Международный терроризм

Международный терроризм - общество опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами. Впервые политический терроризм был признан преступлением в 1937 году после подписания 24 государствами Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о международной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками. Однако в силу они не вступили.

В примерный перечень актов международного терроризма входят убийства глав иностранных государств и правительств, дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой, взрывы и обстрелы помещений посольств, миссий, представительств, штаб квартир международных организаций, нападения на жилые помещения и транспортные средства указанных лиц, диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.

Субъектами преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или преступные организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступлений. Форма вины может быть только умышленная, а целью является стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.

На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как:

Ø Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года;

Ø Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;

Ø Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года;

Ø Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года;

Ø Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;

Ø Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года;

Ø дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года;

Ø Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года

Ø Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года.

Ø Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

В системе ООН был создан Специальный комитет по международному терроризму в составе 35 человек.

Наёмничество.

Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв между­народных вооруженных конфликтов 1977 г., наемник — это лицо, которое:

ü специально завербовано на месте военных действий или за грани­цей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

ü фактически принимает участие в военных действиях, руководст­вуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);

ü не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

ü не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящей­ся в конфликте;

ü не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входя­щего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от воен­ных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемничество было квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 году в Резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников – уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона.

Государствам-членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирова­ния и обучения наемников 1989 года к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционно­го порядка или нарушение его территориальной целостности и непри­косновенности.

Преступными признаются также действия лиц, осу­ществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями.

Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество.

Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: