ответит Вам "да".
2400 лет существует это правило, оно проверено сотней поколений образованных людей. Оно живо потому, что верно.
И только сравнительно недавно были выяснены глубокие - физиологические (!) причины объясняющие эффективность данного приёма.
Установлено, что, когда человек говорит или слышит "нет", в его кровь поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. И наоборот слово "да" приводит к выделению "гормонов удовольствия" (эндорфинов).
Получив две порции "гормонов удовольствия", собеседник расслабляется, настраивается благожелательно, ему психологически легче сказать "да", чем "нет".
Одной порции эндорфинов не всегда достаточно, чтобы перебороть плохое расположение духа, в котором может пребывать собеседник. Кроме того, человеку невозможно мгновенно перестроиться с одного настроения на другое, надо дать ему и больше времени, и больше "гормонов удовольствия", чтобы обеспечить этот процесс.
Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника, не отнимать у него много времени. Кроме того, при длительной подготовке к основной масти разговора увеличивается вероятность того, что кто-то вмешается (телефонным звонком или непосредственно) в разговор, получив вместо Вас положительное решение. Особенно это актуально при посещении руководителя.
|
|
Третье правило (правило паскаля):
Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо".
Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего_достоинства. Например, открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требуемому возможно, даже в ущерб себе.
Или когда Вы уличили собеседника в чем – то, порочащем его достоинство, то согласиться ему – значит признать отрицательную оценку своей личности.
Слова Паскаля «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» как нельзя лучше подсказывают выход из ситуации.
Предложите такое решение, которое дает собеседнику возможность с честью выйти из затруднительного положения — это поможет ему принять Вашу точку зрения!
Подчиненный обращается к своему руководителю, недавно вступившему в должность:
— Я уже давно работаю в этой должности и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Вы первый, кто это требует. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!
- Надеюсь, Вы проверили отчет перед тем, как сдать его мне? (Вариант ответа: "Вы считаете, что несправедливо заставлять Вас исправлять Ваши же ошибки?')
|
|
Оба варианта ответа загоняют подчиненного в угол, ибо ставят под сомнение серьезность его отношения к работе, что его и возмутило.
По-видимому, более удачно следующее направление диалога:
— Вы говорите, что в отчете мелкие неточности?
- Да..
— Хорошо, давайте посмотрим, можно ли с ними смириться.
После этого руководитель отмечает сильные и слабые
стороны отчета. Если при этом не будет задето достоинство подчиненного (а слова руководителя в третьем варианте этого не предполагают), сотруднику будет легче изменить свое негативное отношение к данной ситуации.
Четвертое правило:
Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое — когда незначительный, не принимаемый всерьез.
Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним — и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус индивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.
Фактически правилом 4 пользуются те, кто просит уважаемого человека «замолвить за себя слолвечко». Или ссылаются на мнение всеми уважаемого человека, цитируют его в подтверждение своих доводов.