Субъектами международного морского права являются государства и их объединения — международные организации и органы, наделенные международным сообществом государств определенными правомочиями (правами и обязанностями) в сфере действия морского права.
Основные источники морского права — те же, что и международного права вообще: международный обычай и международный договор.
Долгое время международное морское право регулировалось исключительно международными обычаями, складывавшимися на протяжении веков.
В 1958 году в Женеве состоялась первая Конференция ООН по морскому праву, в основу работы которой были положены проекты универсальных конвенций, разработанные в 1949—1957 годах Комиссией международного права ООН. В конференции участвовали 86 государств.
Конференция разработала и приняла четыре Женевские конвенции по морскому праву 1958 года:
Ø Конвенцию об открытом море;
Ø Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне;
Ø Конвенцию о континентальном шельфе
Ø Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году была созвана III Конференция ООН по морскому праву.
Конференция состоялась в 1973-1982 годах, было проведено 11 ее сессий. Специальная сессия для подписания Конвенции состоялась в декабре 1982 года на Ямайке.
Был разработан и принят текст Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, регулирующей все основные виды деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана.
Конвенция ООН по морскому праву вступила в силу 16 ноября 1994 года после того, как ее ратифицировали и стали ее участниками 60 государств.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и Женевские конвенции по морскому праву 1958 года являются бессрочными международно-правовыми актами и сохраняют свою юридическую силу для их государств-участников.
Согласно ст. 311 Конвенции ООН по морскому праву, она имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года, т.е. в том случае, когда два государства являются одновременно участниками Конвенции 1982 года и той или иной конвенции 1958 года. Это, разумеется, не касается тех пространств Мирового океана, юридический статус и режим которых не был определен в конвенциях 1958 года.
Конвенция определяет юридический статус обозначенных в ней морских пространств (территориальное море, прилежащая зона, открытое море, континентальный шельф и т.д.) и их пределы (границы) в целях установления их юридического режима, т.е. совокупности прав и обязательств участников Конвенции применительно к пространству, имеющему данный статус.
Внутренние воды.
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внутренних вод.
Правовой режим внутренних вод устанавливается законодательством прибрежного государства. Любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды государства лишь с его разрешения — общего в соответствии с правилами, изложенными в «Извещениях мореплавателям», или специального, касающегося иностранных военных кораблей.
Прибрежное государство определяет также порядок доступа в свои порты иностранных судов и устанавливает правила, которым они должны следовать во время пребывания там. В частности, государство устанавливает, какие именно порты открыты для захода иностранных судов. Оно вправе в необходимых случаях отменить соответствующее разрешение или ограничить доступ в тот или иной порт определенным категориям судов, в частности по причине обеспечения экономической безопасности или безопасности мореплавания.