Введение. Международное уголовное право

В.Е. СТЕПЕНКО

О.А. ЧЕРНОВА

Международное уголовное право

Учебное пособие

Хабаровск 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Юридический факультет

В.Е. СТЕПЕНКО

О.А. ЧЕРНОВА

Международное уголовное право

Учебное пособие

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром Министерства образования и науки в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

Хабаровск 2011

УДК 342.951

ББК Х 9 (2 Рос) 301.162

С 79

Рецензенты

БОЙКО В.Н. – Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, советник Губернатора Хабаровского края по оборонным вопросам, министр, генерал-майор милиции запаса

Никулин М.И

Дерюга Н.Н.

В.Е. СТЕПЕНКО, О.А. ЧЕРНОВА

С 79

Международное уголовное право

ISBN

В.Е. СТЕПЕНКО, заведующий кафедрой уголовно – правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент

О.А. Чернова, доцент кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент

УДК 342.951

ББК Х 9 (2 Рос) 301.162

С 79

ISBN

© В.Е. Степенко

Введение

Принципиальное и жизненно важное значение имеет вопрос обеспечения безусловного выполнения международных договоров и национальных законов по формированию демократического общества и правового государства. На этом пути, как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И. Каримов, укрепление правового поля и развитие законодательной базы демократического государства – это половина дела.1 В этой связи правовые реформы должны стать неотъемлемой частью усилий по обеспечению устойчивого развития как отдельно взятых государств Центральной Азии, так и региона в целом. В этом смысле устойчивое развитие возможно только при обеспечении региональной безопасности. Как справедливо отметил Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев «безопасность Центральноазиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-Евроазиатский регион должен быть частью Евроазиатской системы безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности». 2
Поэтому в наши дни особое значение приобретает решительный отказ от старых правовых догм и стереотипов3, порождающих условия, которые отрицательно воздействуют на создание международно-правовых механизмов регулирования межгосударственных отношений в области борьбы с транснациональной преступностью и другими угрозами региональной безопасности. На этом фоне прослеживается последовательная реализация всего того, что законодательно принимается в государствах Центральной Азии по формированию международно-правовых взаимоотношений с другими государствами. В этой связи создание позитивного международно-правового имиджа государства стало одной из приоритетных задач правовой политики Республики Узбекистан в среднесрочной перспективе. Аналогичный спектр задач имеется и в правовой политике Республики Казахстан. Концепция международно-правовой политики названных государств формируется в духе Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия (2000 г.).
Начальным шагом на пути создания международно-правового имиджа стало вступление в членство международных организаций глобального (ООН) и регионального (ОБСЕ, ЭКО, Организация Центрально-азиатского Сотрудничества) масштабов. Было бы уместным также подчеркнуть заключение и участие Республикой Казахстан, также как и Республикой Узбекистан, во многих международных договорах. Конечно же, при этом далеко не всегда удается избежать от издержек, как при выработке процедур присоединения, так и при трансформации международно-правовых норм в национально-правовую систему. Это объясняется: во-первых, ратификацией международно-правовых актов без их предварительной проработки, и учета возможности страны в выполнении взятых обязательств;
во-вторых, отсутствием единой практики имплементации международно-правовых норм в структуру и содержание конкретных отраслей права;
в-третьих, недостаточной ясностью в определении процессуальных механизмов реализации подписанных договоров, аспектов взаимодействия и международного сотрудничества.
Может быть поэтому сейчас в целом одобрительно воспринимается множественное количество научных изданий и введение новых учебных дисциплин, преподавание которых нередко ограничивается комментарием к международно-правовым актам и формулированием позиции относительно правил их соблюдения, обеспечивающие эффективное регулирование международных отношений.
Такая активная интеграция в международные институты призвана обеспечить мир, взаимопонимание и согласие Республики Узбекистан с другими субъектами международного права, что послужило бы укреплению стабильности и безопасности в Центральной Азии.4
Безопасность Центральной Азии остается актуальной в то время, как в регионе все еще сохраняются потенциальные очаги локальных вооруженных конфликтов и существует угроза терроризма, наркобизнеса, контрабанды оружием и психотропными веществами, а также транснациональной организованной преступности. В целях разрешения перечисленных международных проблем каждая страна должна четко и ответственно определить свои позиции в процессах глобализации, чтобы предусмотреть и максимально нейтрализовать возможные негативные проявления. 5
Постепенно укрепляя свое место в международных институтах, Республика Узбекистан стремится эффективно воспользоваться международным сотрудничеством с другими странами по борьбе с любыми вышеназванными видами международной преступности.
Так, в чем состоит суть международной преступности? Какова ее проявления? В чем заключается международные уголовно-правовые аспекты борьбы с ней?
Основным мотивом составления курса международного уголовного права стал как раз таки необходимость поиска правильного ответа на эти вопросы.
Цель курса – освещение основных положений современного международного уголовного права с углубленным изучением международных нормативных источников и фундаментальной литературы. Читатели ознакомятся с основными понятиями институтов международного уголовного права, содержанием действующего уголовного права государств, которое играет существенную роль в развитии международного сотрудничества.
Сперва, несколько слов о роли международного уголовного права в международных отношениях. Становление международного уголовного права прошло сложный путь развития: от доктринальных разработок до создания большого числа материальных и процессуальных норм, а также построения механизма международной уголовной юстиции. Существенным фактором совершенствования международного уголовного права явились прогрессивные перемены в межгосударственных взаимосвязях по борьбе с международной преступностью.
Международное уголовное право развивается в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых – договорной (конвенционный), то есть он воплощается в заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных организаций.
Современное международное уголовное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие воздействия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств “проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Международное уголовное право как самостоятельный нормативный комплекс представляет собой совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере борьбы с преступностью. Отношения, регулируемые международным уголовным правом, являются как двусторонними, так и многосторонними; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.
При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории преступности, которые характеризуют предмет международного уголовно-правового регулирования:
1. Преступления, которые по своей сути являются международными и не могут быть упреждены внутренней уголовно-правовой системой какого-либо одного государства, или же решаться односторонними актами государства. Это агрессивная война, серьезные нарушения.законов и обычаев войны, геноцид
2. Преступления, представляющие опасность общечеловеческим ценностям и разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это экоцид, терроризм, грубые и систематические нарушения прав человека.
3. Преступления, борьба с которыми относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это преступления против общественного порядка: контрабанда, наркобизнес, торговля людьми, пиратство, легализация доходов, полученных от преступной деятельности.
Для борьбы с каждым из вышеперечисленных преступлений к настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных конвенций: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 19 декабря 1988г.). Характерная черта конвенций – это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие правовой статус некоторых международных органов, координирующих деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.
Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.
В представляемой на ваш суд учебном курсе избрана нетрадиционная схема построения глав, которая осуществлена по мере значимости и через призму актуальности проблемы в ныне сложившейся современной реальности. Подобный метод изложения не случаен. Прежде всего, расставлены акценты на наиболее вызывающие тревогу мирового сообщества явления. В частности, международный терроризм, рост транснациональных преступных группировок, незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и “отмывание” денег, добытых преступным путем и т.д. Международная опасность перечисленных и других преступлений значительно возрастает. Они дестабилизируют деятельность правительств, подрывают основы гражданского общества, ущемляют права и свободы человека и влекут за собой пагубные последствия для социально-экономического развития государств.
Во-вторых, если признать необходимость изучения международного уголовного права не только студентами и слушателями, но и сотрудниками системы уголовной юстиции, а также теми правоприменителями, чья деятельность прямо или косвенно связана международной борьбой с преступностью, то относительно удачным принципом осмысления материала, представляется в этой связи освещение конкретных особенностей международно-правовых проблем и на основе анализа отличать важность общих институтов международного уголовного права.
В-третьих, в Конституции Республики Узбекистан утверждается верховенство общепризнанных норм международного права. Следовательно, если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора.
Эти требования в полной мере относятся и к международному уголовному праву, нормы которого существенно дополняют уголовное право, уголовный процесс и уголовно-исполнительное право Республики Узбекистан. Они являются правовой основой предупреждения преступлений против международного права. Можно сказать, что такой нормотворческой подход имеет место и в Конституции Республики Казахстан6 (статьи 4), где установлено, что «международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Однако, в отличии от законодательства Республики Узбекистан в Законе Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005г. (статья 20) также установлено, что в случае коллизии международных договоров Республики Казахстан с законами Республики Казахстан международные договоры Республики Казахстан подлежат изменению, приостановлению или прекращению их действия. Такое условие подразумевает относительный, а не абсолютный характер верховенства международных договоров над национальным законодательством.
В четвертых, в источниках международного права существуют две крайних точек зрения, касающиеся актуальности и действенности теории международной уголовной ответственности. Суть дискуссии - проблема сохранения государственного суверенитета в условиях применения международного уголовного права, уголовной ответственности государств, функционирования Международного уголовного суда.
В силу специфической сложности изучения предмета международного уголовного права содержание данного учебного курса отражает современные тенденции развития данной области международного права.
Глава I охватывает понятие, принципы и источники международного уголовного права. Понятие “международное уголовное право” объясняется с различных точек зрения видных ученых и юристов. Приводятся подходы в основном тех ученых, чьи дефиниции в наибольшей степени совпадают с обычными международными уголовными нормами. Фундаментальные исследования о международном уголовном праве таких ученых как Карпец И.И., Арцибасов И.Н., Блищенко И.П. и Фисенко И.В. были взяты на заметку при составлении наиболее внятного определения понятия “международное уголовное право”.
Широкому анализу были подвергнуты принципы международного уголовного права. Поскольку в международном праве не разделяют материальные и процессуальные нормы, принципы международного уголовного и уголовно-процессуального права указываются вместе. Это, в свою очередь, усложняет процесс сравнения международного и национального уголовного права исходя из общеуголовных принципов. Поэтому делается вывод, что постоянное развитие и изменения в международной договорной практике делают предмет и метод международного уголовного права незавершенными.
Источники международного уголовного права есть те, которые признаются как источники международного права в целом. Источники международного уголовного права еще более диверсифицируются за счет судебных решений международных трибуналов, модельных законов (например, в рамках СНГ) и проектов различных международных актов.
Особую теоретическую и прикладную значимость имеет Глава II. В ней говорится о проблемах имплементации норм действующего международного уголовного права в уголовно-правовую систему Республики Узбекистан. Различными подходами правовых школ и опытом государств обосновываются важность несомненного соблюдения международных договорных обязательств Узбекистана. Во главе угла теоретического анализа стоит вопрос совместимости и унификации норм международного и национального уголовного права. Суть всей аргументации вокруг вышесказанного вопроса состоит в важности примата международного права над национальным. Также не упускается с виду то, что оба уровня права взаимодополняют друг друга.
Подробно объясняются особенности международного нормотворчества. Описываются допустимые методы имплементации конвенциональных норм в уголовно-правовую систему Республики Узбекистан. При этом приводятся примеры из законотворческого опыта разных стран.
Еще одним важным моментом данной главы является проблема применимости международных договорных норм в судебной системе Республики Узбекистан. Здесь речь идет об эффективном применении национальными судами норм международного уголовного права при рассмотрении споров, “отягощенных “иностранным элементом”. Основная часть обсуждаемого вопроса касается самоисполнимости или не самоисполнимости международных норм.
Все еще продолжающиеся дебаты ученых и юристов по поводу видов международной преступности составили основу Главы III. Прежде чем предпринять прикладные меры по борьбе с международной преступности необходимо понять её суть. Степень общественной опасности для международного сообщества, объект и объективная сторона преступления, а также его субъекты определяют вид международной преступности. Опираясь на все вышеприведенные критерии ученые выделяют два вида международной преступности: международные преступления и преступления международного характера.
Особо внимание обращается также к субъектам международной ответственности. Такими являются государства, международные организации и отдельные индивиды. Применение санкций в отношении государства и международных организаций за международное преступление осуществляется в форме, не представляющей собой уголовную ответственность. Поэтому, когда речь идет о международной уголовной ответственности, имеется ввиду наказание физических лиц.
По Главе IV. Последнее десятилетье ознаменуется усилением деятельности террористических организаций, транснациональных преступных групп, а также увеличением количества горячих точек локальных вооруженных конфликтов. В этой связи деятельность международных институтов, национальных законодательных, правоохранительных и судебных органов направлена прежде всего на упреждение именно данных угроз миру и безопасности человечества. Поэтому усилия международного сообщества имеют целью унификации международно-правовых актов и гармонизации разных национальных правовых систем. Подробно анализируются международные договоры по борьбе с терроризмом, “легализацией” доходов, полученных от криминальной деятельности, а также международные конвенции, регулирующие законы и обычаи войны.
Наказание лиц, совершивших вышеназванные преступления против мира и безопасности человечества, может осуществлено как через международные, так и через национальные судебные органы. Глава V посвящается проблемам юрисдикции международных и национальных судебных органов. Международная уголовная юрисдикция и судопроизводство объясняются посредством освещения деятельности Нюренбергских и Токийских военных трибуналов, Международных ad hoc трибуналов по Югославии и Руанде. Процесс становления Международного уголовного суда, его компетенции в рамках своего Статута тоже помогают постичь суть международного уголовного процесса.
Немаловажное значение имеет вопрос экстрадиции для международно-правового сотрудничества Республики Узбекистан с другими государствами. Поэтому данный вопрос был также включен в Главу, посвященной международному уголовному процессу. В ней рассматриваются общепринятые в международной практике правила выдачи преступников, порядок рассмотрения уголовных дел, подсудных судами двух или более государств, методы передачи сведений о судимости экстрадируемого лица, порядок сношений по вопросам уголовного преследования.
Несомненно перечень предлагаемых в курсе тем определен из чисто авторских соображений. Он может быть воспринят как в позитивном так и в негативном плане в зависимости от спектра его рассмотрения. Однако надеемся, что предлагаемый материал будет способствовать дальнейшему совершенствованию учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: