, что в СССР к концу 1930-х гг. было построено индустриальное общество.

11. Сравните индустриальное общество в странах «органического типа модернизации» и в СССР. Каковы причины различий?

12. Сравните проведение модернизации в России в XVIII − начале XX вв. и в 1930-е гг. Что общего и что различного вы находите в методах, задачах и целях этих вариантов модернизации. Как вы думаете, какой из этих вариантов модернизации был предпочтительнее? Почему?

13. Докажите, что политическая система сложившаяся в СССР в 1930-е гг. является разновидностью тоталитарного режима.

14. Сравните фашистские тоталитарные режимы и тоталитарный режим, сложившийся в СССР в 1930-е гг. в отношении: причин появления, идеологии, целей стоящих перед ними, а так же методов их реализации. Сделайте вывод.

15. Заполните таблицу и ответьте на вопрос: что такое «тоталитарная демократия» и в чём состоят её отрицательные и положительные стороны?

  Основные положения Конституции СССР 1936 г. Реальная правоприменительная практика
Права и свободы граждан    
Избирательное право    
Суверенитет союзных республик    
Разделение властей    
Верховенство закона    

Проблемные методы.

Ролевая игра

«Сталинская модернизация 30-х гг.: достижения, неудачи, возможность альтернативы».

Студенты делятся на несколько групп:

1) «Суд». Суду предоставляются документы, отражающую точку зрения «правой оппозиции» и сталинского руководства на источники, цели, методы и формы индустриализации.

2) «Свидетели обвинения». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий достижения сталинской модернизации и обрисовывающий её неудачи.

3) «Свидетели защиты». Каждому участнику группы предоставляется документ, критикующий планы правой оппозиции и ставящий под сомнение возможность проведения успешной модернизации СССР предлагаемыми ими методами.

4) «Присяжные заседатели». Их задача знать в целом историческую ситуацию и определить степень реальности, успешности нравственной правоты авторов обоих планов построения в России основ индустриального общества.

5) «Наши современники». Их задача внимательно слушать ход процесса. Им разрешено дополнять, задавать вопросы, участвовать в неигровых спорах.

Сначала выслушиваются «свидетели обвинения», затем «свидетели защиты». Выступления сторон должны строиться по принципу нарастания интереса. Задача игры состоит в том, чтобы довести конфликт между сторонами до предела, а затем поднять смысл игрового акта на уровень этических категорий и задаться вопросом: нужна ли и возможна ли нравственность в политике, и при решении обществом стоящих перед ним насущных и актуальных социально-экономических задач?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: